Решение по делу № 33а-5539/2021 от 26.05.2021

Судья: Сташкова Ю.С.                                                                  № 33А-5539

Докладчик: Быкова С.В.                                                            (№ 2а-2012/2021)

                                                                                                                               (42RS0019-01-2020-002841-59)

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«23» июня 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Быковой С.В.,

судей Бегуновича В.Н., Пронченко И.Е.,

при секретаре Темниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску Пушкарева Валерия Николаевича к администрации г. Новокузнецк, Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов о признании незаконным нарушения порядка проведения публичных слушаний

по апелляционной жалобе Пушкарева В.Н. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 02 апреля 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Пушкарев В.Н. обратился с административным исковым заявлением к администрации г. Новокузнецк, Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов о признании незаконным нарушения порядка проведения публичных слушаний для обсуждения проекта внесения изменений и дополнений в Устав Новокузнецкого городского округа, проходивших в декабре 2019 года, компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб.

Требования мотивирует тем, что из городской газеты «Новокузнецк» от 28 Л1.2019 г. № 117 (1044) ему стало известно о назначении публичных слушаний по проекту решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав Новокузнецкого городского округа» на 10 декабря 2019 года в 14 часов 00 минут в большом зале здания администрации города Новокузнецка по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кирова, 71. Гражданам предлагалось заранее подать свои предложения в этой части, в связи с чем, он предоставил письменно свой вариант предложений (дополнений) от 04.12.2019 г., которые были зарегистрированы сотрудником Новокузнецкого городского Совета народных депутатов № 1002.

10.12.2019 г. у Поста № 2 пропуска граждан на публичные мероприятия администрации г. Новокузнецк сотрудник охраны предложил ему пройти в большой зал через Пост № 1, без оформления разового пропуска, предъявив паспорт гражданина РФ. Пройдя в большой зал, административный истец занял место у одного из проходов, у которого не был установлен микрофон. В ходе проводимых слушаний ему была предоставлена возможность огласить свои предложения (дополнения) по теме публичных слушаний, а также объявить о нарушениях проведения публичных слушаний по причине отсутствия второго микрофона. Председательствующий Масюков О.А. пообещал выяснить ситуацию и дать разъяснения по выявленным им нарушениям. Однако, ни на самих публичных слушаниях, ни по их окончанию, ни в последующее время он таких объяснений не получил, в связи с чем, ему пришлось неоднократно подавать свои обращения в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов.

В письменном ответе от 28.02.2020 г. № 102 на третье обращение от 03.02.2020 г. были даны «расплывчатые комментарии» с приложением копии писем, указанием объяснений по его замечаниям о выявленных нарушениях в проведении публичных слушаний. После его выступления, председательствующий публично огласил, что он включён в «рабочую группу» по подготовке заключения о публичных слушаниях на дату работы Новокузнецкого городского Совета народных депутатов, назначенную на 13.12.2019 г. Однако, по уважительной причине административный истец не смог принять участие в «рабочей группе», в связи с чем, обратился в городское отделение партии «Яблоко» о делегировании своего представителя в рабочую группу, что и было сделано 13.12.2019 г. Из Протокола рабочей группы от 13.12.2019 г. следует, что состав данной структуры составлял пять человек, шестым была гражданка Ушакова С.А., указана как присутствовавшая. В протоколе приведены обоснования только членов рабочей группы, отсутствует мнение гражданки Ушаковой С.А.

Из ответа Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.02.2020 г. № 102 следует, что не представлены основания для защиты прав гражданки Ушаковой С.А.; в ходе проведения заседания рабочей группы гражданка Ушакова С.А. замечаний, предложений по проекту решения не высказывала, с жалобами на порядок проведения публичных слушаний, заседания рабочей группы, а также с заявлением о нарушении её прав не обращалась.

В отношении утверждения о том, что граждане не смогли пройти на публичные слушания через Пост охраны № 2, в ответе указано, что он такого утверждения не делал.

В отношении отсутствия одного микрофона, в одном из проходов между сидениями в большом зале, должностным лицом Масюковым О.А. дан ответ о том, что сделана заявка на два микрофона в большом зале (на стойках) 3 микрофона на сцене (два для стола президиума и один на трибуну). Один из микрофонов в зале оказался неисправным.

Присутствующей в работе рабочей группы по вынесению заключения о проведенных публичных слушаниях, состоявшихся 10.12.2019 г. в большом зале администрации г. Новокузнецк по внесению изменений и дополнений в Устав г. Новокузнецк гражданке Ушаковой С.А. не было предложено высказаться по предложенным им предложениям (изменениям) к проекту Устава. Ему не была предоставлена копия протокола рабочей группы после принятия данного документа, для изложения своих возражений по изложенным доводам членов рабочей группы, что, по его мнению является нарушением ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей равенство всех перед законом, нарушены его права и свободы, дающие ему право на предъявление претензии по компенсации морального вреда. Считает, что вынесенное рабочей группой Заключение о результатах публичных слушаний от 18.12.2019 г., не может быть признано законным, передача такого заключения в Управление юстиции Кемеровской области для утверждения внесённых поправок неправомочно.

Указывает на нарушение порядка проведения публичных слушаний для обсуждения проекта внесения изменений и дополнений в Устав Новокузнецкого городского округа, которые проходили в декабре 2019 года и в которых он принимал участие как гражданин и житель г. Новокузнецк.

Он не согласен с действиями административных ответчиков при рассмотрении поданных предложений (замечаний) на проект внесения изменений и дополнений в Устав Новокузнецкого городского округа.

Просил признать незаконными Заключение от 18.02.2020 г. и процедуру обсуждения нормативно-правового акта в виде поправок для утверждения по внесению в Устав Новокузнецкого городского округа.

Компенсировать моральный вред в размере 1000 000 рублей.

Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 09.06.2020 г. требования Пушкарева В.Н. о компенсации морального вреда переданы на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства (л.д.18-19 т.2).

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 02 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Пушкареву Валерию Николаевичу отказано.

В апелляционной жалобе Пушкарев В.Н. просит решение суда отменить.

Считает, что суд не только произвольно трактовал нормы федерального закона, но и п. 4.4 Положения «О публичных слушаниях на территории Новокузнецкого городского округа».

Кроме того, суд отказывая ему в иске, сослался на то, что им пропущен установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд.

На момент обсуждения данной ситуации его не было в суде, не смотря на то, что представитель административного ответчика от НГСНД огласила своё возражение на его административный иск в его присутствие. При этом, данный представитель предоставил к возражению копии других документов, среди которых отсутствовали - его третья жалоба от 03 02. 2020 г. и письменный ответ должностного лица О.А. Масюкова (28.02.2020 г.№ 102), которое он получил простой корреспонденцией - 08.03 2020 г.

Среди предоставленных копий документов в суд от представителя административного ответчика отсутствовала копия указанного письма. При этом, копию энного письма он прилагает (так как именно после этого документа у него возникла потребность обращения в суд).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 п.1 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что публичные слушания по проекту решения городского Совета «О внесении изменений и дополнений в Устав Новокузнецкого городского округа» проводились 10.12.2019 Новокузнецким городским Советом народных депутатов на основании указанных нормативных правовых актов.

Решением городского Совета от 26.11.2019 № 14/97 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав Новокузнецкого городского округа» 10.12.2019 в 14.00 в большом зале администрации города Новокузнецк были назначены публичные слушания с участием жителей муниципального образования «Новокузнецкий городской округ».

Указанное решение было опубликовано вместе с проектом муниципального правового акта в городской газете «Новокузнецк» от 28.11.2019 № 47, а также размещено на официальном сайте Новокузнецкого городского Совета народных депутатов.

Пушкаревым В.Н. до публичных слушаний были представлены предложения от 04.12.2019 г. на проект решения.

10.12.2019 г. на публичных слушаниях он присутствовал, право озвучить свои предложения ему было предоставлено, он озвучил свои предложения.

Пушкарев В.Н. пояснил, что ему было предложено войти в состав рабочей группы, однако он не смог принять участия в рабочей группе по личным обстоятельствам.

В соответствии с Положением о публичных слушаниях был составлен протокол публичных слушаний - 13.12.2019 г., рабочей группой подготовлено заключение по итогам публичных слушаний, в котором дана оценка предложениям (замечаниям) Пушкарева В.Н. от 18.12.2019 г.

Протокол публичных слушаний и заключение рабочей группы были направлены по требованию Пушкарева В.Н., изложенным в заявлении от 23.12.2019 г. и повторной жалобе от 09.01.2020 г., Пушкареву В.Н. письмом от 21.01.2020 № 23, в котором был разъяснен указанный порядок проведения публичных слушаний и подготовки заключения.

Заключение рабочей группы направлено истцу 23.12.2019 письмом № 667 и опубликовано в городской газете «Новокузнецк» от 19.12.2019 № 50.

Согласно пояснениям Пушкарева В.Н. все письма с приложениями, приобщенные к материалам дела при рассмотрении настоящего административного иска были получены им.

Разрешая спор по существу, суд сделал вывод о том, что публичные слушания проведены в соответствии с требованиями закона и права Пушкарева В.Н. нарушены не были.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда по следующим основаниям.

Порядок назначения публичных слушаний определен разделом 4 Положения о публичных слушаниях.

В соответствии с пунктом 4.3 в решении о назначении публичных слушаний должен быть указан состав рабочей группы для подготовки заключения о результатах публичных слушаний.

Пунктом 4.4. Положения о публичных слушаниях установлено, что состав рабочей группы формируется в количестве не менее 5 человек. В состав рабочей группы включаются представители органа местного самоуправления, назначившего публичные слушания, представитель инициативной группы (в случае проведения публичных слушаний по инициативе жителей города Новокузнецка), представители разработчика проекта, вынесенного на публичные слушания, представители органа местного самоуправления, в чьи полномочия входит принятие муниципального правового акта, проект которого вынесен на публичные слушания. Включение иных лиц в состав рабочей группы указанным нормативным правовым актом не предусмотрен.

Решением о назначении публичных слушаний состав рабочей группы утвержден в соответствии с указанными требованиями. Кроме того, Положением о публичных слушаниях не предусмотрено назначение даты заседания рабочей группы, а определяется срок подготовки заключения - не может превышать 10 дней со дня проведения публичных слушаний.

Согласно пунктам 5.9 - 5.12 Положения о публичных слушаниях при проведении публичных слушаний ведется протокол о публичных слушаниях, который подписывается председательствующим и секретарем публичных слушаний. По итогам обсуждения участниками публичных слушаний проекта муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания, секретарь публичных слушаний составляет единый список предложений и замечаний, который вносится в протокол публичных слушаний. В протоколе публичных слушаний указываются, срок подготовки протокола публичных слушаний, срок подготовки рабочей группой заключения о результатах публичных слушаний и его направления заинтересованным лицам. Данный срок не может превышать 10 дней со дня проведения публичных слушаний.

Согласно пункту 6.1 Положения о публичных слушаниях рабочая группа готовит заключение на основании протокола публичных слушаний и отраженных в нем предложений и замечаний. Рабочей группой готовится заключение, которое подписывается членами рабочей группы и подлежит опубликованию в городской газете «Новокузнецк», размещению на официальном сайте органа местного самоуправления, по инициативе которого проводились публичные слушания и направлению заинтересованным лицам. Следует также отметить, что утверждение заключения рабочей группы на заседании городского Совета ни федеральным законодательством, ни Положением о публичных слушаниях не предусмотрено.

В соответствии с Положением о публичных слушаниях был составлен протокол публичных слушаний - 13.12.2019 г., рабочей группой подготовлено заключение по итогам публичных слушаний, в котором дана оценка предложениям (замечаниям) административного истца от 18.12.2019г.

Положение о публичных слушаниях не обязывает указывать в заключении о результатах публичных слушаний данные о лицах, внесших свои предложения, замечания на рассматриваемый проект решения.

С учетом того, что данное заключение подлежит опубликованию, указание в нём персональных данных противоречит Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в связи с чем суд обоснованно не принял во внимание доводы административного истца о нарушении его прав, выразившихся, в том числе, в отсутствии в заключении рабочей группы указания автора рассмотренных замечаний и предложений.

Положение о публичных слушаниях не обязывает вести протокол заседания рабочей группы.

Довод Пушкарева В.Н. о том, что, не дав тому гражданину, что был направлен вместо него в состав рабочей группы по оформлению Протокола высказать суждения в поддержку его письменных замечаний, фактически были нарушены его конституционные права и свободы по участию в управлении местным самоуправлением города Новокузнецка, установленные ст. 12, 131-134 Конституции РФ, суд обоснованно не принял во внимание, т.к. это обстоятельство не свидетельствует о нарушении порядка проведения публичных слушаний и не нарушает права Пушкарева В.Н.

Согласно статье 219 КАС РФ, если этим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Публичные слушания поводились 10.12.2019 г., заключение рабочей группы по итогам публичных слушаний было подготовлено 18.12.2019 г., опубликовано в городской газете «Новокузнецк» от 19.12.2019 г. и направлено истцу 23.12.2019 г. письмом (исх. №667. 23.12.2019 года).

23.12.2019 г. в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов поступило заявление Пушкарева В.Н. от 23.12.2019 №Ю59-ОГ, содержащее жалобу на организацию публичных слушаний, а также на отсутствие в заключении рабочей группы указания автора рассмотренных замечаний и предложений. Из указанного следует, что 23.12.2019 г. административный истец уже полагал, что его права нарушены, данный факт не оспорил в судебном заседании.

С административным исковым заявлением в суд Пушкарев В.Н. обратился 08 апреля 2020 г., то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока. Доказательств того, что, действуя разумно и добросовестно, административный истец столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременному направлению административного иска в суд, и о наличии условий, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий, уважительности причин пропуска указанного срока в суд не представил.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Пушкареву В.Н. в удовлетворении требований.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, т.к. опровергаются установленными судом обстоятельствами.

Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применил нормы материального закона и не нарушил процессуальный закон.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

                                           ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 02 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.06.2021 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5539/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пушкарев Валерий Николаевич
Ответчики
Администрация г. Новокузнецка
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Быкова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
26.05.2021Передача дела судье
23.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2021Передано в экспедицию
23.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее