Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 2 октября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к отделу судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми об уменьшении исполнительского сбора и отсрочке его оплаты,
установил:
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми об уменьшении исполнительского сбора, взысканного с должника в размере <данные изъяты> основании постановления судебного пристава-исполнителя от 3.09.2015 по исполнительному производству №, до <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований указано, что 19.11.2013 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления ФССП по РК возбуждено исполнительное производство № о возложении на администрацию обязанности в срок до 01.06.2014 профинансировать выполнение МБОУ «Пажгинская СОШ» обязанностей по оборудованию спортивной зоны школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Постановлением судебного пристава-исполнителя от 3.09.2015 на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» наложен исполнительский сбор в размере <данные изъяты> за неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Между тем истцом принимались необходимые меры, направленные на исполнение исполнительного документа. Неисполнение названного решения в установленный срок обусловлено объективными причинами, а именно отсутствием в бюджете района денежных средств, необходимых для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. Поскольку администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не совершала действий, направленных на уклонение от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а так же с учетом имущественного положения должника, просит уменьшить размер взыскиваемого исполнительского сбора и предоставить отсрочку его уплаты.
В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Чернова М.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик отдел судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ (далее - Закон) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.11 ст.30 Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона).
В соответствии с ч.1 ст.112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Закона).
В силу части 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно положениям части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
При этом должник вправе надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний исполнительного документа.
Исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
По смыслу ст. 112 Закона законодатель не установил перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставив суду право оценивать представленные сторонами доказательства и признавать то или иное обстоятельства смягчающим ответственность лица и позволяющим снизить размер исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.10.2013 исковые требования исполняющего обязанности прокурора Сыктывдинского района удовлетворены. На МБОУ «Пажгинская СОШ» возложена обязанность в срок до 31.12.2013 организовать питьевой режим обучающихся в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». На МБОУ «Пажгинская СОШ» возложена обязанность в срок до 01.09.2014 оборудовать спортивную зону школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». На администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность в срок до 01.06.2014 профинансировать выполнение МБОУ «Пажгинская СОШ» обязанностей по оборудованию спортивной зоны школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Решение вступило в законную силу 15.11.2013.
Во исполнение решения суда судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республики Коми возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Должнику предлагалось в пятидневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, содержавшееся в исполнительном документе и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, представленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
3.09.2015 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республики Коми вынесено постановление о взыскании с должника администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» исполнительского сбора в размере <данные изъяты>
Основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора послужило не исполнение в добровольном порядке администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставление должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что исполнение решения в установленный срок не представилось возможным, в связи с отсутствием в бюджете муниципального района денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания ответственности за нарушение обязательства, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В рассматриваемом случае имеется основания полагать, что администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» принимала необходимые меры для исполнения исполнительного документа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора на одну четверть, то есть до <данные изъяты>
Рассматривая требования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора, суд находит их также подлежащими удовлетворению, в силу следующего.
В обоснование требований о предоставлении отсрочки исполнительского сбора должником указано, что в связи с отсутствием в бюджете муниципального района денежных средств для уплаты исполнительского сбора в настоящее время исполнение постановления невозможно. Бюджет муниципального района «Сыктывдинский» на 2015 год сформирован, денежные средства для уплаты исполнительского сбора в бюджет муниципального образования не заложены. Данная сумма для уплаты из бюджета поселения является значительной.
Вопросы предоставления отсрочки уплаты исполнительского сбора урегулированы статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
По смыслу ст. 112 Закона законодатель не установил перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) взыскания исполнительского сбора, предоставив суду право оценивать представленные сторонами доказательства и признавать то или иное обстоятельство позволяющим отсрочить (рассрочить) взыскание исполнительского сбора.
Учитывая указанные истцом обстоятельства, при которых администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» просит о предоставлении отсрочки взысканного исполнительского сбора ввиду отсутствия в бюджете района денежных средств, о чем свидетельствуют предоставленные в материалы дела документы, суд, с учетом положений ст.112 Закона, приходит к выводу о возможности предоставления отсрочки взыскания исполнительского сбора до 1.09.2016.
Руководствуясь ст.194-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми от 3.09.2015 по исполнительному производству № с <данные изъяты> до <данные изъяты>.
Предоставить администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» отсрочку взыскания исполнительского сбора, установленного на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми от 3.09.2015 по исполнительному производству № до 1.09.2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья В.И. Сухопаров