Дело № 2-3573/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2018 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мухиной Е.В.,
при секретаре Елькиной М.Н.,
с участием представителя истца - помощника Пермского транспортного прокурора Смирнягиной Е.А.,
представителя ответчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») Шмыриной Т.К. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности организовать аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности начальника железнодорожной станции «Оверята», о возложении обязанности образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры-железнодорожной станции «Оверята» (далее – ОТИ) от актов незаконного вмешательства.
Требования Пермского транспортного прокурора уточнены Дата в виде возложения обязанности образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Оверята» от актов незаконного вмешательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца на доводах уточненного искового заявления настаивала.
Представитель ответчика не согласна с требованиями по доводам письменного отзыва.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В соответствии с пунктом 7 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав возможна путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, восстановления положения, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Прокурор в данном случае обращается в суд в защиту права неопределенного круга лиц на жизнь, гарантированного частью 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации.
Право на безопасность охраняется Конституцией РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст. 2, 37, 55, 72).
Основные принципы обеспечения безопасности закреплены в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
Статьей 5 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлено, что имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации. В силу статьи 8 указанного закона ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 закона инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции и другие строения. Согласно п. 15 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», к объектам, подлежащим государственной охране, относятся, в том числе, средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены. Как следует из Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 540 от 27.06.2009, ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров. Ведомственная охрана состоит из органа управления и территориальных подразделений ведомственной охраны. Орган управления ведомственной охраны является федеральным государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта и осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом. Территориальные подразделения ведомственной охраны создаются органом управления ведомственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму. Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии со ст. 2 Закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1). Пунктами 3, 4 и 6 части 2 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 4 указанного закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 закона категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2). Пунктом 5 ст. 1 также установлено, что железнодорожные вокзалы и станции являются объектами транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 8 ст. 1 к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой или создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба - п. 1 ст. 1 данного Федерального закона).
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со статьей 8 Закона для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (формировать) и (или) привлекать подразделения транспортной безопасности.
...
Подпункт 3 пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 предусматривает привлечение подразделений транспортной безопасности не в произвольном порядке, а в соответствии с Планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Объективная оценка защищенности возможна при точных исходных данных об объекте транспортной инфраструктуры и подтвержденных компетентным органом последовательных этапах осуществления соответствующих мероприятий. Нарушение этапов реализации не обеспечит безопасность, логическое продолжение, привлечение подразделений транспортной безопасности без создания базы для его деятельности не достигнет цели обеспечения безопасности, для заключения договора с подразделениями транспортной безопасности необходимо разработать План, подготовить материальную базу для данного подразделения, рассчитать состав и оснащенность подразделений транспортной безопасности.
Дополнительная оценка уязвимости ОТИ, необходимая в связи с требованиями №, не проведена.
На объекте «Железнодорожный вокзал станции «Оверята» отсутствует необходимая физическая охрана, государственной охраной ОТИ не обеспечен.
ОАО «РЖД», являясь собственником железнодорожного вокзала «Оверята», обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере данного транспортного комплекса, реализовав установленную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства, при этом не установлено, что обеспечение транспортной безопасности железнодорожных вокзалов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти.
Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подверженным незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
Вопреки доводам представителя ответчика, полагавшего, что на основании договора на оказание услуг по охране объектов Центральной дирекции от Дата обеспечивается надлежащая безопасность граждан на железнодорожном вокзале станции «Оверята», подразделение транспортной безопасности для защиты объекта от актов незаконного вмешательства не образовано.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (ч. 4).
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 ранее утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Довод ответчика об отсутствии реальной угрозы и преждевременности в связи с этим заявленных требований, несостоятелен.
В силу статьи 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Безопасности указанной железнодорожной станции. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 указанного закона, статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Поскольку непринятие мер по государственной охране железнодорожного вокзала может привести к негативным последствиям для жизни и здоровья населения, круг которого не может быть определен, затронуты интересы государства, которое определило специальный порядок охраны такого рода объекта транспортной инфраструктуры, прокурор правомерно обратился в суд с рассматриваемым иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из положений ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу. На основании изложенных норм права, суд считает необходимым установить срок для исполнения требований в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Учитывая, что нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, при этом установленный срок должен быть реальным для исполнения, с учетом мнения прокурора, лиц, участвующих в деле, суд полагает, что указанные сроки являются разумными и не противоречат требованиям закона.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворить.
Возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Оверята» от актов незаконного вмешательства.
Установить срок для выполнения обязанности, указанной в п. 2 решения - в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
...
Судья Е.В. Мухина
...