Решение по делу № 33-8518/2014 от 13.08.2014

Судья: Дмитриева Е.Н. Дело № 33-8518/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 августа 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Никоновой О.И., Шилова А.Е.,

при секретаре - Мамонтовой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Самарской области о возложении обязанности по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем приведения сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,

по апелляционной жалобе представителя Правительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г.Самара от 16 июня 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора -удовлетворить.

Обязать Правительство Самарской области привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами «Профилактика сибирской язвы», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации, СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва», утвержденными Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации и Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на возвышенности, на удалении 1 км от населенного пункта <адрес> и 50 метрах от дороги, а именно: по всему периметру скотомогильника установить ограждение (высотой не менее 2 м), исключающее случайный доступ людей и животных; сформировать по всему внутреннему периметру канавы (глубиной не менее 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта); обозначить скотомогильник предупреждающей табличкой с надписью «Сибирская язва»; обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений)».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Правительства Самарской области Курсова С.А. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Романовой В.Ю. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Правительству Самарской области в защиту неопределенного круга лиц о возложении обязанности по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем приведения сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства при утилизации биологических отходов на территории Самарской области установлено, что в границах <адрес> расположен бесхозяйный сибиреязвенный скотомогильник, не отвечающий установленным требованиям законодательства, который представляет собой типовую яму <данные изъяты>, расположенную на возвышенности, на удалении 1 км от населенного пункта <адрес> и 50 метрах от дороги. Территория скотомогильника огорожена колючей проволокой, нет ворот. Имеется решетчатый люк, который на замок не закрывается, отсутствует обваловка, нет соответствующего знака «сибиреязвенный скотомогильник», отсутствует 2-х метровый глухой забор. В связи с отсутствием собственника скотомогильника, контроль за состоянием мест захоронения животных на территории <данные изъяты> муниципального района Самарской области никем не осуществляется, меры по обеспечению безопасного содержания сибиреязвенного скотомогильника не принимаются, чем нарушается ветеринарно-санитарное законодательство по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также санитарно-эпидемиологическое законодательство, направленное на предотвращение возникновения и распространения заболевания сибирской язвой. Нарушения, допускаемые при содержании сибиреязвенных захоронений на территории <данные изъяты> муниципального района, могут привести к доступу людей и животных на территорию скотомогильника, повлечь за собой возникновение опасности инфицирования внешней среды спорами сибирской язвы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просил обязать Правительство Самарской области привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами «Профилактика сибирской язвы», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации, СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва», утвержденными Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации и Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на возвышенности, на удалении 1 км от населенного пункта <адрес> и 50 метрах от дороги, а именно:

по всему периметру скотомогильника установить ограждение (высотой не менее 2
м), исключающее случайный доступ людей и животных; сформировать по всему
внутреннему периметру канаву (глубиной не менее 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м.
с устройством вала из вынутого грунта);

обозначить скотомогильник предупреждающей табличкой с надписью «Сибирская
язва»;

обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в
санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо
хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ,
связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных,
промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Правительства Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права, указав, что истцом не представлены доказательства тому, что скотомогильник является бесхозяйным. Документы, перечисленные в письме Минэкономразвития РФ от 08.04.2010г. № Д23-1229 «О государственном техническом учете объектов капитального строительства, являющихся бесхозяйными недвижимыми вещами», подтверждающие или опровергающие утверждение о бесхозяйности скотомогильника, в судебном заседании не исследовались. Суд обязал ответчика привести скотомогильник в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва. Санитарные правила СП 3.1.089-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1320-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ от 31.05.1996 № 11, Минсельхозпрод РФ от 18.06.1996г. № 23. Между тем, в соответствии с Постановлением Главного государственного врача РФ от 19.07.2010г. № 84 «Об отмене СП 3.1.089-96», с момента введения в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» санитарные и ветеринарные правила СП 3.1.089-96, ВП 13.3.1320-96 «Сибирская язва» в части санитарно-эпидемиологических требований признаны утратившими силу. Таким образом, суд применил нормы материального права, не подлежащие применению.

В заседании судебной коллегии представитель Правительства Самарской области Курсов С.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Прокурор Романова В.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Трипак В.М. с решением суда согласился.

Представители Управления ветеринарии Самарской области, Администрации Красноармейского района Самарской области, администрации с.п. <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представили, об отложении дела не просили.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 19 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений статей 5, 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).В силу п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

В соответствии со ст. 82 Устава Самарской области, Правительство области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, возглавляемый Губернатором области.

Правительство Самарской области обеспечивает исполнение федерального законодательства и законодательства Самарской области на территории Самарской области.

Пунктом 7.1 "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56 предусмотрено, что организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений:

проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру,
исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему
периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью
«сибирская язва»;

принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно
установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;

обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся
в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-
либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев,
работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых,
общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).

В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Согласно пункту 2.8.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 56, почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы.

Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что на территории <данные изъяты> муниципального района находится сибиреязвенный скотомогильник, поставленный на учет ветеринарной службой района в 1989 году. Указанный сибиреязвенный скотомогильник является бесхозяйным, представляет собой типовую яму <данные изъяты>, расположенную на возвышенности, на удалении 1 км от населенного пункта <адрес> и 50 метрах от дороги, территория скотомогильника огорожена колючей проволокой, ворот нет, имеется решетчатый люк, который на замок не закрывается, отсутствует обваловка, нет соответствующего знака «сибиреязвенный скотомогильник», отсутствует 2-х метровый глухой забор, что не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям.

Учитывая, что в собственность или ведение администрации муниципального образования скотомогильник не передавался, на балансе администрации не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрацией муниципального образования не передавались, а значит скотомогильник является бесхозяйным имуществом, суд пришел к правильному выводу, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии скотомогильника относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора, суд обязал Правительство Самарской области привести
сибиреязвенный скотомогильник, в том числе в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами «Профилактика и борьба с заразными болезнями,
общими для человека и животных. Сибирская язва. Санитарные правила СП
3.1.089-96. Ветеринарные правила    ВП 13.3.1320-96», утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ от 31.05.1996 № 11, Минсельхозпродом РФ от 18.06.1996 №23.

Однако в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.07.2010 № 84 «Об отмене СП 3.1.089-96» с момента введения в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» санитарные и ветеринарные правила СП 3.1.089-96, ВП 13.3.1320-96 «Сибирская язва» в части санитарно-эпидемиологических требований признаны утратившими силу.

Вместе с тем, суд правильно указал, что в соответствии с п. 5.6 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов» № 13-7-2/469, утвержденных 4 декабря 1995 года главным Государственным ветеринарным инспектором РФ, территория скотомогильников должна быть огорожена двухметровым глухим забором, с внутренней стороны забора по всему периметру его территория должна быть ограничена траншеей глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метров с устройством вала из вынутого грунта.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской, Федерации от 13 мая 2010 г. N 56, указывают, что сибирская язва представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь. Возбудитель сибирской язвы существует в двух формах - бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах.

В настоящее время состояние скотомогильника не ограничивает свободный доступ людей и животных на территорию сибиреязвенного скотомогильника, что может повлечь за собой возникновение опасности инфицирования внешней среды, людей и животных.

Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, поскольку отсутствие реализованных мер по приведению в соответствие с требованиями законодательства объекта представляющего опасность, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную Конституцией РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд применил нормы материального права, не подлежащие применению, поскольку в соответствии с Постановлением Главного государственного врача РФ от 19.07.2010г. № 84 «Об отмене СП 3.1.089-96», с момента введения в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» санитарные и ветеринарные правила СП 3.1.089-96, ВП 13.3.1320-96 «Сибирская язва» в части санитарно-эпидемиологических требований признаны утратившими силу, не могут являться основанием к отмене правильного по существу решения суда, при этом, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда в части, исключив ссылку на санитарно-эпидемиологические правила - СП 3.1.089-96, ВП 13.3.1320-96 «Сибирская язва» и указав на приведение сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с СП 3.1.7.2629-10 и Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 13-7-2/469, утвержденными 4 декабря 1995 года главным Государственным ветеринарным инспектором РФ.

Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Самарской области о том, что не доказан факт бесхозности скотомогильника, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку данный факт подтверждается сведениями Департамента Ветеринарии Самарской области, сведениями Главы <данные изъяты>, ответом от 11.03.2011г., из которого следует, что данная земля в пользовании физических, юридических лиц и ИП не находится.

Иные доводы апелляционной жалобы, по существу аналогичные тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется, подлежат отклонению как необоснованные. Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самара от 16 июня 2014 года по существу оставить без изменения.

Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:

«Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора -удовлетворить.

Обязать Правительство Самарской области привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010г. № 56 и Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 13-7-2/469, утвержденными 4 декабря 1995 года главным Государственным ветеринарным инспектором РФ, сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на возвышенности, на удалении 1 км от населенного пункта Дергачи, в 2 км от русла <адрес> и 50 метрах от дороги, а именно: по всему периметру скотомогильника установить ограждение (высотой не менее 2 м), исключающее случайный доступ людей и животных; сформировать по всему внутреннему периметру канавы (глубиной не менее 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта); обозначить скотомогильник предупреждающей табличкой с надписью «Сибирская язва»; обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений)».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33-8518/2014

Категория:
Гражданские
Истцы
Самарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Правительство С/о
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
28.08.2014Судебное заседание
09.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее