Решение по делу № 3а-74/2017 от 27.09.2017

Дело № 3а-74/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан                                               9 ноября 2017 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Владимирова В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Владимиров В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, просит установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере 6 381 000 руб.

Административный истец Владимиров В.В. в судебное заседание           не явился, направил представителя.

Представитель административного истца Солушкина И.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала              по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия          Ведерникова А.Н. представила письменный отзыв, пояснив, что право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка Министерство имущественных            и земельных отношений Республики Хакасия не оспаривает.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Малыхина Е.В. требования не признала, представила письменный отзыв, указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

Определением судьи к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по Республике Хакасия,               в качестве заинтересованного лица – администрация Целинного сельсовета Ширинского района, представители которых в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по РХ Ощепкова Н.Э. указала, что Управление не оспаривает право Владимирова В.В. на установление рыночной стоимости земельного участка ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости).

Выслушав объяснения присутствующих лиц, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права        и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится         в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости                        по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г.        № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности, Закон) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров      о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная                 в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости             его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена          его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона         об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Владимиров В.В. является собственником земельного участка                    с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством                    о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).

В силу части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации,                 по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля      2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков     в составе земель сельскохозяйственного назначения Республики Хакасия утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 28 октября 2016 г. № 020-145-п по состоянию                на 1 января 2016 года. В приложении № 1 к данному приказу указан земельный участок с кадастровым номером , кадастровая стоимость – 22 665 000 руб. Аналогичные данные содержатся в выписке из ЕГРН                  о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 72).

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости и нарушает права как налогоплательщика земельного налога, Владимиров В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование требований административным истцом представлен отчет , выполненный ООО "Организация", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым           по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 6 381 000 руб. (л.д. 81-134).

Суд полагает возможным принять указанный отчет в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям закона.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.

Возражений относительно достоверности определенной в отчете                    рыночной стоимости земельного участка и соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Владимирова В.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения         в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления                о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обращено внимание, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений        о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В пункте 7 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что на основании части 4 статьи 38        КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

С учетом изложенного, заявленное к ФГБУ «ФКП Росреестра» требование удовлетворению не подлежит, поскольку данный орган является ненадлежащим административным ответчиком по делу, так как не являлся органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости,             и органом, осуществившим функции по государственной кадастровой оценки, спорного земельного участка.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Владимирова В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в суд 27 сентября 2017 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 6 381 000 рублей с 1 января 2017 г. до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

В удовлетворении административного искового заявления Владимирова Владимира Владимировича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 13 ноября 2017 г.

3а-74/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Владимиров В.В.
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Другие
Администрации Целинного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
27.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
28.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.10.2017[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
30.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
30.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2017[Адм.] Судебное заседание
13.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее