Решение от 29.01.2016 по делу № 5-9/2016 (5-1520/2015;) от 10.12.2015

Дело №

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«04» февраля 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Сокра-Флот», ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты> присвоен 26 ноября 2002 года, зарегистрованного ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому, находящегося в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сокра-Флот» (далее – ООО «Сокра-Флот») ДД.ММ.ГГГГ начальником группы режимно-контрольных мероприятий отдела в <адрес> ПУ ФСБ России по восточному арктическому району капитан-лейтенантом ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ООО «Сокра-Флот» вменено нарушение требований ч.ч. 1, 4 ст. 43.1, п.п. 1,2,13 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», п. 11.1 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Минсельхоза России № от ДД.ММ.ГГГГ), руководство «Режим плавания судов в водах омывающих тихоокеанское побережье России» (сводное описание), адмиралтейский №, изд. ГС КТОФ, 2010 год, «Лоции Берингова моря».

Согласно протоколу об административном правонарушении ООО «Сокра-Флот», посредством судна СТР «Святой Павел», под руководством капитана ФИО7, на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №, осуществляло промышленное рыболовство в исключительно экономической зоне Российской Федерации, в Петропавловск-Командорской промысловой подзоне (район 6102.2) Тихого океана, в запретном для лова рыбы всеми орудиями лова и всех видов тралений районе №, в период с 23 час. 00 мин. до 24 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ добыло (выловило), хранило, транспортировало 15 500 кг минтая-сырца, 4 300 кг трески-сырца, 2 500 кг камбалы дальневосточной-сырца, 6 200 кг терпуга-сырца.

Защитник ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагал, что в действиях ООО «Сокра-Флот» отсутствует состав правонарушения, производство по делу подлежит прекращению, на основании изложенных в письменном пояснении доводов, которыми, в частности, указал. Общество привлекается в связи с выловом водных биоресурсов в запретном районе №, в соответствии с «Режимом плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России» (сводное описание) издание Гидрографической службы Краснознаменного Тихоокеанского Флота №, издания 2010 года, однако «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России» не является нормативно-правовым актом и не имеет юридической силы. Как следует из ответа главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации ФИО10от ДД.ММ.ГГГГг. №, издание документов в сфере рыболовства в компетенцию Гидрографической службы Краснознаменного Тихоокеанского Флота № не входит. Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России, разработан командованием Тихоокеанского флота для мореплавателей в качестве документа, обобщающего сведения о введенных в соответствии с установленным российским законодательством порядком морских режимных и опасных в навигационном отношении районах, установленных путях движениях судов, якорных стоянках, районах мерных линий и полигонов, нанесенных на навигационные морские карты. В ответе Министерства юстиции Российской Федерации № от 29.05.2015г. отмечено, что Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Гидрографическая служба Краснознаменного Тихоокеанского Флота не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, таким образом, Сводное описание не подлежало представлению на государственную регистрацию в Минюст России. В этой связи информацией об официальном опубликовании Сводного описания Минюст России не располагает. Из ответа Федерального агентства по рыболовству №-ПГ/У04 от 16.06.2015г. следует, что Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биологических ресурсов является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Документ «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России» не является нормативным правовым актом, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Судебная практика, разъяснения федеральных органов исполнительной власти указывают, что «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России» (сводное описание) не является правовым актом, а Гидрографическая служба Краснознаменного Тихоокеанского Флота-органом исполнительной власти. Учитывая положения ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России» (сводное описание) не может применяться к отношениям сфере рыболовства. <адрес>ы для рыболовства установлены разделом II Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, координаты района № не относятся к запретным районам. Промысел осуществлялся в исключительной экономической зоне РФ, т.е. за пределами территориального моря. Федеральный закон № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» регулирует правоотношения в пределах внутренних морских водах и в территориальном море. Кроме того, согласно ст. 15 Федерального закона № 155-ФЗ, решения об установлении запретных для плавания районов и об открытии их для плавания, а также правила для таких районов принимает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, решения вступают в силу после объявления в «Извещениях мореплавателям». Временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок, решения об установлении таких районов, принимает федеральный орган исполнительной власти по обороне, решения вступают в силу после объявления в «Извещениях мореплавателям». Учитывая вменение административным органом нарушения положений, которые не регулируют правоотношения в сфере рыболовства, а также не являются нормами права, в действиях ООО «Сокра-Флот» отсутствует состав, предусмотренный ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Защитник ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представил письменное пояснение, ссылаясь на изложенные доводы. Указал, что район № является запретным, но отношения к добыче (вылову) водных биоресурсов этот запрет отношения не имеет, важно установить причины, по которым район № закрыт. Министерство обороны РФ не считает закрытие района № по рыболовству, район закрыт в интересах обороны и безопасности страны, поэтому добыча (вылов) водных биоресурсов в закрытом районе № не влечет нарушение природоохранного законодательства и Правил рыболовства. Указал, что «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России» (сводное описание), издание Гидрографической службы Краснознаменного Тихоокеанского Флота №, не является нормативным правовым актом, как и Лоция. В ст.15 Федерального закона № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» говорится о возможности установления запретных для плавания и временно опасных для плавания районов. Цели установления таких районов названы в самом законе: - в целях обеспечения безопасности судоходства; - охраны государственных интересов Российской Федерации; - охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море. В данном случае, ООО «Сокра-Флот» осуществляло добычу (вылов) водных биоресурсов в закрытом районе № в исключительно экономической зоне Российской Федерации и законодательство не содержит прямого запрета на ведение промысловой деятельности в этом районе. Необоснованной полагал ссылку на п. 11.1 Правил рыболовства, так как в подразделе II раздела II Правил рыболовства указан перечень запретных районов, который является исчерпывающим и может быть дополнен лишь посредством внесения в него изменений в установленном порядке. В силу изложенных доводов, полагал производство по делу подлежащим прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ООО «Сокра-Флот» состава административного правонарушения.

Заслушав защитников ФИО4 и ФИО5, исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные в судебное заседание, прихожу к следующему.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях регламентирует возбуждение дела об административном правонарушении, являющееся самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляющее собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения.

В силу ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ у пирса ЖБФ рыбного порта г. Петропавловска-Камчатского, начальником группы режимно-контрольных мероприятий отдела в <адрес> ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, в присутствии понятых, с участием капитана судна СТР «Святой Павел» ФИО7, произведен досмотр судна СТР «Святой Павел» (судовладелец – ООО «Мореход»). В ходе досмотра установлено следующее. ООО «Сокра-Флот» посредством судна СТР «Святой Павел» осуществляло промышленное рыболовство, на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № в исключительно экономической зоне Российской Федерации в Петропавловск-Командорской промысловой подзоне (район 6102.2) Тихого океана, в усредненных координатах 52 гр. 54,1 мин.с.ш.160 гр. 12,5 мин.в.д. в запретном для лова рыбы всеми орудиями лова и всех видов тралений районе №, ДД.ММ.ГГГГ с 23 час. 00 мин. до 24 час. 00 мин. добыло (выловило), хранило, транспортировало 15 500 кг минтая-сырца, 4 300 кг трески-сырца, 2 500 кг камбалы дальневосточной-сырца, 6 200 кг терпуга-сырца (л.д.145).

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ начальником группы режимно-контрольных мероприятий отдела в <адрес> ПУ ФСБ России по восточному арктическому району вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Сокра-Флот» по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.1-4).

Протокол об изъятии вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении капитана судна СТР «Святой Павел» ФИО7 по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, в присутствии двух понятых с судна изъяты документы, согласно перечню (л.д.151-165).

Протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст.ст. 27.1,27.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Скра-Флот» на рыбопродукцию «минтай б/г» в количестве 372 мест общим весом 8 928 кг, «треска б/г» в количестве 80 мест общим весом 2 403 кг, «камбала б/г» в количестве 79 мест общим весом 1 749 кг, «терпуг б/г» в количестве 204 мест общим весом 6 138 кг, наложен арест. Рыбопродукция передана на ответственное хранение мастеру смены завода ООО «Кайтес» ФИО6 (л.д.59-62).

Протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст.ст. 27.1,27.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении капитана судна СТР «Святой Павел», на судно СТР «Святой Павел» со всем навигационным и промысловым оборудованием, снюревод 49.4/46, навигационную карту №, наложен арест. Имущество передано на ответственное хранение капитану судна ФИО7 (л.д.157-162).

Согласно договору фрахтования судна СТР «Святой Павел» с экипажем (тайм-чартер) №/СФ-14 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор фрахтования), заключенному ООО «Мореход» (Судовладелец) и ООО «Сокра-Флот» (Фрахтователь), Судовладелец передал, а Фрахтователь принял во временное пользование морское судно СТР «Святой Павел» с экипажем, для осуществления промышленного рыболовства (л.д. 207-209).

В соответствии со ст. 1 Кодекса торгового мореплавания РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ (далее – КТМ), настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Согласно ст. 2 КТМ, под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе, для рыболовства.

Как следует из ст. 8 КТМ, под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии с п. 2.10 Договора фрахтования капитан судна и другие члены экипажа подчиняются распоряжения Судовладельца, относящимся к управлению судном, а также распоряжениям Фрахтователя, касающихся коммерческой эксплуатации судна.

Следуя на промысел, капитан судна СТР «Святой Павел» ФИО7 действовал от имени и в интересах Судовладельца – ООО «Сокра-Флот», являющегося собственником судна. В силу сказанного, в обязанности ООО «Сокра-Флот», как судовладельца, входит соблюдение Правил рыболовства и несение ответственности за их соблюдение во время нахождения судна в промысловом рейсе.

Согласно Договору поставки рыбы-сырца от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор поставки), заключенному ООО «Мореход» (Поставщик) и ООО «Кайтес» (Покупатель), Поставщик своими силами и в счет своих квот обязуется выловить и поставить Покупателю рыбу-сырец донных пород, а покупатель принять и расплатиться. Срок действия договора с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.210-211).

В соответствии с Разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов №, пользователю ООО «Сокра-Флот» с использованием снюрревода, посредством судна СТР «Святой Павел» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в районе 61022 разрешена добыча (вылов) камбалы дальневосточной – 10 т, минтая – 176,505 т, трески – 20 т, терпуга – 33,871 т, палтуса черного – 0,043 т (л.д.181).

Обязательным условием разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов является соблюдение при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов требований в области охраны окружающей среды, правил рыболовства и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов для рыбохозяйственного бассейна.

Как о том указано в разрешении, обязательным условием является соблюдение при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов требований в области охраны окружающей среды, правил и ограничений рыболовства, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов для рыбохозяйственного бассейна. Содержащиеся в Разрешениях условия осуществления рыболовства лишь указывают, что юридическое лицо в сфере своей деятельности должно не злоупотреблять предоставленными правами, то есть, не вправе нарушать условия разрешения, обязано соблюдать Правила рыболовства и действующее законодательство.

По данным промыслового журнала судна СТР «Святой Павел» №, начатого ДД.ММ.ГГГГ, судно СТР «Святой Павел» ДД.ММ.ГГГГ по разрешению № в районе 61022 осуществляло добычу водных биоресурсов.

Так ДД.ММ.ГГГГ осуществлена 1 промысловая операция: - №: спуск снюрревода в 23 час. 00 мин. (камчатское время) в координатах 52 гр. 54,1 мин. с.ш. 160 гр. 12,5 в.д., подъем снюрревода в 24 час. 00 мин. в координатах 52 гр. 53,2 мин. с.ш. 160 гр. 11,0 в.д. Добыто 15 500 кг минтая, 4 300 кг трески, 2 500 кг камбалы, 6 200 кг терпуга. Всего добыто 28 500 кг сырца (л.д.202-206).

Добытый судном СТР «Святой Павел» ДД.ММ.ГГГГ сырец в количестве 28 500 кг сдан на береговое предприятие ООО «РКЗ Кайтес» по накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом регистрации объемов добычи (вылова) водных биоресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14,68).

В силу п. 1 ст. 25.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

В рамках проведения административного расследования, определением начальника группы режимно-контрольных мероприятий отдела в <адрес> ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен специалист – штурман КПСКР «Дзержинский» в/ч 9862 ФИО8, которому поручено нанести на навигационную карту № запретный район №, промысловую операцию судна СТР «Святой Павел» за ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям промыслового журнала судна (л.д. 50-53).

Согласно выводам специалиста, изложенным в заключении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СТР «Святой Павел» осуществил замет снюреводом в период с 23 час. 00 мин. до 00 час. 00 мин. в координатах 52?54,1 с.ш. 160?12,5 в.д. (спуск (постановка) снюревода) 52?53,2 с.ш. 160?11,0 в.д. (подъем снюревода) в границах района № указанных в «Режиме плавания судов в водах, омывающих тихоокенское побережье России (сводное описание), издание Гидрографической службы Краснознаменного Тихоокеанского Флота №, издания 2010 года, за пределами внешней границы территориального моря РФ, то есть в исключительной экономической зоне РФ (л.д. 54-55).

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями нанесенными на кальку, снятыми с навигационной карты № (масштаб 1: 250000), сведениями судового журнала судна СТР «Святой Павел», начатого ДД.ММ.ГГГГ, данными спутникового позиционирования судна (л.д.41-43,44,188-195).

В письменном объяснении капитан судна СТР «Святой Павел» ФИО7 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ находился на мостике днем во время промысла, и спустился в каюту в 20 час. 00 мин. На вахте остался 2 помощник капитана Биганов. В течение своей вахты должен был идти в порт, но в 23 час. 00 мин. увидев скопление рыбы, решил поставить снюревод. О запретном районе № забыл. Был произведен вылов рыбы сырца, о чем сделаны записи в судовой, и промысловой документации, была проведена работа со всем штурманским составом. Второй помощник наказан и полностью осознал свою вину (л.д. 163-164).

Второй помощник капитан судна СТР «Святой Павел» ФИО9 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ с 18 час. 00 мин. находился на ходовой вахте, в 23 час. 00 мин. обнаружил на эхолоте характерную запись рыбы, и поставил снюревод, о том, что находиться в запретном районе для рыболовства, не знал. (л.д. 165-166).

Таким образом установлено, что ООО «Сокра-Флот», посредством судна СТР «Святой Павел», под руководством капитана ФИО7, осуществляло промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Петропавловск - Командорской промысловой подзоне (район 6102.2) Тихого океана, в запретном для лова рыбы всеми орудиями лова и всех видов тралений районе №, в период с 23 час. 00 мин. до 24 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ добыло (выловило), хранило, транспортировало 15 500 кг минтая-сырца, 4 300 кг трески-сырца, 2 500 кг камбалы дальневосточной-сырца, 6 200 кг терпуга-сырца.

По итогам проведенного административного расследования в отношении ООО «Сокра-Флот» составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 265-277).

Действия ООО «Сокра-Флот» квалифицированы по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой административным правонарушением признается нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Как полагали защитники в ходе рассмотрения дела, в действиях ООО «Сокра-Флот» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку действующим законодательством не установлен запрет, в данном случае, на осуществление ООО «Сокра-Флот», посредством судна СТР «Святой Павел», промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Петропавловск-Командорской промысловой подзоне (район 6102.2) Тихого океана, в запретном для лова рыбы всеми орудиями лова и всех видов тралений районе №, в подтверждение чему представили дополнительные документы.

ООО «Сокра-Флот» вменено нарушение требований ч.ч. 1, 4 ст. 43.1, п.п. 1,2,13 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», п. 11.1 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Минсельхоза России № от ДД.ММ.ГГГГ), руководство «Режим плавания судов в водах омывающих тихоокеанское побережье России» (сводное описание), адмиралтейский №, изд. ГС КТОФ, 2010 год, «Лоции Берингова моря».

Вместе с тем, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства и дополнительно представленные документы в ходе рассмотрения дела, не нахожу в действиях ООО «Сокра-Флот» нарушений требований вышеуказанных правовых актов, изложенный в протоколе об административном правонарушении вывод должностного лица нельзя признать обоснованным по следующим обстоятельствам.

Частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объективной стороной рассматриваемого административного правонарушения являются действия, выразившиеся в нарушении правил рыболовства, а также утвержденных Правительством РФ квот вылова водных биологических ресурсов, их распределения, несоблюдении указанных в разрешении на лов рыбы, добычу морских животных и растений промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целей, в превышении нормы вылова живых ресурсов, указанной в лицензии, в добыче живых ресурсов за пределами отведенного участка и т.п.

Из Конституции Российской Федерации следует, что федеральный законодатель вправе регулировать вопросы природопользования (ст. 72, п. «д» ч. 1), в том числе в целях защиты природных ресурсов, которые используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1).

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются, в том числе, Федеральными законами (от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с последующими изменениями, от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» с последующими изменениями, от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» с последующими изменениями, от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Феде-рации» с последующими изменениями); Указами Президента Российской Федерации (в частности, от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере»); постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 3 названного Федерального закона); нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (например, правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»); законами субъектов Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми ими в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 3 названного Федерального закона).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») сформулированы основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Вместе с тем, ч. 2 ст. 2 названного Федерального закона предусмотрено, что иными федеральными законами могут быть установлены иные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, не противоречащие принципам, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случаях предоставления им таких полномочий указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна в соответствии со ст. 43.1 указанного Федерального закона.

В п.п. 9 и 10 ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», даны понятия «рыболовство» и «промышленное рыболовство», определенные как деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Таким образом, соблюдение Правил рыболовства является необходимым условием для осуществления рыболовства.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, действовавшие на момент вмененного административного правонарушения, утверждены приказом Минсельхоза России № от ДД.ММ.ГГГГ.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №, далее – Правила рыболовства, действовавшие на момент совершения административного правонарушения), регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - пользователи).

В соответствии с п. 11.1 Правил рыболовства при осуществлении рыболовства запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в запретные сроки и в закрытых для добычи (вылова) районах (местах) добычи (вылова).

Согласно п.п. 1, 2, 13 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства: запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства.

Запрет на осуществление лова рыбы всеми орудиями лова и всех видов тралений в районе № установлен руководством «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России (сводное описание)» издания Гидрографической службы Краснознаменного Тихоокеанского Флота №, издания 2010 года, в котором описаны границы указанного района и перечислены все запрещенные действия.

Как указано в гл. 2 руководства «Режим плавания судов в водах омывающих тихоокеанское побережье России» (сводное описание), адмиралтейский №, издания Гидрографической службы Краснознаменного Тихоокеанского флота, 2010 года, в п. 2.2 «Районы, запретные для постановки на якорь, лова рыбы придонными орудиями лова, придонного траления, подводных и дноуглубительных работ, взрывных работ и плавания с вытравленной якорь-цепью» зафиксировано, что к юго-востоку от полуострова Шипунский установлен район № ограниченный береговой линией и линиями, соединяющими точки: 1) 53°08,68? с.ш. 160°03,51 в.д.; 2) 52°51,20? с.ш. 160°26,20 в.д.; 3) 52°45,40? с.ш. 160°08,50 в.д.; 4) 53°10,40? с.ш. 159°48,09 в.д. <адрес> № нанесены типографским способом на морской навигационной карте № издания Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ (новое издание ДД.ММ.ГГГГ; заказ 162; отпечатано в 2002 году).

Запрет на осуществление лова рыбы придонными орудиями лова, всеми видами тралений в районе №, прописан в «Лоции Берингова моря» часть 1 Западная часть моря.

Запрет на осуществление лова рыбы всеми орудиями лова и всех видов тралений в районе № регламентирован в «Лоции Берингова моря», являющейся официальным руководством для плавания, изданной Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны РФ. Лов рыбы всеми орудиями лова, все виды тралений в пределах района № запрещены в целях обеспечения охраны государственных интересов и обороноспособности Российской Федерации, а так же охраны окружающей среды.

Статья 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» устанавливает перечень ограничений рыболовства, который является открытым: в пункте 13 части 1 названной статьи предусмотрена возможность установления иных ограничений в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п.п. 1,2,4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации») в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность. Границы запретных для плавания районов показываются на навигационных картах, издаваемых федеральным органом исполнительной власти по обороне. Изменения, касающиеся таких районов, заблаговременно публикуются в «Извещениях мореплавателям» и объявляются по радио.

Согласно ст. 12.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов; не допускать нарушение среды обитания водных биоресурсов.

На момент совершения ООО «Сокра-Флот» административного правонарушения ограничения в виде запрета рыболовства, закрытия рыболовства либо иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства в морских пространствах исключительной экономической зоны Российской Федерации, в том числе, в Петропавловск - Командорской промысловой подзоне (район 6102.2) Тихого океана, в запретном для лова рыбы всеми орудиями лова и всех видов тралений районе №, где ООО «Сокра-Флот», посредством судна СТР «Святой Павел», осуществляло промышленное рыболовство, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии со ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не установлены

Таким образом, перечисленные протоколе об административном правонарушении нормативно-правовые акты, нарушение которых вменено ООО «Сокра-Флот» при осуществлении промысленного рыболовства в исключительной экономической зоне РФ носят общий характер, не содержат конкретных ограничений рыболовства, не устанавливают запретные для плавания, иных видов деятельности, в том числе, рыболовства. Протокол об административном правонарушении не содержит указание на нормативный правовой акт, обязывавший ООО «Сокра-Флот» соблюдать «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России (сводное описание)» и «Лоции Берингова моря» при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов в исключительно экономической зоне Российской Федерации в Петропавловск-Командорской промысловой подзоне (район 6102.2) Тихого океана, в усредненных координатах 52?54,1?с.ш. 160? 12,5?в.д., в запретном для лова рыбы всеми орудиями лова и всех видов тралений районе №.

При таких обстоятельствах, с учетом положений п.п. 1,2,4 ст. 15 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в руководстве «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России» (сводное описание), адмиралтейский №, изд. ГС КТОФ, 2010 г., к юго-востоку от полуострова Шипунский установлен район №, ограниченный береговой линией и линиями, соединяющими точки: 1) 53°08,68? с.ш. 160°03,51 в.д.; 2) 52°51,20? с.ш. 160°26,20 в.д.; 3) 52°45,40? с.ш. 160°08,50 в.д.; 4) 53°10,40 мин с.ш. 159°48,09 в.д., с закреплением запрета в нем на лов рыбы всеми орудиями лова и все виды траления, который распространяется исключительно на рыболовство, осуществляемое во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

При этом для осуществления рыболовства и иной деятельности в исключительной экономической зоне Российской Федерации запрет на осуществление рыболовства в запретном для лова рыбы всеми орудиями лова и всех видов тралений районе № действующим законодательством не установлен.

В силу положений ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку в протоколе не вменяется в вину и в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие несоблюдение ООО «Сокра-Флот» нарушений иных правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного и других видов рыболовства, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу в отношении ООО «Сокра-Флот» подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, подлежит снятию арест с рыбопродукции «минтай б/г» в количестве 372 мест общим весом 8 928 кг, «треска б/г» в количестве 80 мест общим весом 2 403 кг, «камбала б/г» в количестве 79 мест общим весом 1 749 кг, «терпуг б/г» в количестве 204 мест общим весом 6 138 кг, наложенный протоколом ареста от ДД.ММ.ГГГГ, переданной на ответственное хранение ООО «Кайтес».

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.17 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░/░» ░ ░░░░░░░░░░ 372 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 8 928 ░░, «░░░░░░ ░/░» ░ ░░░░░░░░░░ 80 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 2 403 ░░, «░░░░░░░ ░/░» ░ ░░░░░░░░░░ 79 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 1 749 ░░, «░░░░░░ ░/░» ░ ░░░░░░░░░░ 204 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 6 138 ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

5-9/2016 (5-1520/2015;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Другие
ООО "Сокра-Флот"
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Лаевская Римма Петровна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
11.12.2015Передача дела судье
20.01.2016Подготовка дела к рассмотрению
29.01.2016Продление срока рассмотрения
29.01.2016Рассмотрение дела по существу
29.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее