Решение по делу № 33-6401/2015 от 11.11.2015

Судья: Берникова Е.Г. Дело № 33 - 6401/2015                                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.

судей: Маркелова К.Б., Харманюк Н.В.

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании 19 ноября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Куандыковой Л.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 сентября 2015 года, по которому

в удовлетворении требований Куандыковой Л.В. в интересах К.М.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" об обязании передать жилое помещение, находящееся по адресу: <Адрес обезличен>, в собственность К.М.А. в порядке приватизации, к администрации МОГО "Ухта" об отмене постановления главы МО "Город Ухта" от <Дата обезличена>... "О распределении жилой площади в г.Ухте" отказано.

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Куандыкова Л.В. в интересах несовершеннолетней дочери К. М.А. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" об обязании передать жилое помещение, находящееся по адресу: <Адрес обезличен>, в собственность К.М.А. в порядке приватизации.

В обоснование требований указала, что она зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, предоставленном ей на основании договора социального найма жилого помещения. При обращении в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" с заявлением о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации Куандыкова Л.В. получила отказ в связи с тем, что указанное жилое помещение относится к служебному специализированному жилищному фонду и не подлежит приватизации. Считает данный отказ неправомерным, поскольку фактически пользуется спорным жилым помещением на условиях социального найма.

Куандыкова Л.В. в интересах несовершеннолетней дочери К. М.А. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления главы МО "Город Ухта" от <Дата обезличена>... "О распределении жилой площади в г.Ухте".

В обоснование требований указала, что Глава МО "Город Ухта" не был наделен полномочиями по изданию оспариваемого постановления, поскольку органом, осуществляющим управление государственным и муниципальным имуществом, являлся Совет города Ухты.

Определением суда от 19 августа 2015 года указанные дела соединены в одно производство.

В судебном заседании истец и её представители на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Администрация МОГО "Ухта", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Куандыкова Л.В. просит решение суда отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального права.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.

Материалами дела установлено, что постановлением главы муниципального образования "Город Ухта" "О распределении жилой площади в городе Ухте" от ... года № ... жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, введено в число служебных жилых площадей.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности МОГО "Ухта" квартира, расположенная по адресу: <Адрес обезличен>, относится к казне муниципального образования городского округа "Ухта".

В силу ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное обязательное для исполнения на территории муниципального образования.

В соответствии с п.3 ст.14 Устава МО "Город Ухта", утвержденного решением Совета города Ухты от <Дата обезличена>..., в состав собственности города Ухты входят, в том числе, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения.

Согласно п.3 ст.50 Устава Глава МО "Город Ухта" уполномочен принимать решения и издавать в связи с этим правовые акты (за исключением актов общеобязательного характера) по следующим вопросам местного значения: содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений.

В силу ст.52 Устава по вопросам своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Республики Коми, а также настоящим Уставом и решениями Совета, глава муниципального образования "Город Ухта" издает постановления и распоряжения. Акты главы муниципального образования "Город Ухта", имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением вопросов экономического и социального развития города Ухты, охраны общественного порядка, использованием городской собственности и финансовых ресурсов города Ухты, принимаются в форме постановлений.

Таким образом, учитывая, что администрация города Ухты является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, т.е. осуществляет управление муниципальным жилищным фондом, оспариваемое постановление о придании квартире статуса служебной вынесено Главой МО "Город Ухта" по вопросам, относящимся к его компетенции, не противоречит закону и не нарушает прав заявителя.

В силу частей 2 и 3 ст.92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (п.1 ч.1 ст.92, ст.ст. 93, 104 ЖК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П указывал, что право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина. Право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Как следует из выраженной в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации позиции, установление, изменение и отмена права на приватизацию относится к дискреции законодателя.

По смыслу ст.4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Материалами дела установлено, что на основании постановления главы МО "Город Ухта" "О распределении жилой площади в городе Ухта" от <Дата обезличена>... жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, отнесено к категории служебных жилых помещений и предоставлено К. А.А. и членам его семьи: супруге Куандыковой Л.В., дочери К. М.А.

Служебное помещение было предоставлено К. А.А. по месту работы в ГУ РК "...".

... года между Службой заказчика, действующей от имени собственника жилого помещения - МО "Город Ухта", и К. А.А. на основании решения о предоставлении жилого помещения от <Дата обезличена>... заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.

Согласно п. 3 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: супруга Куандыкова Л.В., дочь К. М.А.

На указанном договоре имеется пометка "служебная".

Договор найма служебного жилья является действующим и никем не оспорен.

С ... года Куандыкова Л.В. и её дочь К. М.А. зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении.

... года Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" Куандыковой Л.В. отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, поскольку указанное помещение относится к служебному специализированному жилищному фонду.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, предоставлено истцу по договору найма на время работы в ... учреждении, в силу приведенных выше правовых норм передаче гражданам в порядке приватизации не подлежит, следовательно, отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" в заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, и последующего предоставления истцу указанной квартиры в собственность в порядке приватизации является законным.

При этом судом правомерно указано, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вопреки названным требованиям закона (ч.3, ч.4 ст. 57,63 Жилищного кодекса РФ), семья истца на учете нуждающихся в жилых помещениях не состояла, каких-либо оснований для предоставления ей жилого помещения, как обоснованно отмечено судом, не имелось.     Наряду с этим судом с достоверностью было установлено, что спорное жилое помещение на момент принятия постановления об отнесении его к специализированному жилищному фонду было как фактически, так и юридически свободно от прав иных лиц.     Положение части второй статьи 89 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей на момент выезда М. В.Н. и М. Н.Д. из спорного жилого помещения и утратившей силу с 1 марта 2005 года), воспроизведенное в части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, основано на вытекающем непосредственно из Конституции Российской Федерации принципе свободы договора, предполагающем в том числе возможность одностороннего отказа от договора в случаях, допускаемых законом. Это положение определяет момент прекращения договора социального найма жилого помещения в случае выезда кого-либо из участников договора социального найма жилого помещения в другое место для постоянного проживания.

    Из материалов дела следует, что сохраняющие регистрацию в указанной квартире М. В.Н. и М. Н.Д. не менее чем за три года до вселения семьи Куандыковых выехали из спорного жилого помещения и в дальнейшем правопритязаний на квартиру не предъявляли, тем самым расторгнув в одностороннем порядке договор найма.

Установив изложенные выше обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требованиях Куандыковой Л.В. о возложении обязанности заключить договор на передачу бесплатно в собственность данного жилого помещения.

Довод жалобы о том, что судом неправомерно рассмотрены в одном производстве требования, рассматриваемые в порядке искового производства и в порядке производства по делам, вытекающим из публичным правоотношений, не влечет отмены решения, поскольку в настоящем деле истцом заявлено требование о её праве собственности в порядке приватизации на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", т.е. возник спор о праве гражданском, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куандыковой Л.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6401/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Куандыкова Лариса Витальевна, Куандыкова М.А.
Ответчики
КУМИ М.".
Другие
Администрация МОГО "Ухта"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Харманюк Н.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.11.2015Судебное заседание
02.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2015Передано в экспедицию
19.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее