Административное дело № 12-157/2018 “КОПИЯ”
Р Е Ш Е Н И Е
г. Егорьевск Московской области 26 октября 2018 года
Судья Егорьевского городского суда Московской области Игнатов Н.Ю., при секретаре судебного заседания Егоровой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО “Тандер” <адрес> на постановление И.о. главного государственного санитарного врача в городских округах Егорьевск, Рошаль, Шатура, Воскресенском районе и.о. начальника Воскресенского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по М.О. ФИО2. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением И.о. главного государственного санитарного врача в городских округах Егорьевск, Рошаль, Шатура, Воскресенском районе и.о. начальника Воскресенского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по М.О. ФИО2. № от ДД.ММ.ГГГГ, АО “Тандер” признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО “Тандер” по доверенности Дружинина Н.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании представитель по доверенности Коробов В.Д. доводы жалобы поддержал и требования просит удовлетворить, пояснив, что Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80. Неисполнение требований Федерального Закона N 7-ФЗ и Закона N 89-ФЗ образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. Вместе с тем, Подпунктом "б" пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена редакция статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещению отходов. Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе котором образуются отходы, и включен новый вид деятельности - деятельность по накоплению отходов. Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами. Следовательно, законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. АО "Тандер", не является специализированной по обращению с отходами организацией. Вменяемое учреждению осуществление деятельности, в процессе которой образуются отходы, не признается законодателем обращением с отходами. Следовательно, отсутствуют основания для квалификации действий общества по статье 8.2 КоАП РФ, поскольку за несоблюдение экологических требований, а именно СП 2.3.6.1066-01, ответственность данной нормой КоАП РФ не предусмотрена. Санитарно-эпидемиологические правила "СП 2.3.6.1066-01.2.3.5 Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно - эпидемиологические правила", нарушение требований которых вменяется в вину обществу, направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации. Пункт 2.7 этих санитарно-эпидемиологических правил предъявляет требования к размещению и содержанию мест хранении тары, площадок для сбора мусора и пищевых отходов организаций торговли. Каких либо положений, регламентирующих порядок обращения с отходами указанная норма не содержит. При таких обстоятельствах административный орган неправильно квалифицировал выявленное правонарушение по статье 8.2 КоАП РФ. Таким образом, неправильная квалификация административным органом выявленного правонарушения является самостоятельным основанием для признания незаконным постановления и его отмены.
Проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы поступившей жалобы и выслушав защитника юридического лица, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений частей 1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов настоящего административного дела следует, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (Управление Роспотребнадзора по Московской области) от ДД.ММ.ГГГГ за №-п проведена плановая выездная проверка в отношении Акционерного общества “Тандер” по адресу: <адрес>, в результате которой, И.о. главного государственного санитарного врача в городских округах Егорьевск, Рошаль, Шатура, Воскресенском районе и.о. начальника Воскресенского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по М.О. ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ за № вынесено постановление о признании АО “Тандер” виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.истративного правонарушения предусмотренного ст.равления Роспотребнадзора по М.ного общества елей и благополучия человека по
ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 40 минут в ходе проведения проверки магазина “Магнит” АО “Тандер” по адресу: <адрес> не предусмотрены контейнеры с крышками или специальные закрытые конструкции, было обнаружено, что юридическое лицо допустило нарушение обязательных требований, а именно: сбор мусора и пищевых отходов осуществляется в один контейнер с крышкой, что является нарушением ст.11, ст.15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, п.2.7 СП 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов”.
Указанные нарушения отражены в акте проверки.
Органом государственного контроля был определен субъект правонарушения – АО “Тандер”.
По факту выявленных нарушений, главным специалистом- экспертом Воскресенского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области ФИО1 в присутствии законного представителя АО “Тандер” ФИО3. был составлен протокол об административном правонарушении ответственность, за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП М.О., в котором законный представитель юридического лица, в своих показаниях, указал, что нарушения устранены.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении АО "Тандер" уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены и не доверять им оснований не имеется, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан должностным лицом и признается судом рассмотрении жалобы в качестве допустимого доказательства по делу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения и квалификацию действий АО “Тандер” по ст.8.2 КоАП М.О. суд находит правильной.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу АО "Тандер", в материалах дела не имеется. Принцип невиновности, установленный ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушен.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Суд принимает во внимание, что АО “Тандер” имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все разумные и зависящие от него меры по выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы представителя АО “Тандер” неправильной квалификации содеянного обществом и отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, по мнению суда основаны на неверном толковании правовых норм.
На основании ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст.ст. 11, 22 того же Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 2.7 санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 установлено, что в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
Объектом вменяемого Обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Объективная сторона административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В данном случае, вопреки доводам защитника юридического лица, из материалов дела усматривается, что АО "Тандер" к административной ответственности привлекается не за осуществление специализированной деятельности в области обращения с отходами, а за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований юридическими лицами, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы.
Установив указанные выше обстоятельства, должностным лицом сделан правильный и соответствующий материалам административного дела вывод о наличии в действиях общества события и состава вмененного правонарушения.
Согласно оспариваемому постановлению о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе рассмотрения Роспотребнадзором обстоятельств в отношении АО “Тандер” смягчающих и отягчающих наказание судом не установлено.
Назначенное АО “Тандер” наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, соответствует санкциям ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения жалобы представителя АО “Тандер” на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ И.о. главного государственного санитарного врача в городских округах Егорьевск, Рошаль, Шатура, Воскресенском районе и.о. начальника Воскресенского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по М.О. ФИО2
Вместе с тем, с учетом заявленного в судебном заседании защитником юридического лица Коробовым Д.В. ходатайства, суд приходит к выводу, что имеются основания для изменения постановления должностного лица, в части назначения юридическому лицу административного наказания.
В связи с проведенными в ДД.ММ.ГГГГ плановой проверки Органом государственного контроля (Управление Роспотребнадзора по Московской области) в отношении АО "Тандер" вынесено более 15 постановлений о взыскании административных штрафов на значительные суммы.
Согласно частей 3.2., 3.3. ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что уменьшение размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной соответствующей нормой КоАП РФ, является прерогативой суда, производится с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств.
Таким образом, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначение наказания юридическому лицу в пределах санкции статьи является весьма обременительным, что не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - защите личности, законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства, установленным в ст.1.2 КоАП РФ, а также критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественному и финансовому положению.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости снижения административного штрафа назначенного АО “Тандер” за совершение административного правонарушения предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, ниже низшего предела санкций данной статьи, до 75000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2 Кодекса РФ Об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление И.о. главного государственного санитарного врача в городских округах Егорьевск, Рошаль, Шатура, Воскресенском районе и.о. начальника Воскресенского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по М.О. ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.32 ч.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» - изменить в части назначенного АО “Тандер” наказания, а именно снизить сумму штрафа с 100000 руб. до 75000 руб., а жалобу АО “Тандер” <данные изъяты> юридический адрес: <адрес> – удовлетворить частично.
В остальной части постановление И.о. главного государственного санитарного врача в городских округах Егорьевск, Рошаль, Шатура, Воскресенском районе и.о. начальника Воскресенского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по М.О. ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Акционерного общества “Тандер” оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд Московской области в течение 10 дней, с момента вручения или поручения копии решения.
Судья Егорьевского городского суда
Московской области подпись Н.Ю.Игнатов