Дело №2-1187/2024
25RS0035-01-2024-001544-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Большой Камень 27 августа 2024 года
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи А.В. Рогачевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долматовой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Большекаменский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав несовершеннолетних, инвалидов при предоставлении образовательных услуг.
В ходе данной проверки установлено, что в помещении МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское не обеспечена установка индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры (индукционная система), чем нарушаются права лиц с ограниченными возможностями на объективное восприятие происходящего.
Полагая, что в результате не оснащения образовательного учреждения индукционными петлями нарушаются права граждан, в том числе несовершеннолетних, а также людей с ограниченными возможностями, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также имеется вероятность возникновения иных неблагоприятных последствий, прокурор просит обязать МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукозаписывающей аппаратурой в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник Большекаменского межрайонного прокурора Бельвебер Г.Н. на требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Исходя из заявленных требований, полагал необоснованным довод третьего лица о необходимости привлечения в качестве соответчика Администрации округа и рассмотрении данного дела по правилам КАС РФ.
Представитель МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, возражений по существу иска не представил.
Представитель третьего лица администрации Шкотовского муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленным возражениям, Администрация Шкотовского муниципального округа считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Ответчик по настоящему делу является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования. Функции и полномочия учредителя детского сада осуществляет Администрация Шкотовского муниципального округа. Поскольку вопросы осуществления финансового обеспечения образовательных учреждений округа материально-техническими средствами осуществляет Администрация округа, указанный орган местного самоуправления подлежит привлечению к участию в деле в качестве соответчика, соответственно, возникший спор имеет публично-правовой характер, при этом имеются основания для объединения и совместного рассмотрения аналогичных гражданских дел, находящихся в производстве Шкотовского районного суда: №№ 2-1184/2024, 2- 1185/2024, 2-1186/2024, 2-1187/2024, 2-1188/2024, 2-1189/2024, 2-1190/2024, 2- 1191/2024, 2-1192/2024, 2-1193/2024, 2-1194/2024, 2-1195/2024, 2-1196/2024, 2- 1197/2024, 2-1198/2024, 2-1199/2024, 2-1200/2024. Также исполнение муниципальным образовательным учреждением решения суда должно быть поставлено в зависимость от срока перечисления бюджетных средств учреждению на оплату мероприятий по разработке и оснащению помещения оборудованием, а не от даты вступления в законную силу судебного постановления, поскольку в отсутствие соответствующих лимитов и корректировки мероприятий муниципального задания образовательное учреждение не в праве инициировать осуществление мероприятий по оснащению помещения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Проведенной Большекаменской межрайонной прокуратурой проверкой, установлено, что в помещении МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское, используемом для проведения массовых мероприятий (актовый зал), отсутствуют индукционная петля и звукоусиливающая аппаратура (индукционная система).
Данный факт ответчиком не оспаривается.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181 Приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Согласно подпункту "г" пункта 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Защита гражданских прав осуществляется судом путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом (ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора об обязании МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой, поскольку отсутствие в образовательном учреждении специального оборудования для инвалидов нарушает императивные требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничения их жизнедеятельности.
Учитывая, что ответчиком не указывается на невозможность исполнения заявленных истцом требований вследствие отсутствия финансирования, при этом администрация Шкотовского муниципального округа привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, исходя из заявленных прокурором требований, суд не усматривает оснований для привлечения к участию в деле соответчика и перехода к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Доводы о том, что требования, заявленные в рамках гражданских дел по аналогичным искам прокурора, подлежат объединению в одно производство, не состоятельны, поскольку в силу части 4 статьи 151 ГПК РФ объединение и разъединение дел является правом, а не обязанностью суда, оснований для объединения дел в данном случае суд не усматривает.
Предложенный прокурором срок исполнения возложенной на ответчика обязанности суд находит достаточным и полагает разумным установить срок исполнения обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В случае отсутствия возможности по объективным причинам исполнить возложенную обязанность в указанный срок, ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское (ИНН 2503019523) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд, то есть с 02.09.2024.
Судья А.В. Рогачева