Дело № 2-199/2021 07 апреля 2021 года
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Матросовой О.Е.,
при помощнике судьи Ивановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой Татьяны Викторовны к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием,
установил:
Мальцева Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, в размере 1 000 000 рублей.
В обоснование исковых требований указала, что приговором Приозерского городского суда Ленинградской области от 27.07.2017 года Мальцева Т.В. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 292 УК РФ и ей было назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей. Апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 18.10.2017 года приговор Приозерского городского суда Ленинградской области от 27.07.2017 года отменен, уголовное дело в отношении Мальцевой Т.В. прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления. За Мальцевой Т.В. признано право на реабилитацию. Незаконным уголовным преследованием истцу причине моральный вред, компенсацию которого она оценивает в 1 000 000 рублей. В ходе предварительного следствия на истца должностными лицами следственных органов и прокуратуры оказывалось мощнейшее психологическое давление. После очередного допроса в качестве обвиняемой 26.04.2017 года истец в связи с ухудшением состояния здоровья была госпитализирована в больницу, где находилась на лечении с 26.04.2017 года по 03.05.2017 года. Незаконное уголовное преследование длилось с 13.03.2017 года по 18.10.2017 года. Кроме этого, в нарушение ст. 136 УПК РФ прокурор от имени государства до настоящего времени не принес истцу извинения в связи с незаконным уголовным преследованием за причиненный моральный вред. На основании указанного просит иск удовлетворить.
Истец Мальцева Т.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась( л.д. 67).
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что считает размер компенсации морального вреда, заявленный Мальцевой Т.В. завышенным, учитывая, что к Мальцевой Т.В. не была применена ни одна из мер процессуального принуждения: ни в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, ни содержание под стражей. На основании указанного считает необходимым значительно сократить размер компенсации морального вреда, как необоснованно завышенного до суммы в 10 000 рублей ( л.д. 44-45, 68,69).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, судом в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Прокуратура Ленинградской области.
Представитель третьего лица Прокуратуры Ленинградской области - старший помощник Приозерского городского прокурора Андреева П.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что считает заявленные требования по праву обоснованными и подлежащими удовлетворению, но с учет принципа разумности и справедливости, учитывая, что к истцу не была применена ни одна из мер процессуального принуждения, полагала возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, материалы уголовного дела №1-119/2017, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Как установлено судом и усматривается из материалов уголовного дела №1-119/2017, 13.03.2017 года заместителем руководителя следственного отдела по городу Приозерск СУ СК РФ по Ленинградской области Снисаренко М.М. вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 292 УК РФ в отношении Мальцевой Татьяны Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
26.04.2017 года 13.03.2017 года заместителем руководителя следственного отдела по городу Приозерск СУ СК РФ по Ленинградской области Снисаренко М.М. вынесено постановление о привлечении Мальцевой Т.В. в качестве обвиняемой по уголовному делу, ей предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 292 УК РФ.
29.05.2017 года Мальцева Т.В. ознакомлена с обвинительным заключением от 24.05.2017 года.
31.05.2017 года дело передано для рассмотрения в Приозерский городской суд Ленинградской области.
Приговором Приозерского городского суда Ленинградской области от 27.07.2017 года Мальцева Т.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 292 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей ( л.д.56-62).
Апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 18.10.2017 года приговор Приозерского городского суда Ленинградской области от 27.07.2017 года отменен, уголовное дело в отношении Мальцевой Т.В. прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления. За Мальцевой Т.В. признано право на реабилитацию ( л.д.63-66).
Из материалов уголовного дела№1-119/2017 следует, что к Мальцевой Т.В. не была применена ни одна из мер процессуального принуждения: ни в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, ни содержание под стражей.
Согласно представленной истцом выписки ( л.д. 16-17) в период с 26.04.2017 года по 03.05.2017 года Мальцева Т.В. находилась на стационарном лечении в ГБУЗ ЛО «Всеволожская КМБ» с диагнозом: «Впервые возникшая стенокардия от 26.04.2017. Стабилизация от 27.04.2017. Атеросклероз коронарных артерий. КАГ от 26.04.2017. Гипетроническая болезнь 2 степени 2 стадии риск ССО».
В соответствии с п.1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу статей 165, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации выступает ответчиком по требованиям к Казне Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, порядок возмещения вреда определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей УПК РФ, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
В силу п.1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца 3 ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные по делу доказательства, исходя из того, что моральный вред причинен истцу в результате незаконного уголовного преследования, осуществлявшегося органами, финансируемыми из федерального бюджета, суд приходит к выводу, что возмещение причиненного истцу морального вреда должно быть возложено на Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Так как моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, то предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
При определении суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, учитывая данные о личности истца, которая ранее судима не была, имела постоянное место работы, длительность осуществлявшегося в отношении неё уголовного преследования (7 месяцев), тяжесть наступивших для истца последствий, к которым относятся нравственные страдания в виде беспокойства и переживаний за необоснованное возбуждение уголовного дела, а также переживания истца связанные с возможным осуждением за преступление которого она не совершала, учитывая сложившуюся практику рассмотрения аналогичных споров Европейским Судом по правам человека, а также принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, денежных средств в размере 350 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Мальцевой Татьяны Викторовны к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мальцевой Татьяны Викторовны компенсацию морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием в размере 350 000 рублей.
В остальной части требований Мальцевой Татьяны Викторовны – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приозерский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2021 года