Дело № 2-2273/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2019 года                                г.Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи     Гонтаря О.Э.,

при секретаре    Синевой Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шашурина С. Н. к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании права на получение жилого помещения без предоставления справки из КЭЧ Каунасского гарнизона о необеспеченности жилым помещением, 3-и лица – Министерство социальной политики Калининградской области, Администрация городского округа «Город Калининград» в лице Управления учёта и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов,

УСТАНОВИЛ:

Шашурин С.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что являлся военнослужащим, уволен с военной службы приказом командира войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями. В период службы жилым помещением истец обеспечен не был, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано удостоверение о том, что он имеет право на льготы по обеспечению жильём. Пунктом 11 Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счёт средств федерального бюджета, утверждённого Указом Губернатора Калининградской области от 24.08.2011 г. № 191, предусмотрено, что в перечне документов, которые должны быть предоставлены в учётное дело бывшего военнослужащего для обеспечения его жильём, значится справка КЭЧ о сдаче или неполучении жилого помещения по последнему месту жительства (службы). Такую справку истец предоставить не может, поскольку войсковая часть располагалась в <адрес>, и после объявления последней независимости в связи с выводом Вооруженных сил бывшего СССР с территории Литвы все архивы были утрачены. В частности, ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ <адрес> была расформирована, что подтверждается приложенными к иску справками. Истец неоднократно обращался к Центральный архив МО РФ за подтверждением сведений об отсутствии у него жилья в период службы в в/ч , откуда поступали ответы об отсутствии ликвидационного акта войсковой части. При этом орган, на который возложены обязанности по обеспечению истца жильём – ОГКУ КО «ЦСПН», представленную истцом справку, подписанную командиром войсковой части, считает недостаточной для обоснования права истца на обеспечение жилым помещением. Все иные документы для подтверждения данного права истцом представлены. В связи с изложенным, руководствуясь ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», Шашурин С.Н. просил суд признать за ним право на получение в установленному порядке жилого помещения без предоставления справки из коммунально-эксплуатационной части Каунасского гарнизона о необеспеченности жилым помещением в период прохождения военной службы.

В судебное заседание истец Шашурин С.Н. не прибыл, о месте и времени слушания дела извещён надлежаще, ходатайств не заявлял. Его представитель по доверенности Шунина М.Е. в судебное заседание также не прибыла по повторному извещению, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, ходатайств не заявляла. В связи с позицией представителей ответчика и третьих лиц, настаивавших на рассмотрении дела по существу, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся истца и его представителя.

В ходе судебного разбирательства представитель истца Шунина М.Е. заявленные требования поддерживала в полном объёме по изложенным в иске основаниям, указывая, что в заявленном споре рассматривается частный вопрос о возможности предоставления истцу жилого помещения в отсутствие справки из КЭЧ, находившейся на территории другого государства и ликвидированной в период распада СССР. Поэтому никакие иные судебные разбирательства между сторонами не могут иметь значения для данного спора. Речь идёт только о возможности или невозможности КЭЧ и Минобороны выдать такую справку, только эти обстоятельства являются предметом доказывания. Вся судебная практика идёт по пути удовлетворения таких исков. На момент предъявления данного иска Шашурин С.Н. продолжает состоять в очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения составом семьи 2 человека. Иск просила удовлетворить.

Представители ответчика - ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по доверенности Дрожжина О.В., а также представители третьих лиц: Министерства социальной политики Калининградской области по доверенности Антонова М.А. и Администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности Умнова Е.Н., в представленных письменных возражениях на иск и в судебном заседании заняли общую позицию, требования Шашурина С.Н. не признав. Указывали, что 18 апреля 2019 года Московским районным судом г.Калининграда было вынесено решение по иску Военного комиссариата Калининградской области к Шашурину С.Н. о взыскании незаконно полученной денежной компенсации за поднаем жилого помещения и самостоятельному иску Министерства обороны РФ к Шашурину С.Н. о признании отсутствующим права на обеспечение жилым помещением по линии МО РФ. Оба этих иска были удовлетворены. Решение вступило в законную силу 31 июля 2019 года после рассмотрения жалобы Шашурина С.Н. в апелляционной инстанции. Обеими судебными инстанциями были подробнейшим образом исследованы все обстоятельства обеспечения жильём Шашурина С.Н. в период его службы, в том числе и вопрос о сдаче жилого помещения в <адрес>, и этим обстоятельствам дана принципиальная оценка. Было установлено, что служебную квартиру в Каунасе истец в установленном порядке не сдал, а впоследствии она была приватизирована супругой истца и продана. Таким образом, Минобороны уже обеспечивало истца жилым помещением, при том, что действующим законодательством такое обеспечение допускается только один раз. Полагали, что при таких обстоятельствах вопрос о наличии или отсутствии у истца справки Каунасской КЭЧ не имеет самостоятельного правового значения для решения вопроса о предоставлении ему жилого помещения, тем более, что из вышеназванных судебных актов очевидно, что квартиру в Каунасе он не сдавал. Представитель Администрации города также пояснила, что на основании судебных решений принято решение об исключении Шашурина С.Н. из льготного списка граждан-бывших военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. В иске просили отказать.

Выслушав пояснения ответчика и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в действующей редакции) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» полномочия по обеспечению вышеуказанных граждан жилыми помещениями переданы субъектам Российской Федерации. Порядок деятельности органов исполнительной власти Калининградской области по осуществлению переданных Российской Федерации полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями утвержден Указом Губернатора Калининградской области от 24.08.2011 г. № 191 «Об организации деятельности по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями».

В соответствии с пунктом 7 названного порядка Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» осуществляет функции по формированию сводных списков граждан - получателей жилых помещений или единовременной денежной выплаты по избранной ими форме предоставления жилого помещения на основании представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области извлечений из списков граждан, обеспечиваемых жильем, и учетных дел исходя из объема субвенции, предоставленной федеральным бюджетом на финансовое обеспечение переданных полномочий на соответствующий финансовый год; проверке учетных дел, сформированных органами местного самоуправления; осуществляет расчет размера ЕДВ и расчет размера предоставляемого жилья на каждую семью с учетом требований федерального законодательства; подготавливает и представляет ежегодно в срок до 1 июля для утверждения в Министерство социальной политики Калининградской области сводные списки граждан - получателей жилых помещений или ЕДВ по избранной ими форме предоставления жилого помещения.

В свою очередь, Министерство социальной политики Калининградской области утверждает списки граждан - получателей жилых помещений или ЕДВ и принимает решение о предоставлении жилых помещений или единовременной денежной выплаты конкретным получателям.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилым помещением граждан, уволенных со службы, и членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяются на категории граждан, которые до 01.01.2005 г. в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления.

В целях реализации норм Закона РФ «О статусе военнослужащих» Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Шашурин С.Н. с 1973 года проходил службу в Вооружённых силах СССР и приказом командира войсковой части (<адрес>) уволен с ДД.ММ.ГГГГ с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, избрал местом жительства город Калининград.

Постановлением главы администрации Московского района г.Калининграда от 11.10.1994 г. № 895 Шашурин С.Н. был включён в льготный список военнослужащих, уволенных в запас по сокращению штатов, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, составом семьи 4 человека: он сам, супруга Ш.Л.В., сын Ш.С.С., дочь Ш.Е.С.

Постановлением мэра г.Калининграда от 02.02.2005 г. № 257 Ш.Л.В. была снята с учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» от 15ю.01.2019 г. Шашурин (Дудник) С.С. по личному заявлению также снят с указанного учёта.

Из материалов дела следует, что 15.12.2006 г. Ш.С.С. первично обратился за выплатой компенсации за поднаем жилого помещения. Жилым помещением Ш.С.С. не обеспечивался, поскольку когда подходила его очередь на получение жилья, он не предоставлял справку КЭЧ установленного образца о сдаче или неполучении жилого помещения по последнему месту службы, в учётном деле имелась лишь копия справки командира войсковой части о необеспеченности его жилой площадью по последнему месту службы, которая функциями КЭЧ наделена не была. В результате этого, Шашурин С.Н. отодвигался по очередности назад, но из льготной очереди не исключался.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, закон возлагает на Министерства обороны РФ обязанность по предоставлению бывшим военнослужащим жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы законом не предусмотрено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Московского районного суда г.Калининграда от 18 апреля 2019 года по гражданскому делу № 2-176/2019 удовлетворены иск военного комиссариата Калининградской области к Шашурину С.Н. о взыскании с последнего незаконно полученной денежной компенсации за поднаём жилого помещения – в части, а также самостоятельный иск Министерства обороны РФ к Шашурину С.Н. о признании отсутствующим у Шашурина С.Н. права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 31 июля 2019 года указанное судебное решение оставлено в силе.

Несмотря на то, что Министерство социальной политики и ОКГУ «ЦСПН» не были привлечены к участию в деле, рассмотренном Московским районным судом (Администрация города была привлечена в качестве третьего лица), в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные указанными судебными постановлениями, вступившими в законную силу, имеют преюдициальное значение для настоящего спора, поскольку в деле предметом рассмотрения и доказывания являлись именно вопросы наличия у Шашурина С.Н. права на получение жилого помещения, в том числе в связи с отсутствием у него документов, подтверждающих сдачу им жилого помещения в городе Каунасе.

Судами обеих инстанций установлено, что Шашурину С.Н. в 1993 году на состав семьи 4 человека Министерством обороны СССР по ордеру была предоставлена трёхкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была приватизирована супругой истца – Ш.Л.В., а ДД.ММ.ГГГГШ.Л.В. продала указанную квартиру. Как в период приватизации, так и в период продажи квартиры Шашурины С.Н. и Л.В. состояли в законном браке.

В связи с этим судами был сделан вывод о том, что Шашурин С.Н. предоставленное ему по линии Министерства обороны жилое помещение не сдал, а распорядился совместно с членами своей семьи полученным жилым помещением, и не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения по основаниям ст.15 Закона РФ «О статусе военнослужащих».

При рассмотрении настоящего дела суду не предоставлялись какие-либо доказательства, опровергающие вышеизложенные выводы вступивших в законную силу судебных постановлений.

Давалась ранее судебная оценка и справке командира войсковой части о необеспеченности Шашурина С.Н. жильём в период прохождения военной службы, а также копии справки Каунасской КЭЧ о сдаче жилого помещения 22.08.1991 г. Данные документы были признаны недопустимыми доказательствами, поскольку на командира воинской части функции КЭЧ возложены не были, а имеющиеся в копии справки Каунасской КЭЧ данные противоречили установленным судом обстоятельствам дела, кроме того, данный документ в подлиннике отсутствовал. Таким образом, было признано, что названные справки не могут являться доказательствами сдачи Шашуриным С.Н. в установленном порядке жилого помещения, предоставленного ему Министерством обороны.

При таких обстоятельствах требование, заявленное Шашуриным С.Н. в настоящем споре, не направлено на защиту его прав и законных интересов, поскольку вне зависимости от наличия или отсутствия у Шашурина С.Н. справки из КЭЧ Каунасского гарнизона о необеспеченности жилым помещением, он уже признан не имеющим права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ как лицо, ранее получившее такое жилое помещение и не сдавшее его в установленном порядке, а распорядившееся им.

Напротив, суд усматривает, что предъявлением настоящего иска истец злоупотребляет процессуальными правами, пытаясь заявлением иных, видоизменённых и более узких по своему содержанию требований, получить новое судебное решение другого содержания, противоречащее вступившему в законную силу решению, в котором был рассмотрен вопрос о самом праве Шашурина С.Н. на обеспечение жилым помещением как бывшего военнослужащего.

Учитывает суд также и то обстоятельство, что в настоящее время Шашурин С.Н. распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» от 3008.2019 г. исключён из льготного списка граждан-бывших военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих», данное решение не оспорено.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения настоящего иска Шашурина С.Н. отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.10.2019 ░.

░░░░░                            ░░░░░░░ ░.░.

2-2273/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шашурин Сергей Николаевич
Ответчики
ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"
Другие
Министерство социальной политики Калининградской области
Администрация ГО "Город Калининград" в лице управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Гонтарь О.Э.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
06.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее