Решение по делу № 3-35/2014 от 04.08.2014

дело № 3-35/2014

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 13 августа 2014 г.

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего Ждановой С.В.,

при секретаре Т

с участием прокурора Волгоградской

областной прокуратуры Елансковой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу № 19 Ульянова Алексея Владимировича об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Волгограда от 21 июля 2014 года № 10/51 о регистрации кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по тому же избирательному округу Потапова Александра Геннадьевича,

установил:

постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 2014 года № 116/5301 на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Волгоградской областной Думы нового созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 10 июня 2014 года № 168/998-5 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Волгоградской областной Думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу № 19 возложены на территориальную избирательную комиссию Красноармейского района Волгограда.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Волгограда от 21 июля 2014 года №10/51 Потапов Александр Геннадьевич, выдвинутый Волгоградским региональным отделением политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу № 19.

Зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидат от Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» Ульянов Алексей Владимирович обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата Потапова А.Г., ссылаясь на допущенные им при сдаче документов на выдвижение и регистрацию нарушения избирательного законодательства. В обоснование заявления указал на отсутствие среди представленных кандидатом документов: реквизитов специального избирательного счёта, справки о принадлежности к политической партии «Единая Россия», справки из законодательного органа об исполнении обязанностей депутата. Кроме того, являясь членом политической партии ЛДПР, не представил сведения о выходе из этой партии.

В судебное заседание не явились кандидат Потапов А.Г., представители регионального отделения политической партии «Единая Россия», регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений ч.1 ст.260.1 ГПК РФ приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствии вышеуказанных лиц.

В ходе судебного заседания заявитель Ульянов А.В. и его представитель Л заявленные требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении. Также Ульянов А.В. дополнил заявление, указав, что Потапов А.Г., в нарушении пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выдвижении в заявлении о согласии баллотироваться не указал сведения о судимости, в связи с чем дальнейшая процедура по заверению списка кандидатов по одномандатным округам и регистрации кандидата была незаконна. Кроме того, при дальнейшем дополнении сведений о судимости, он не представил подтверждающих документов.

Представители заинтересованного лица - Потапова А.Г., действующие по доверенности Е и Ц, возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Потапов А.Г., на момент выдвижения его политической партией «Единая Россия», не являлся членом партии ЛДПР. Кроме того, не указав в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, он не должен был представлять в избирательную комиссию документ, подтверждающий указанные сведения. Исполняя обязанности депутата на постоянной основе, Потапов А.Г. не должен был представлять справку из законодательного органа об исполнении обязанностей депутата. Реквизиты специального избирательного счёта им были представлены в избирательную комиссию. Сведения о судимости Потапов А.Г. сообщил в своём заявлении, представленном им в избирательную комиссию до регистрации.

Представитель территориальной избирательной комиссии Красноармейского района г.Волгограда И, не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что представленные кандидатом Потаповым А.Г. документы были достаточны для принятия решения о его регистрации. Просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель Избирательной комиссии Волгоградской области П возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснила, что при заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, заявление Потапова А.Г. о согласии баллотироваться было представлено. Неуказание им сведений о судимости не являлось основанием для исключения его из списка. Избирательным законодательством предусмотрено право кандидата до регистрации вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления Ульянова А.В. отказать, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований, исходя из следующего.

В силу п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления для выдвижения и (или) регистрации кандидата, названо подп. «в» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.

Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (пункт 2).

Таким образом, обязанность представить заверенный в установленном законе порядке документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии, возникает у него только в том случае, если он указал об этом в своём заявлении о согласии баллотироваться. При этом указание таких сведений является правом кандидата, а не его обязанностью.

Как было установлено в ходе судебного заседания, Потапов А.Г. в заявлении о согласии баллотироваться не указал свою принадлежность к какой-либо политической партии (<.......>

Следовательно, справка о принадлежности к политической партии не должна была им представляться.

Из анализа пункта 2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что федеральный законодатель предусмотрел обязанность кандидата указать в заявлении сведения об осуществлении полномочий депутата только в том случае, если он осуществляет эти полномочия на не постоянной основе.

Как установлено судом и материалами дела подтверждается, Потапов А.Г. осуществляет полномочия депутата на постоянной основе, поскольку работает в Волгоградской областной Думе в должности заместителя председателя комитета Волгоградской областной Думы по социальной политике (<.......>).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Потаповым А.Г. не должна была представляться справка из законодательного органа об исполнении обязанности депутата.

Не нашёл своего подтверждения в ходе судебного заседания довод заявления о том, что Потапов А.Г. не сообщил в территориальную избирательную комиссию об открытии специального избирательного счёта.

Так, на копии уведомления об открытии специального избирательного счёта, представленного в суд представителями Потапова А.Г., имеется отметка председателя территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Ч.Е. о получении уведомления 10 июля 2014 года (л<.......>).

Председатель территориальной избирательной комиссии Красноармейского района г.Волгограда Ч.Е в ходе судебного заседания от 7 августа 2014 года пояснила, что реквизиты избирательного счёта Потаповым А.Г. в территориальную избирательную комиссию были представлены 10 июля 2014 года, она лично приняла указанный документ. По ошибке документ с реквизитами с отметкой о принятии был возвращён Потапову А.Г., а в избирательной комиссии остался документ без штампа о его принятии.

Таким образом, судом было установлено, что Потапов А.Г. сообщил в избирательную комиссию об открытии специального избирательного счёта.

Также несостоятелен довод заявления о членстве Потапова А.Г. в политической партии ЛДПР и нарушении в связи с этим порядка выдвижения.

Подпунктом «б» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, названо несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее – Федеральный закон «О политических партиях»).

Аналогичные требования содержатся в п.«б» ч.11 ст.30 Закона Волгоградской области от 25.10.2008 года № 1751-ОД «О выборах депутатов Волгоградской областной Думы» (далее – Областной закон).

Политическая партия, в силу п. 3.1 ст. 36 в силу Федерального закона «О политических партиях», не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания (п. 6 ст. 23).

В статье 2 упомянутого Федерального закона предусмотрено право граждан Российской Федерации вступать в политические партии и беспрепятственно выходить из них. Условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии (подп. "в" п. 2 ст. 21).

Согласно п. 4.11 Устава политической партии ЛДПР член ЛДПР на основании личного письменного заявления может добровольно выйти из партии. Заявление подаётся в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Решение о снятии с партийного учёта принимается органом, принявшим решение о приеме данного гражданина в члены ЛДПР.

Согласно подпункту «в» п.6.10 этого же документа решение о приёме в члены партии, об исключении из партии и снятии с партийного учёта принимает Координационный Совет (л.д.158-188).

Из анализа вышеприведённых положений, суд приходит к выводу о том, что прекращение членства в политической партии ЛДПР оформляется решением Координационного Совета.

Судом установлено, что 14 мая 2014 года Потапов А.Г. подал Координатору регионального отделения ЛДПР заявление о выходе из партии (<.......>).

Решением Координационного Совета Волгоградского регионального отделения ЛДПР, принятого в виде Протокола, от 21 мая 2014 года, Потапов А.Г., 20 мая 2014 года, исключён из членов партии (<.......>).

Из справки Координатора Волгоградского регионального отделения ЛДПР Ч от 7 августа 2014 года следует, что Потапов А.Г. не является членом ЛДПР с 20 мая 2014 года (<.......>).

Представитель Волгоградского регионального отделения Политической партии ЛДПР Д., в судебном заседании также подтвердил, что Потапов А.Г. с 20 мая 2014 года не является членом политической партии ЛДПР.

Исходя из вышеизложенного, судом установлено и материалами дела подтверждается, что Потапов А.Г., на момент его выдвижения (27 июня 2014 года) кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы по одномандатному избирательному округу региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" (<.......>), не являлся членом Волгоградского регионального отделения политической партии ЛДПР.

Предоставление сведений о выходе из партии, при выдвижении и регистрации кандидата, действующим избирательным законодательством не предусмотрено.

Доводы заявителя о членстве Потапова А.Г. в политической партии ЛДПР, со ссылкой на наличие таких сведений на странице политической партии ЛДПР в Интернет-сайте несостоятельна, поскольку Потапов А.Г. не несёт ответственность за ту информацию, которая помещена на сайте партии и не имеет доступа и возможности удалить эти сведения.

Несостоятелен довод заявления о нарушении избирательного законодательства при выдвижении и регистрации Потапова А.Г., в связи с несообщением в заявлении о согласии баллотироваться сведений о судимости.

Так, пунктом 14 ст.35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона.

Как указывалось выше, избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (п.2 ст.33).

Подпунктом «з» пункта 2 статьи 24 Областного закона предусмотрено, что уполномоченный представитель избирательного объединения, одновременно со списками кандидатов в депутаты областной Думы, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам представляет в Избирательную комиссию Волгоградской области в отношении каждого из кандидатов, включенных в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, - заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата областной Думы, и с иными сведениями о себе, указанными в подпункте "а" пункта 4 настоящей статьи (в случае выдвижения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам).

Пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

В силу подпункта "е" пункта 24 ст. 38 названного Федерального закона одним из оснований отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Статьёй 28 Областного закона предусмотрено, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан представить избирательные документы для регистрации, в том числе сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 21, подпунктом «з» пункта 2 и пунктом 11 статьи 24 настоящего Закона (если такие изменения имеются) (подпункт «г»), не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов.

Из содержания приведённых правовых предписаний следует, что кандидаты в депутаты Волгоградской областной Думы на выборах, назначенных на 14 сентября 2014 года, обязаны представить для выдвижения и регистрации необходимые документы в срок до 18 часов 30 июля 2014 года.

Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

При выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Исходя из анализа вышеприведённых норм, суд приходит к выводу о том, что кандидат, не указавший в заявлении, поданном при сдаче документов на выдвижение сведения о судимости и её погашении, мог исправить это упущение до принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.

Как установлено судом и материалами дела подтверждается, при заверении Избирательной комиссией Волгоградской области списка кандидатов по одномандатным округам, заявление Потапова А.Г. о согласии баллотироваться было представлено. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

В указанном заявлении, действительно, сведений о судимости не имеется (л.д.47).

Уточнения и дополнения в заявление о наличии судимости и её погашении, были внесены Потаповым А.Г. и представлены в территориальную избирательную комиссию 15 июля 2014 года. При этом срок внесения дополнений не был нарушен, поскольку заседание избирательной комиссии по регистрации Потапова А.Г. состоялось 21 июля 2014 года <.......>

Исходя из вышеизложенного судом не установлено нарушений избирательного законодательства при заверении списка кандидатов, поскольку заявление Потапова А.Г. о согласии баллотироваться в Избирательную комиссию Волгоградской области было представлено. Отсутствие в заявлении сведений о судимости не являлось основанием для исключения кандидата из списка.

В связи с тем, что на момент регистрации Потапова А.Г. сведения о судимости им были указаны, избирательной комиссией правомерно вынесено решение о регистрации кандидата.

Доводы заявления о нарушении Потаповым А.Г. срока предоставления сведений о судимости, являются несостоятельными и связанными с неправильным толкованием действующего избирательного законодательства.

Как указывалось выше, предельный срок представления избирательных документов для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, установлен в п.1 ст.28 Областного закона, где указано, что кандидат обязан представить документы, необходимые для регистрации, а также сведения об изменениях, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов (до 18 часов 30 июля 2014 года).

Как было установлено судом, дополнение в заявление сведений о судимости было внесено Потаповым А.Г., в установленный п.1 ст.28 Областного закона срок.

Также несостоятельны доводы заявления о нарушении избирательного законодательства в связи с непредоставлением Потаповым А.Г. документов, подтверждающих его судимость, о которой он указал в заявлении от 15 июля 2014 года, в связи с чем его регистрация является недействительной.

Как указывалось выше, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления для выдвижения и (или) регистрации кандидата, названо подп. «в» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.

Пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрен перечень документов, необходимых для регистрации кандидатов. В указанном перечне отсутствует обязанность кандидата представлять документы о судимости.

Не предусмотрено предоставление документов о судимости и статьёй 28 Областного закона, регламентирующей условия выдвижения кандидатов.

В перечне документов, прилагаемых к заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться, утверждённом п.3.5. Постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления», документы о судимости также не предусмотрены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что непредоставление документов о судимости и её погашении, при изменении Потаповым А.Г. сведений о себе, не являлось основанием для отказа в регистрации.

Исходя из вышеизложенного суд не находит оснований для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии о регистрации Потапова А.Г. кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать зарегистрированному кандидату в депутаты Волгоградской областной Думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу № 19 Ульянову Алексею Владимировичу в удовлетворении заявления об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Волгограда от 21 июля 2014 года № 10/51 о регистрации кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по тому же избирательному округу Потапова Александра Геннадьевича

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Жданова С.В.

решение в окончательной форме

принято 14 августа 2014 года

дело № 3-35/2014

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 13 августа 2014 г.

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего Ждановой С.В.,

при секретаре Т

с участием прокурора Волгоградской

областной прокуратуры Елансковой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу № 19 Ульянова Алексея Владимировича об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Волгограда от 21 июля 2014 года № 10/51 о регистрации кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по тому же избирательному округу Потапова Александра Геннадьевича,

установил:

постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 2014 года № 116/5301 на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Волгоградской областной Думы нового созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 10 июня 2014 года № 168/998-5 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Волгоградской областной Думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу № 19 возложены на территориальную избирательную комиссию Красноармейского района Волгограда.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Волгограда от 21 июля 2014 года №10/51 Потапов Александр Геннадьевич, выдвинутый Волгоградским региональным отделением политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу № 19.

Зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидат от Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» Ульянов Алексей Владимирович обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата Потапова А.Г., ссылаясь на допущенные им при сдаче документов на выдвижение и регистрацию нарушения избирательного законодательства. В обоснование заявления указал на отсутствие среди представленных кандидатом документов: реквизитов специального избирательного счёта, справки о принадлежности к политической партии «Единая Россия», справки из законодательного органа об исполнении обязанностей депутата. Кроме того, являясь членом политической партии ЛДПР, не представил сведения о выходе из этой партии.

В судебное заседание не явились кандидат Потапов А.Г., представители регионального отделения политической партии «Единая Россия», регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений ч.1 ст.260.1 ГПК РФ приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствии вышеуказанных лиц.

В ходе судебного заседания заявитель Ульянов А.В. и его представитель Л заявленные требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении. Также Ульянов А.В. дополнил заявление, указав, что Потапов А.Г., в нарушении пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выдвижении в заявлении о согласии баллотироваться не указал сведения о судимости, в связи с чем дальнейшая процедура по заверению списка кандидатов по одномандатным округам и регистрации кандидата была незаконна. Кроме того, при дальнейшем дополнении сведений о судимости, он не представил подтверждающих документов.

Представители заинтересованного лица - Потапова А.Г., действующие по доверенности Е и Ц, возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Потапов А.Г., на момент выдвижения его политической партией «Единая Россия», не являлся членом партии ЛДПР. Кроме того, не указав в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, он не должен был представлять в избирательную комиссию документ, подтверждающий указанные сведения. Исполняя обязанности депутата на постоянной основе, Потапов А.Г. не должен был представлять справку из законодательного органа об исполнении обязанностей депутата. Реквизиты специального избирательного счёта им были представлены в избирательную комиссию. Сведения о судимости Потапов А.Г. сообщил в своём заявлении, представленном им в избирательную комиссию до регистрации.

Представитель территориальной избирательной комиссии Красноармейского района г.Волгограда И, не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что представленные кандидатом Потаповым А.Г. документы были достаточны для принятия решения о его регистрации. Просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель Избирательной комиссии Волгоградской области П возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснила, что при заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, заявление Потапова А.Г. о согласии баллотироваться было представлено. Неуказание им сведений о судимости не являлось основанием для исключения его из списка. Избирательным законодательством предусмотрено право кандидата до регистрации вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления Ульянова А.В. отказать, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований, исходя из следующего.

В силу п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления для выдвижения и (или) регистрации кандидата, названо подп. «в» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.

Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (пункт 2).

Таким образом, обязанность представить заверенный в установленном законе порядке документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии, возникает у него только в том случае, если он указал об этом в своём заявлении о согласии баллотироваться. При этом указание таких сведений является правом кандидата, а не его обязанностью.

Как было установлено в ходе судебного заседания, Потапов А.Г. в заявлении о согласии баллотироваться не указал свою принадлежность к какой-либо политической партии (<.......>

Следовательно, справка о принадлежности к политической партии не должна была им представляться.

Из анализа пункта 2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что федеральный законодатель предусмотрел обязанность кандидата указать в заявлении сведения об осуществлении полномочий депутата только в том случае, если он осуществляет эти полномочия на не постоянной основе.

Как установлено судом и материалами дела подтверждается, Потапов А.Г. осуществляет полномочия депутата на постоянной основе, поскольку работает в Волгоградской областной Думе в должности заместителя председателя комитета Волгоградской областной Думы по социальной политике (<.......>).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Потаповым А.Г. не должна была представляться справка из законодательного органа об исполнении обязанности депутата.

Не нашёл своего подтверждения в ходе судебного заседания довод заявления о том, что Потапов А.Г. не сообщил в территориальную избирательную комиссию об открытии специального избирательного счёта.

Так, на копии уведомления об открытии специального избирательного счёта, представленного в суд представителями Потапова А.Г., имеется отметка председателя территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Ч.Е. о получении уведомления 10 июля 2014 года (л<.......>).

Председатель территориальной избирательной комиссии Красноармейского района г.Волгограда Ч.Е в ходе судебного заседания от 7 августа 2014 года пояснила, что реквизиты избирательного счёта Потаповым А.Г. в территориальную избирательную комиссию были представлены 10 июля 2014 года, она лично приняла указанный документ. По ошибке документ с реквизитами с отметкой о принятии был возвращён Потапову А.Г., а в избирательной комиссии остался документ без штампа о его принятии.

Таким образом, судом было установлено, что Потапов А.Г. сообщил в избирательную комиссию об открытии специального избирательного счёта.

Также несостоятелен довод заявления о членстве Потапова А.Г. в политической партии ЛДПР и нарушении в связи с этим порядка выдвижения.

Подпунктом «б» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, названо несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее – Федеральный закон «О политических партиях»).

Аналогичные требования содержатся в п.«б» ч.11 ст.30 Закона Волгоградской области от 25.10.2008 года № 1751-ОД «О выборах депутатов Волгоградской областной Думы» (далее – Областной закон).

Политическая партия, в силу п. 3.1 ст. 36 в силу Федерального закона «О политических партиях», не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания (п. 6 ст. 23).

В статье 2 упомянутого Федерального закона предусмотрено право граждан Российской Федерации вступать в политические партии и беспрепятственно выходить из них. Условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии (подп. "в" п. 2 ст. 21).

Согласно п. 4.11 Устава политической партии ЛДПР член ЛДПР на основании личного письменного заявления может добровольно выйти из партии. Заявление подаётся в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Решение о снятии с партийного учёта принимается органом, принявшим решение о приеме данного гражданина в члены ЛДПР.

Согласно подпункту «в» п.6.10 этого же документа решение о приёме в члены партии, об исключении из партии и снятии с партийного учёта принимает Координационный Совет (л.д.158-188).

Из анализа вышеприведённых положений, суд приходит к выводу о том, что прекращение членства в политической партии ЛДПР оформляется решением Координационного Совета.

Судом установлено, что 14 мая 2014 года Потапов А.Г. подал Координатору регионального отделения ЛДПР заявление о выходе из партии (<.......>).

Решением Координационного Совета Волгоградского регионального отделения ЛДПР, принятого в виде Протокола, от 21 мая 2014 года, Потапов А.Г., 20 мая 2014 года, исключён из членов партии (<.......>).

Из справки Координатора Волгоградского регионального отделения ЛДПР Ч от 7 августа 2014 года следует, что Потапов А.Г. не является членом ЛДПР с 20 мая 2014 года (<.......>).

Представитель Волгоградского регионального отделения Политической партии ЛДПР Д., в судебном заседании также подтвердил, что Потапов А.Г. с 20 мая 2014 года не является членом политической партии ЛДПР.

Исходя из вышеизложенного, судом установлено и материалами дела подтверждается, что Потапов А.Г., на момент его выдвижения (27 июня 2014 года) кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы по одномандатному избирательному округу региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" (<.......>), не являлся членом Волгоградского регионального отделения политической партии ЛДПР.

Предоставление сведений о выходе из партии, при выдвижении и регистрации кандидата, действующим избирательным законодательством не предусмотрено.

Доводы заявителя о членстве Потапова А.Г. в политической партии ЛДПР, со ссылкой на наличие таких сведений на странице политической партии ЛДПР в Интернет-сайте несостоятельна, поскольку Потапов А.Г. не несёт ответственность за ту информацию, которая помещена на сайте партии и не имеет доступа и возможности удалить эти сведения.

Несостоятелен довод заявления о нарушении избирательного законодательства при выдвижении и регистрации Потапова А.Г., в связи с несообщением в заявлении о согласии баллотироваться сведений о судимости.

Так, пунктом 14 ст.35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона.

Как указывалось выше, избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (п.2 ст.33).

Подпунктом «з» пункта 2 статьи 24 Областного закона предусмотрено, что уполномоченный представитель избирательного объединения, одновременно со списками кандидатов в депутаты областной Думы, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам представляет в Избирательную комиссию Волгоградской области в отношении каждого из кандидатов, включенных в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, - заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата областной Думы, и с иными сведениями о себе, указанными в подпункте "а" пункта 4 настоящей статьи (в случае выдвижения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам).

Пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

В силу подпункта "е" пункта 24 ст. 38 названного Федерального закона одним из оснований отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Статьёй 28 Областного закона предусмотрено, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан представить избирательные документы для регистрации, в том числе сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 21, подпунктом «з» пункта 2 и пунктом 11 статьи 24 настоящего Закона (если такие изменения имеются) (подпункт «г»), не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов.

Из содержания приведённых правовых предписаний следует, что кандидаты в депутаты Волгоградской областной Думы на выборах, назначенных на 14 сентября 2014 года, обязаны представить для выдвижения и регистрации необходимые документы в срок до 18 часов 30 июля 2014 года.

Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

При выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Исходя из анализа вышеприведённых норм, суд приходит к выводу о том, что кандидат, не указавший в заявлении, поданном при сдаче документов на выдвижение сведения о судимости и её погашении, мог исправить это упущение до принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.

Как установлено судом и материалами дела подтверждается, при заверении Избирательной комиссией Волгоградской области списка кандидатов по одномандатным округам, заявление Потапова А.Г. о согласии баллотироваться было представлено. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

В указанном заявлении, действительно, сведений о судимости не имеется (л.д.47).

Уточнения и дополнения в заявление о наличии судимости и её погашении, были внесены Потаповым А.Г. и представлены в территориальную избирательную комиссию 15 июля 2014 года. При этом срок внесения дополнений не был нарушен, поскольку заседание избирательной комиссии по регистрации Потапова А.Г. состоялось 21 июля 2014 года <.......>

Исходя из вышеизложенного судом не установлено нарушений избирательного законодательства при заверении списка кандидатов, поскольку заявление Потапова А.Г. о согласии баллотироваться в Избирательную комиссию Волгоградской области было представлено. Отсутствие в заявлении сведений о судимости не являлось основанием для исключения кандидата из списка.

В связи с тем, что на момент регистрации Потапова А.Г. сведения о судимости им были указаны, избирательной комиссией правомерно вынесено решение о регистрации кандидата.

Доводы заявления о нарушении Потаповым А.Г. срока предоставления сведений о судимости, являются несостоятельными и связанными с неправильным толкованием действующего избирательного законодательства.

Как указывалось выше, предельный срок представления избирательных документов для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, установлен в п.1 ст.28 Областного закона, где указано, что кандидат обязан представить документы, необходимые для регистрации, а также сведения об изменениях, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов (до 18 часов 30 июля 2014 года).

Как было установлено судом, дополнение в заявление сведений о судимости было внесено Потаповым А.Г., в установленный п.1 ст.28 Областного закона срок.

Также несостоятельны доводы заявления о нарушении избирательного законодательства в связи с непредоставлением Потаповым А.Г. документов, подтверждающих его судимость, о которой он указал в заявлении от 15 июля 2014 года, в связи с чем его регистрация является недействительной.

Как указывалось выше, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления для выдвижения и (или) регистрации кандидата, названо подп. «в» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.

Пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрен перечень документов, необходимых для регистрации кандидатов. В указанном перечне отсутствует обязанность кандидата представлять документы о судимости.

Не предусмотрено предоставление документов о судимости и статьёй 28 Областного закона, регламентирующей условия выдвижения кандидатов.

В перечне документов, прилагаемых к заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться, утверждённом п.3.5. Постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления», документы о судимости также не предусмотрены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что непредоставление документов о судимости и её погашении, при изменении Потаповым А.Г. сведений о себе, не являлось основанием для отказа в регистрации.

Исходя из вышеизложенного суд не находит оснований для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии о регистрации Потапова А.Г. кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать зарегистрированному кандидату в депутаты Волгоградской областной Думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу № 19 Ульянову Алексею Владимировичу в удовлетворении заявления об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Волгограда от 21 июля 2014 года № 10/51 о регистрации кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по тому же избирательному округу Потапова Александра Геннадьевича

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Жданова С.В.

решение в окончательной форме

принято 14 августа 2014 года

3-35/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ульянов Алексей Владимирович
Прокуратура Волгоградской области
Другие
Территориальная избирательная комиссия Красноармейского района г.Волгограда
Евсютина Е.В.
Цыплаков Д.Н.
Волгоградское региональное отделение «ЛДПР»
Потапов Александр Геннадьевич
Региональное отделение всероссийской политической партии «Родина» в Волгоградской области
Избирательная комиссия Волгоградской области
Лушников А.П.
Волгоградское отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
04.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2014Передача материалов судье
04.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2014Судебное заседание
08.08.2014Судебное заседание
13.08.2014Судебное заседание
14.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2014Дело оформлено
13.07.2015Дело передано в архив
13.08.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее