Решение по делу № 33-2639/2015 от 24.06.2015

Дело № 33-2639 судья Шабанова Н.А. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2015 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н.

судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.

при секретаре судебного заседания Доброхваловой Е. И.

с участием прокурора Калько Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Улыбиной С.А.

дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования город Торжок на решение Торжокского городского суда Тверской области от 05 мая 2015 года, которым постановлено:

«Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования», администрацию муниципального образования город Торжок в срок до 01 сентября 2016 года оборудовать школу-интернат, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым и здание «Школы - интернат», площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым , расположенных по адресу: <данные изъяты>, системой технического контроля -видеонаблюдения.

В иске к муниципальному образованию город Торжок в лице Комитета по управлению имуществом муниципального образования город Торжок, Управлению образования администрации города Торжка Тверской области отказать»

судебная коллегия

установила:

Торжокский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском, уточнённым в ходе разбирательства дела, в котором просил возложить на МБОУ «Центр образования» и администрацию муниципального образования города Торжок обязанность в срок до 01 сентября 2016 года оборудовать два здания, расположенных по адресу: <адрес>, системой технического контроля -видеонаблюдения.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищённости образовательных учреждений в деятельности МБОУ «Центр образования» выявлены факты нарушения требований законодательства в части не оборудования учреждения системой технического контроля - видеонаблюдения. В частности, в указанной образовательной организации отсутствует система видеонаблюдения, что является нарушением СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01 сентября 2009 года № 390, согласно которому для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» а также части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, и других учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Таким образом считает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправление, при этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Поскольку здание МБОУ «Центр образования» является объектом с массовым пребыванием людей, отсутствие в нём системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении. Соответственно при осуществлении деятельности образовательного учреждения не обеспечивается в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищённости, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

В судебном заседании прокурор уточнённые требования поддержал в полном объёме по изложенным в иске основаниям. В качестве дополнений пояснил, что поскольку администрация муниципального образования города Торжок является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и в силу статей 34 и 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, возложение заявленной в иске обязанности, способствующей устранению нарушения законодательства, регламентирующего отношения в сфере антитеррористической защищённости образовательного учреждения не противоречит вышеуказанным требованиям закона.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования города Торжок Молочникова Е.Н. в судебном заседании иск прокурора не признала в части требований, заявленных к администрации муниципального образования города Торжок. В обоснование возражений пояснила, что учредителем МБОУ «Центр образования» является Управление образования администрации муниципального образования город Торжок Тверской области, которое несёт ответственность за созданное учреждение. Так как администрация муниципального образования город Торжок Тверской области является казённым учреждением и не является учредителем образовательного учреждения, отвечать по обязательствам учреждения не должна. Финансовое обеспечение администрации осуществляется на основании бюджетной сметы, поэтому администрация не имеет возможности финансировать бюджетное учреждение. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в Устав муниципального образования город Торжок Тверской области внесены изменения, и вопросы, связанные с образовательной деятельностью, к вопросам местного значения администрации города Торжка не относятся. Кроме того, постановлением администрации муниципального образования город Торжок Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями от ДД.ММ.ГГГГ принята Муниципальная программа развития образования на 2014-2019 годы, касающаяся всех без исключения образовательных учреждений. В соответствии с этой программой образовательное учреждение подает заявку на финансирование в Управление образования. Управление образования составляет программу и отдает на утверждение в Торжокскую городскую думу. Дума утверждает финансирование на каждое мероприятие, а также на комплексную безопасность, куда входят расходы на видеофиксацию в школах, на ограждение территорий образовательных учреждений и т.п. При поступлении финансирования учредитель образовательного учреждения распределяет выделенные денежные средства в соответствии с нуждами каждого учреждения. Согласна, что в школе должна быть установлена система видеонаблюдения, но требования заявлены к ненадлежащему ответчику. Также поддержала письменные возражения на иск о том, что статьёй 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Ссылаясь на статью 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указывает, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения, расположенного на территории муниципального образования город Торжок является соответственно муниципальное образование город Торжок. Исполнительно-распорядительным органом, осуществляющим функции по владению, распоряжению и управлению имуществом муниципального образования город Торжок является комитет по управлению имуществом муниципального образования город Торжок. Указывает, что Управление образования администрации города Торжка Тверской области является самостоятельным структурным подразделением города Торжка и наделено статусом юридического лица. Управление осуществляет функции управления в сфере образования и выполняет функции Учредителя в сфере образования, в том числе и в отношении МБОУ «Центр образования». К основным задачам Управления относится в том числе осуществление контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений.

Представитель ответчика - МБОУ «Центр образования» Коваленко О.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала. При этом подтвердила, что здания образовательного учреждения не оборудованы системой технического контроля - видеонаблюдения. Для её установки требуются денежные средства, однако в муниципальное образование города Торжок за выдачей денежных средств на приобретение системы технического контроля - видеонаблюдения, не обращались. Считает, что ответственным за обеспечение содержания зданий образовательного учреждения, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является муниципальное образование города Торжок.

Представитель ответчика - Управления образования администрации города Торжка Тверской области Солонецкая Т.Н. в судебном заседании иск прокурора не признала, пояснив, что администрация муниципального образования города Торжок и образовательное учреждение, в котором выявлено отсутствие системы технического контроля - видеонаблюдения, являются надлежащими ответчиками по данному делу. Управление образования является не органом местного самоуправления, а лишь структурным подразделением администрации муниципального образования города Торжок и выполняет функции учредителя, то есть распределяет выделенные муниципальным образованием денежные средства по образовательным учреждениям.

Представитель ответчика - муниципального образования город Торжок в лице Комитета по управлению имуществом муниципального образования город Торжок надлежаще извещённый о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился, возражений суду не представил, об отложении разбирательства дела не просил.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования город Торжок просит решение Торжокского городского суда Тверской области от 05 мая 2015 года отменить и принять новое решение, указывая на то, что администрация не может являться надлежащим ответчиком по делу. Администрация муниципального образования город Торжок является казенным учреждением, в соответствии с частью 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы, администрация города не является учредителем образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования город Торжок, а также не является главным распорядителем бюджетных средств для образовательных учреждений города. Согласно пункту 1.3 Устава МБОУ «Центр образования» функции и полномочия учредителя в соответствии с федеральными законами осуществляются администрацией города Торжка в лице Управления образования администрации города Торжка Тверской области, которое является самостоятельным структурным подразделением администрации и осуществляет функции управления в сфере образования, и выполняет функции учредителя в сфере образования, в том числе, и в отношении МБОУ «Центр образования», Управление является главным распорядителем бюджетных средств для муниципальных бюджетных образовательных учреждений. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только МБОУ «Центр образования», но и его учредителя - Управления образования администрации города Торжка Тверской области.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы от участников процесса не поступило.

Участвующий в деле на основании доверенности прокурор возражал против апелляционной жалобы, указав на законность принятого судом решения.

Иные участники процесса в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, судебная коллегия в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Калько Е.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Торжокской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения МБОУ «Центр образования» законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в зданиях МБОУ «Центр образования», расположенных по адресу: <адрес>, которые являются объектами с массовым пребыванием людей, не оборудованы системой технического контроля – видеонаблюдения, о чем составлен акт проверочных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Указанные обстоятельства представителями ответчиков не оспариваются.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1,3, 1.4 Устава МБОУ «Центр образования», указанное учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г. Торжка в сфере образования.

Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование город Торжок, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация города Торжка в лице его структурного подразделения Управления образования администрации города Торжка Тверской области.

Функции и полномочия собственника имущества Учреждения в установленном порядке осуществляет орган по управлению муниципальным имуществом.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению образовательного учреждения системой видеонаблюдения возникла у ответчиков на основании положений Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального образования город Торжок не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не является учредителем образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования город Торжок, а также не является главным распорядителем бюджетных средств для образовательных учреждений города, подлежат отклонению судебной коллегией по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

На основании статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Согласно Уставу МБОУ «Центр образования» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

С учетом изложенного, выводы суда о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения на администрацию муниципального образования город Торжок приведенным выше нормам материального права не противоречат.

МБОУ «Центр образования» является объектом с массовым пребыванием людей, то есть относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность по оборудованию зданий МБОУ «Центр образования» системой видеонаблюдения как на само образовательное учреждение, так и на администрацию.

Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Оснований к отмене решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы администрации аналогичны тем, на которые они ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Торжокского городского суда Тверской области от 05 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Торжок - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2639/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Торжокский межрайонный прокурор Тверской области
Другие
Администрация муниципального образования город Торжок
Управление образования администрации города Торжка Тверской области
Комитет по управлению имуществом МО г. Торжок Тверской области
МБОУ "Центр образования"
Суд
Тверской областной суд
Судья
Улыбина Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
22.07.2015Судебное заседание
24.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2015Передано в экспедицию
22.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее