Дело № 2-107/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2010 года г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е.
с участием прокурора прокуратуры Осинского района Богачевой Н.Ю.
представителя МДОУ «Детский сад «Радуга» - заведующей детским садом П.
представителя управления образования Осинского муниципального района и администрации Осинского муниципального района К. действующей по доверенности от 19 марта 2009 года и от 09 февраля 2010 года соответственно
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению (далее МДОУ) «Детский сад «Радуга», управлению образования Осинского муниципального района и администрации Осинского муниципального района о признании незаконным бездействие МДОУ «Детский сад «Радуга», управления образования Осинского муниципального района и администрации Осинского муниципального района,
у с т а н о в и л :
Прокурор Осинского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению (далее МДОУ) «Детский сад «Радуга», управлению образования Осинского муниципального района и администрации Осинского муниципального района, в котором просил:
Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» г. Оса по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил.
Признать незаконным бездействие управления образования Осинского муниципального района и администрации Осинского муниципального района, не принявших мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности, санитарных норм и правил в МДОУ «Детский сад «Радуга» г. Оса.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение»Детский сад «Радуга» г. Оса устранить нарушения правил пожарной безопасности по предписанию по акту Госпоржнадзора от 07.09.2009 г. № 143 и нарушения санитарных норм и правил по экспертному заключению Роспотребнадзора № 249 от 23.09.2009 г.
Обязать администрацию Осинского муниципального района, управление образования администрации Осинского муниципального района профинансировать мероприятия направленные на устранение нарушений правил пожарной безопасности по акту Госпожнадзора от 07.09.2009 г. № 143 и нарушений санитарных норм и правил по экспертному заключению Роспотребнадзора № 249 от 23.09.2009 г. в сумме 1 484 166 рублей, мотивируя свои требования тем, что 07 сентября 2009 г. 17 отделом государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Пермскому краю в целях дачи заключения о соответствии пожарным нормам и правилам зданий детского сада, необходимого образовательному учреждению для лицензирования, проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад «Радуга», результаты которой показали, что администрацией образовательного учреждения допускаются нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, обязательные для исполнения всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм. По результатам проверки составлен акт № 143, в соответствие с которым в детском саду выявлены следующие нарушения.
По зданию детского сада (г. Оса, ул. Ст. Разина, 17); -из помещений (спальные и т. д.). предназначенных для одновременного пребывания 10 человек имеется лишь 1 эвакуационный выход ППБ 01-03 п. 3 СниП 21-01097 п. 6.12.);
- ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,3 м (ППБ 01.03, СНиП 21-01-97 п. 6.16).
По зданию детского сада (г. Оса. ул. Урицкого. 34: -ширина эвакуационных выходов в свету менее 1.2 м (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97 п. 6.16;
- в здании пищеблока имеется лишь один огнетушитель (ППБ 01.03, п. 198 прил. 3);
- планы эвакуации не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2002 (ППБ 01-03 п. 16„ 3, ГОСТ Р 12.2.143-2002);
- АПС в нерабочем состоянии (ППБ 01.03 п. 34, п. 98);
- в противопожарных разрывах находятся различные постройки (ППБ 01-03 п. 22).
В связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя учреждением длительное время не принимаются меры по устранению указанных нарушений правил пожарной безопасности.
Также Южным филиалом ФГУС по заявке МДОУ «Радуга» проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза данного детского сада и выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии его государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В соответствие с экспертным заключением № 249 от 23.09.2009 г. о несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг установлены следующие нарушение санитарных норм и правил.
По зданию по адресу: г. Оса, ул. Ст. Разина, 17: -в зоне игровой территории отсутствует физкультурная площадка, что не соответствует п. 2.1.10 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- для защиты детей от солнца и осадков на территории групповых площадок отсутствуют теневые навесы, что не соответствует п. 2.1.12 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- для сбора мусора в хозяйственной зоне имеется контейнер на дощатой крышке, что не соответствует п. 2.1.19 СаН ПиН 2.4.1.1249-03;
-площадь озеленения менее 50 %, между групповыми и хозяйственными площадками, между ограждением и групповыми площадками отсутствуют защитные полосы, обеспечивающие санитарные разрывы, что не соответствует п. 2.1.14 Сан ПиН 2.4.1.1249-
03;
- территория детского сада частично ограждена забором высотой менее 1,6 м., частично ограждение от жилых построек отсутствует, что не соответствует п. 2.1.3. Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- вход в здание оборудован двойным тамбуром, что не соответствует требованиям п. 2.2.7 СанПиН 2.4.1.1249-03;
- в помещении туалетных средней и подготовительной групп количество санитарных приборов не соответствует требованиям п. 2.2.17 Сан ПиН 2.4.1.1249-03, отсутствует раковина для персонала, что не соответствует требованиям п. 2.2.17 Сан ПиН 2.4.1.1249-
03;
- в туалетном помещении старшей группы в зоне санитарных узлов размещены 3 детских унитаза, которые не оборудованы закрывающимися кабинами без запоров, что не соответствует п. 2.2.17 Сан ПиН 2.4.1.1249-03; количество санитарных приборов не соответствует требованиям п. 2.2.17 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- в помещении подготовительной группы отсутствует раковина для персонала, что не соответствует требованиям 2.2.17 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- в групповых помещениях шкафы для верхней одежды детей не оборудованы сушильными устройствами, что не соответствует п. 2.4.2. Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
-в здании сада имеется общий зал для музыкальных и физкультурных занятий площадью 57,6 кв. м., что не соответствует п. 2.2.18 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- в музыкальный зал средняя группа попадает через игровые старшей и подготовительной групп, не соблюдается принцип групповой изоляции, что не соответствует п. 2.2.8 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
-кровати в спальнях расставлены без соблюдения минимальных разрывов, что не соответствует требованиям п. 2.4.15 Сан ПиН 4.4.1.1249-03;
- отопительные приборы МДОУ не ограждены съемными деревянными решетками, что не соответствует требованиям п. 2.6.4 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- отсутствуют наматрасники, что не соответствует п. 2.8.16 Сан ПиН 2.4.1.1249-03.
По зданию детского сада (г. Оса, ул. Урицкого, 34):
- территория участка частично ограждена забором высотой более 1,6 м., частично ограждение от жилых построек отсутствует, что не соответствует п. 2.1.3 СаН Пин 2.4.1.1249-03;
- зона игровой территории включает в себя одну общую групповую площадку, которая оборудована для всех 2-х групп, что не соответствует п. 2.1.10 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- отсутствует физкультурная площадка, что не соответствует п. 2.1.10 Сан ПиН 2.4.1.1249-
03;
- для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки имеется один теневой навес на две группы площадью менее 40 кв. м., что не соответствует п. 2.1.12. Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- площадь озеленения менее 50 %, между групповыми и хозяйственными площадками отсутствуют защитные полосы, обеспечивающие санитарные разрывы, что не соответствует п. 2.1.14 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- в группе раннего возраста раздевальная площадью 17,6 кв. м, что не соответствует требованиям п. 2.2.10 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- в группе раннего возраста туалетная площадью 6,3 кв. м., что не соответствует требованиям п. 2.2.10 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- отсутствует раковина для персонала, что не соответствует п. 2.2.17 Сан ПиН 2.4.1.1249-
03;
- в младшей группе раздевальная площадью 13,7 кв. м., что не соответствует требования п. 2.2.10 Сан ПиН 2.4.1.1249-03; туалетная площадью 11, 1 кв. м., что не соответствует п. 2.210 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- в туалетном помещении младшей группы отсутствует раковина для персонала, что не соответствует требованиям п. 2.2.17 Сан ПиН 2.4.1.1249-03, к раковинам подведена только холодная вода, что не соответствует требованиям п. 2.2.17 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- шкафы для верхней одежды не оборудованы сушильными устройствам, что не соответствует требованиям п. 2.4.15 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- отсутствует зал для музыкальных и физкультурных занятий, что не соответствует п. 2.2.18 Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
-в медицинском кабинете стены оклеены обоями, что не соответствует п. 2.3.1. Сан ПиН 2.4.1.1249-03;
- отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками, что не соответствует требованиям п. 2.6.4 Сан ПиН 2.4.11249-03.
Для устранения нарушений правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм и правил МДОУ «Детский сад «Радуга» требуются денежные средства в сумме 1 484 166 рублей. Учредителем - управлением образования, данные средства учреждению до настоящего времени не выделены, несмотря на неоднократные обращения руководителя МДОУ с заявлениями о выделении денежных средств.
Учредителем МДОУ «Детский сад «Радуга» является управление образования Осинского муниципального района Пермского края.
В соответствие с постановлением главы Осинского муниципального района МДОУ «Детский сад № 6» реорганизован путем присоединения к нему МДОУ «Детский сад № 1» и МДОУ «Детский сад № 5». В результате реорганизации создан МДОУ «Детский сад «Радуга» (МДОУ № 6 в соответствие с приказом управления образования № 71 от 18.05.2009 г. переименован в МДОУ «Детский сад «Радуга»). Срок действия лицензии № 097775 МДОУ «Детский сад № 6» истек 10 июня 2009 г. Таким образом, в нарушение требований п. 6 ст. 33 Федерального закона «Об образовании» МДОУ «Детский сад «Радуга» осуществляет образовательную деятельность без лицензии, которая не может быть получена образовательным учреждением до устранения правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил и получения заключений надзорных органов о соответствии образовательного учреждения указанным нормам и правилам.
Бездействие администрации учреждения, управления образования Осинского муниципального района, администрации Осинского муниципального района нарушает права несовершеннолетних, которые посещают и могут посещать МДОУ «Детский сад «Радуга» на образование, охрану жизни и здоровья.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении своих требований настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель МДОУ « Детский сад «Радуга» П. требование прокурора не признала, при этом не отрицала, что факт нарушений Правил пожарной безопасности, выявленных 07 сентября 2009 года имел место быть. Она, как руководитель детского сада обращалась за выделением денежных средств на устранение выявленных недостатков. В настоящее время на 2- ой квартал выделено детскому саду 550000 рублей на устранение выявленных недостатков. Данные денежные средства будут освоены. На сегодняшний день «Детский сад «Радуга» осуществляет свою деятельность + без лицензии. Срок действия лицензии истек 10 июня 2009 года.
Представитель управления образования Осинского муниципального района и администрации Осинского муниципального района К. требования прокурора не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении, из которых усматривается, что постановлением главы Осинского муниципального района от 17.12.2009 № 976 «О распределении средств приоритетного регионального проекта «Новая школа» утвержден Перечень мероприятий (объектов) и объем расходов по приоритетному региональному проекту. Детский сад «Радуга» включен в указанный Перечень и на выполнение сантехнических работ было выделено дополнительно 140 0 тыс рублей.
Решением Земского Собрания Осинского муниципального района от 26.02.2010 г. № 642 был распределен фонд софинансирования расходов, в соответствии с которым детскому саду «Радуга» еще предусмотрено выделение денежных средств на общую сумму 1855, 4 тыс. рублей, что больше, чем требует выделить прокурор Осинского района.
Управление образования и администрация района считают, что обвинения в бездействии необоснованны, так как учредитель регулярно финансирует мероприятия по устранению нарушений пожарных и санитарных правил. Поступившие в бюджет района на финансирование проекта «Новая школа» денежные средства из субъекта также своевременно направляются на счета детского сада «Радуга».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствие со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению и др.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Между тем, 07 сентября 2009 года отделом государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Пермскому краю в МДОУ «Детский сад «Радуга» было выявлено большое количество нарушений правил пожарной безопасности, что подтверждается АКТОМ ПРОВЕРКИ от 07.09.2010 года (л.д. 44 - 45). Данные нарушения вот уже более чем через полгода после их выявления, не устранены.
В соответствие со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. №с 53- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписания и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ст. 28 указанного закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Однако, в нарушение вышеприведенной нормы закона, согласно ЭКСПЕРТНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ № 249 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 сентября 2009 года установлено, что МДОУ «Детский сад «Радуга» не соответствует требованиям санитарных правил:
СанПиН 2.4.1.1249 – 03 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» п.п. 2.1.3, 2.1.10, 2.1.12, 2.1.14, 2.1.19, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.17, 2.2.18, 2.3.1, 2.4.2, 2.4.15, 2.6.4, 2.8.17, 2.10.1, 2.10.8, 2.10.17, что подтверждается содержанием вышеуказанного экспертного заключения (л.д. 26-32).
Данные нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил также не устранены.
На устранение выявленных нарушений в области пожарной безопасности и санитарных норм и правил требуется согласно Служебной записки от 15 ноября 2009 года № 73 1484 166 рублей (л.д. 40). Указанная сумма фактически до настоящего времени детскому саду не перечислена, в связи с чем работы по устранению выявленных нарушений не проводятся.
Срок действия лицензии у МДОУ «Детский сад «Радуга» истек 10 июня 2010 года и в настоящее время детский сад осуществляет свою деятельность без лицензии.
Данные обстоятельства представителями П. и К. не отрицаются и не оспариваются.
В соответствие со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ «Об образовании».
В соответствие с подпунктом 5 пункта 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий.
Согласно п.2 ст. 32 Федерального закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствие с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В соответствие с подпунктом 4 п. 1 ст. 31 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно пункта 3.2.4. договора между учредителем и образовательным учреждением от 08.11.2007 г. учредитель обязуется осуществлять капитальный ремонт зданий, сооружений и оборудования детского сада в соответствие с нормативами Сан ПиН.
Финансирование муниципальных учреждений, согласно п. 3 части 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.
Учредителем МДОУ «Детский сад «Радуга» является управление образования Осинского муниципального района Пермского края, что подтверждается Уставом МДОУ «Детский сад «Радуга» (л.д. 16-25).
Судом установлено и это подтверждается постановлением главы Осинского муниципального района от 15.03.2010 года № 158 « О распределении средств приоритетного регионального проекта «Новая школа», что МДОУ «Детский сад «Радуга» на 2010 год будет выделено 1 755000 рублей. Кроме того, согласно аналогичного постановления от 17.12.2009 года № 976 выделялось детскому саду 140000 рублей на выполнение сантехнических работ.
Однако выделенные в декабре 2009 года деньги в сумме 140000 рублей - это недостаточная сумма для устранения недостатков, выявленных в области пожарной безопасности и санитарно – технических норм и правил.
Деньги в сумме 1 755 000 рублей, которые запланировано выделить детскому саду, также до настоящего времени детским садом в указанном размере не получены и, соответственно, не осваиваются.
Таким образом, в настоящее время, в детском саду не устранены выявленные нарушения правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил, которые были выявлены в МДОУ «Детский сад «Радуга» еще в сентябре 2009 года, то есть более чем полгода назад и детский сад осуществляет свою образовательную деятельность без лицензии, поскольку срок лицензии истек 10 июня 2009 года, при таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконным бездействие детского сада по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил, а также признать незаконным бездействие учредителя данного детского сада - Управление образования Осинского района и администрацию Осинского муниципального района, которая в силу действующего законодательства обязана осуществлять финансирование муниципальных учреждений, не принявших мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности, санитарных норм и правил в МДОУ «Детский сад «Радуга» г. Оса.
И поскольку до настоящего времени детский сад не устранил нарушения правил пожарной безопасности по предписанию по акту Госпожнадзора от 07.09.2009 года и нарушения санитарных норм и правил по экспертному заключению Роспотребнадзора № 249 от 23.09.2009 года, то МДОУ « Детский сад «Радуга» необходимо обязать устранить нарушения правил пожарной безопасности по предписанию по акту Госпоржнадзора от 07.09.2009 года № 143 и нарушения санитарных норм и правил по экспертному заключению Роспотребнадзора № 249 от 23.09.2009 года
Также, учитывая то, что администрация Осинского муниципального района и управление образования администрации Осинского муниципального района на сегодняшний день фактически не профинансировали в нужном объеме мероприятия, направленные на устранение в детском саду нарушений правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил, при таких обстоятельствах на администрацию Осинского муниципального района, управление образования администрации Осинского муниципального района необходимо возложить обязанность профинансировать мероприятия, направленные на устранение в МДОУ «Детский сад «Радуга» нарушений правил пожарной безопасности по акту Госпожнадзора от 07.09.2009 г. № 143 и нарушений санитарных норм и правил по экспертному заключению Роспотребнадзора № 249 от 23.09.2009 г. в сумме 1 484 166 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» г. Оса по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил.
Признать незаконным бездействие управления образования Осинского муниципального района и администрации Осинского муниципального района, не принявших мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности, санитарных норм и правил в МДОУ «Детский сад «Радуга» г. Оса.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Оса устранить нарушения правил пожарной безопасности по предписанию по акту Госпоржнадзора от 07.09.2009 г. № 143 и нарушения санитарных норм и правил по экспертному заключению Роспотребнадзора № 249 от 23.09.2009 г.
Обязать администрацию Осинского муниципального района, управление образования администрации Осинского муниципального района профинансировать мероприятия, направленные на устранение нарушений правил пожарной безопасности по акту Госпожнадзора от 07.09.2009 г. № 143 и нарушений санитарных норм и правил по экспертному заключению Роспотребнадзора № 249 от 23.09.2009 г. в сумме 1 484 166 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий судья Дьячкова Т.Е.