Решение по делу № 33а-15805/2019 от 22.08.2019

Судья Бусыгин Д.А. Дело № 33а-15805/2019

                                    РЈС‡РµС‚ в„– 022Р°

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2019 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,

судей Моисеевой Н.Н., Гафиятуллина Ш.Ш.,

при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе МКУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани» на решение Советского районного суда города Казани от 28 мая 2019 года, которым постановлено:

административный иск Фахртдинова Ильнура Камиловича, Фахртдиновой Люции Камилевны к МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании действий незаконными, отмене распоряжения об исключении из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в части и понуждении к устранению допущенных нарушений удовлетворить частично.

Признать незаконными действия МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», выразившиеся в вынесении распоряжения от 19 декабря 2018 года №2600р в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2021 годы» семью Фахртдинова Ильнура Камиловича, <дата> года рождения, с семьей в составе пяти человек (в том числе супруга, два сына и дочь).

Обязать МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» восстановить Фахртдинова Ильнура Камиловича, <дата> года рождения, с семьей в составе пяти человек (в том числе супруга, два сына и дочь) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2021 годы» в состоянии, существовавшем на момент снятия с учета.

В удовлетворении остальной части административного иска Фахртдинова Ильнура Камиловича, Фахртдиновой Люции Камилевны отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административных ответчиков Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – Садыкову Г.Ф. в ее поддержку, административных истцов Фахртдинова И.К., Фахртдинову Л.К., представителя административных истцов Хуснетдинова А.Ф. – полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

                РЈРЎРўРђРќРћР’ИЛА:

Фахртдинов И.К., Фахртдинова Л.К. обратились в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании действий незаконными, отмене распоряжения об исключении из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в части и понуждении к устранению допущенных нарушений.

В обоснование заявленных требований указано, что 19 декабря 2018 года распоряжением Главы администрации Советского района города Казани № 2600 р «Об исключении из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 – 2020 годы» они были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы.

С таким решением не согласились административные истцы, поскольку они в составе семьи из трех человек с 2010 года были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей», кроме того, они были включены в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году. Жилое помещение в общежитии, находящееся по адресу: <адрес>, где по настоящее время проживает семья административных истцов, в 2008 году было выдано Фахртдиновой Л.К. на основании договора найма жилого помещения гражданином у организации от 5 августа 2008 года №90. При этом вышеуказанное жилое помещение принадлежит ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана» на праве собственности.

В связи с рождением сыновей в 2012 и 2016 годах они стали проживать в составе 5 человек в данном жилом помещении общей площадью 35.1 кв.м. В 2012 году на основании договора дарения Фахртдиновой Л.К. и двум несовершеннолетним детям были подарены по 1/9 доли в жилом доме площадью 124,4 кв.м., административный истец Фахртдинов И.К. имеет 10 кв.м. в собственности. То есть, совокупная площадь, имеющаяся в собственности у семьи, составляет 51,46 кв.м.

По мнению административных истцов, общежитие, находящееся по адресу: <адрес>, не должно было учитываться административным ответчиком при подсчете совокупного уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью, так как не является жильем государственного или муниципального жилого фонда, а принадлежит на праве собственности нанимателю, который в свою очередь является работодателем Фахртдиновой Л.К. и предоставил вышеуказанное жилое помещение на период трудовых правоотношений в данной организации.

Административные истцы просили суд признать незаконными действия Главы администрации Советского района ИК МО г. Казани, выразившиеся в издании распоряжения от 19 декабря 2018 года №2600р «Об исключении из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 – 2020 годы»; отменить распоряжение Главы администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 19 декабря 2018 года № 2600 р «Об исключении из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы»; восстановить административных истцов с семьей в составе пяти человек на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы» в прежнем состоянии, существующем до момента исключения из программы.

В ходе судебного разбирательства административные истцы уточнили административные исковые требования и просили суд признать вышеуказанное распоряжение незаконным в части снятия семьи Фахртдинова И.К. с семьей в составе пяти человек (в том числе супруга, два сына и дочь) с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, отменить указанное распоряжение в названной части, в остальной части просили оставить административные исковые требования без изменения, уточненные административные исковые требования поддержали в полном объеме.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Так, согласно справке, жилая комната предоставлена Фахретдиновой Л.К. по договору социального найма и на постоянной основе. При постановке на учет указанное жилое помещение учитывалось, что административными истцами не оспаривалось. Кроме того, супруге заявителя Фахретдиновой Л.К., а также несовершеннолетним детям в 2012 году были подарены по 1/9 доли в жилом доме общей площадью 124, 40 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в связи с чем общая площадь на каждого составляет 17,41 кв.м.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – Садыкова Г.Ф. апелляционную жалобу поддержала.

Административные истцы Фахртдинов И.К., Фахртдинова Л.К., представитель административных истцов Хуснетдинов А.Ф. – полагали решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены, не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что на основании договора найма жилого помещения от 5 августа 2008 года Фахртдиновой Л.К. передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> во временное пользование за плату на период ее трудовых правоотношений с собственником данного помещения - ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана».

Согласно пункту 1.3 настоящего договора (л.д. 22) на момент заключения настоящего договора помещение, сдаваемое в наем, принадлежит наймодателю на праве собственности, не заложено и не арестовано, не является предметом исков третьих лиц.

За период проживания административных истцов в данном жилом помещении, у них родились дети, что подтверждается свидетельствами о рождении, а также выпиской из домовой книги.

С 17 декабря 2010 года административные истцы состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2021 годы». В данную программу также были включены дети административных истцов, родившиеся после 17 декабря 2010 года.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимого имущества, Фахртдинова Л.К., <дата> года рождения, имеет 1/9 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> несовершеннолетняя Фахртдинова И.И., <дата> года рождения, имеет 1/9 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; несовершеннолетний Фахртдинов Х.И., <дата> года рождения, имеет 1/9 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Фахртдинов И.К., <дата> года рождения, имеет 1/4 долю в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

На основании выписки из распоряжения главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» №2600р от 19 декабря 2018 года, административные истцы Фахртдинов И.К и Фахртдинова Л.К. вместе с детьми (два сына и дочь) были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках вышеуказанной подпрограммы на том основании, что административному истцу Фахртдиновой Л.К., а также несовершеннолетним детям Фахртдиновой И.И., Фахртдинову Х.И. в 2012 году были подарены по 1/9 доли в жилом доме общей площадью 124,40 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается сведениям Управления Росреестра по РТ.

Как следует из материалов дела, при вынесении распоряжения главой Администрации Советского района г.Казани от 19.12.2018г., административный ответчик исходил из того, что с учетом указанной жилой площади, а также жилого помещения по адресу: <адрес>, совокупный уровень обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи с учетом вышеуказанных действий составил 17,41 кв.м., что превышает установленную учетную норму.

Признавая незаконными действия МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», выразившиеся в вынесении распоряжения от 19 декабря 2018 года №2600р в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2021 годы» с возложением на МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» обязанности восстановить Фахртдинова И.К., <дата> года рождения, с семьей в составе пяти человек (в том числе супруга, два сына и дочь) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2021 годы» в состоянии, существовавшем на момент снятия с учета, суд первой инстанции исходил из того, что обеспеченность площадью на одного человека, в данном случае, составляет 10,2 кв.м (51.46/5), что менее учетной нормы, в связи с чем административным соответчиком неправомерно совершены действия, выразившиеся в вынесении распоряжения от 19 декабря 2018 года №2600р.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 10-13 установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 12.07.2006 N 1401 "О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по договору социального найма в рамках государственных жилищных программ" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере не более 12 кв. м общей площади жилого помещения.

Согласно п.6 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.04.2014 N 289 "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы", применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в жилом помещении понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для участия в Подпрограмме органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

На основании части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В силу части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

При этом согласно части 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Так, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не является собственностью административных истцов, не передано им на основании договора социального найма жилого помещения, а передано им для временного проживая на основании договора найма жилого помещения организацией, в которой административный истец осуществляет трудовую деятельность.

При этом, прекращение трудовых отношений между административным истцом Фахртдиновой Л.К. и ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана» будет являться основанием для прекращения договора найма жилого помещения.

Поскольку из представленных в дело документов следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> истцы занимают не на основании договора социального найма, в собственности истцов оно также не находится, указанное жилое помещение не может учитываться при подсчете совокупного уровня обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи для решения вопроса о праве состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу вышеприведенных норм права при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком неправомерно совершены действия, выразившиеся в вынесении распоряжения от 19 декабря 2018 года №2600р в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2021 годы» семью Фахртдинова И.К. с семьей в составе пяти человек (в том числе супруга, два сына и дочь).

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

                 ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани от 28 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33а-15805/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
ФГОУ ВПО Казанская государственая академия ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана
Фахртдинова Л.К.
Фахртдинов И.К.
ИК МО г. Казани
МКУ Администрация Советского района ИК МО г. Казани
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Моисеева Н. Н.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
22.08.2019Передача дела судье
22.08.2019Судебное заседание
23.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2019Передано в экспедицию
24.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее