Судья: Сериков В.А. гр./дело: 33-12192/2014
Апелляционное определение
г. Самара 09 декабря 2014 г.
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Ефремовой Л.Н.,
судей Черкуновой Л.В., Сафоновой Л.А.,
при секретере Багровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о. Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г<адрес> области от 01 октября 2014г., которым постановлено:
«Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа <адрес> предоставить Сюракшину Р.П. жилое помещение в <адрес> вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,
суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Истец - Сюрашкин Р.П. обратился ДД.ММ.ГГГГ.) в суд с иском к мэрии г.о. <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения.
Истец является инвалидом <данные изъяты> группы, страдает хроническим заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.
Истец своего жилья не имеет.
Мужу сестры истца - ФИО1 принадлежит на праве собственности 187/608 доли (или 23,9 кв.м. общей площади) в праве общей долевой собственности четырехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: <адрес>.
Общая площадь данной квартиры - 77,9 кв.м., жилая - 58,3 кв.м.
Истец зарегистрирован в данной четырехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>.
Данная квартира на праве общей долевой собственности принадлежит ФИО1.(мужу сестры истца), ФИО2 ФИО3 ФИО4
Всего в квартире зарегистрировано 5 человек, проживают 6 человек.
Распоряжением заместителя мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Истец просил суд обязать мэрию городского округа <адрес> предоставить ему вне очереди жилое помещение в <адрес> на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Представитель ответчика - Мэрии городского округа <адрес> иск не признал, но не оспаривал право истца на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ, утверждая, что мэрия <адрес> не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ.; обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан должна нести Российская Федерация.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем мэрии г.о. <адрес> области ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ № 189 от 29.12.2004г. «О введении в действие ЖК РФ», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
На основании ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:
граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно:
а) инвалиды;
б) семьи, имеющие детей-инвалидов.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 ЖК РФ.
В силу ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД (ред. от 21 июня 2013 года с изм. от 04 декабря 2013 года) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета;
материальные ресурсы, необходимые для осуществления государственных полномочий;
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны:
самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных полномочий в пределах, выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Самарской области представлять в Министерство строительства Самарской области документы, связанные с осуществлением государственных полномочий.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 24.10. 2006г. N 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При этом, в соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство строительства Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством строительства Самарской области.
Как следует из материалов дела, истец Сюракшин Р.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы.
Истец страдает хроническим заболеванием, которое входит в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378).
Истец имеет право на дополнительную жилую площадь, в силу Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817.
Истец Сюракшин Р.П. состоит на учете в ГБУЗ СО «<данные изъяты>» <адрес>.
Истец своего жилья не имеет.
Мужу сестры истца - ФИО1 принадлежит на праве собственности 187/608 доли (или 23,9 кв.м. общей площади) в праве общей долевой собственности в четырехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>.
Общая площадь данной квартиры составляет 77,9 кв.м., жилая - 58,3 кв.м.
187/608 доли ФИО1.(мужа сестры ситца) от общей площади квартиры составляет 23,9 кв.м.
Истец зарегистрирован в данной четырехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что данная квартира на праве общей долевой собственности принадлежит 4 сособственникам:
1) мужу сестры истца ФИО1 - 187/608 доли (или 23,9 кв.м. общей площади),
2) ФИО2. -105/608 доли,
3) ФИО3 - 190/608 доли,
4) ФИО4 - 126/608 доли.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., в данной квартире зарегистрировано 5 человек (л.д.21):
1) ФИО4 (сособственник)- с ДД.ММ.ГГГГ 2) Сюракшин Р.П. (истец) - с ДД.ММ.ГГГГ.;
3) ФИО5. (сособственник)- с ДД.ММ.ГГГГ.; 4) ФИО6жена сособственника ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.; 5) ФИО7 (сособственник)- с ДД.ММ.ГГГГ.
Сособственник ФИО1.(муж сестры истца) не зарегистрирован в данной квартире.
Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ., истец Сюракшин Р.П. проживает в данной четырехкомнатной квартире, которая состоит из 4 комнат, жилой площадью 60,8 кв.м. (обшей площадью 78,0 кв.м.); размер каждой комнаты - 18,7 кв.м., комнаты изолированные; квартира расположена 1 этаже в 9-и этажном доме.
Фактически по указанному адресу проживают 6 человек: ФИО4 ФИО1.(муж сестры истца), Сюракшин Р.П.(истец), ФИО5., ФИО6 ФИО7
На основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ г. «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», истец с составом семьи 1 человек - с ДД.ММ.ГГГГ. поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (как зарегистрированного в одной комнате четырехкомнатной квартиры, общей площадью 23,9 кв.м., по адресу: <адрес>, всего зарегистрирован 1 человек, на собственности незарегистрированного мужа сестры).
Ответчик не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Однако до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение.
Доводы ответчика о том, что мэрия г.о. <адрес> не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ., а также обеспеченность жилыми помещениями данной категории граждан осуществляется исключительно за счет субвенций из федерального бюджета, перечисляемых на счета бюджетов субъектов РФ, суд правильно не принял во внимание по следующим основаниям.
Так, обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан Законом возложена на органы местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных им полномочий.
Мэрия г<адрес> осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерство строительства <адрес> для получения из областного бюджета соответствующих субвенций.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, мэрия <адрес> имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.
Министерство строительства <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. Полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Истец Сюракшин Р.П. в установленном законом порядке принят органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Ответчик не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
Таким образом, реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, в том числе от недостаточности финансирования, от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа <адрес>
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд правомерно обязал Мэрию <адрес> предоставить Сюракшину Р.П. вне очереди жилое помещение на состав семьи один человек в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья, и при этом суд обоснованно исходил из наличия у истца права на внеочередное предоставление жилья как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Решение суда является законным и обоснованным. Для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы представителя мэрии г.о. <адрес> о несогласии с решением суда, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 01 октября 2014г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о. <адрес> - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ: