Дело № 2 – 545/2019
Изготовлено: 13.08.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2019 года г. Полевской Свердловской области
Полевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Бубновой Галины Владимировны,
при помощнике судьи Костюниной О.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску
Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области к ФИО2 о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
У с т а н о в и л:
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, обратился в суд с иском к ответчику Кожевниковой Н.Н. о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Определением Полевского городского суда от . . . в порядке ст. 42 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечено третье лицо, заявляющее самостоятельные требования - ОАО «ПКК» (л.д.51-52 Том 1).
Определением Полевского городского суда от . . . в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - Белоусова В.П., Крылаткова Г.И., Кузнецова Е.И. (л.д. 200-201 Том1).
В обоснование требований истец указал, что . . . в адрес Департамента поступило обращение собственника жилого помещения № многоквартирного <. . .> в <. . .>. В ходе рассмотрения обращения установлено, что решения собственников указанного многоквартирного дома, оформлены, протоколом общего собрания собственников от . . . №. В период с . . . по . . . Департаментом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований, предусмотренных частью статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110) в части соблюдения ОАО «Полевская коммунальная компания» требований к определению цены договора управления многоквартирным домом, расположенном: по адресу: <. . .>. В ходе проведения проверки установлено следующее. ОАО «ПКК» осуществляет управление многоквартирным домом № по <. . .> в <. . .>. В ходе проверки ОАО «ПКК» представлены письменные пояснения по порядку начисления платы за содержания жилья собственникам помещений многоквартирного дома: № по <. . .> в <. . .>; копия постановления Главы ПГО от 05.12.2018 № 1887; кого протокола ОСС от . . . №; копии писем от . . . №, от . . .; №. Работы, исключенные из п. 3,5,6 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <. . .> в <. . .> входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Осуществление данных работ является обязанностью управляющей организации. Решение об утверждении тарифа за содержание жилого помещения в размере 23,39 руб. за один квадратный метр общей площади жилого помещения (квартиры) принято собственниками не в полном объеме и не включает в себя полный перечень услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290-ПП «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», чем нарушены п.1-30 вышеуказанного постановления. В связи с этим истец просит суд признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <. . .> в <. . .>, принятое на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проведённом в форме заочного голосования, закреплённое в протоколе № от . . . в части принятия решений по следующим пунктам: п. 3 «Из перечня работ по содержанию общего имущества исключить следующие виды работ: очистка подвала от мусора; подготовка дома к осенне-зимнему периоду; очистка канализационной сети; мероприятия по энергосбережению; техническое диагностирование работы ВДГО»; п. 4 «Утвердить перечень работ по управлению МКД на . . . год»; п. 5 «УО выйти с предложением к ОМС и РО о необходимом включении ремонта тамбуров 1 и 2 подъездов за счет средств капитального ремонт и исключить ремонт тамбуров из текущего ремонта; выполнить текущий ремонт подъездов в . . . году, исключить ремонт тамбуров»; п. 6: 1) Исключить из затрат по ремонту общего имущества: ремонт тамбуров - 3,24 руб.; 2) Исключить из затрат на содержание общего имущества: очистка подвала от мусора; подготовка дома к осенне-зимнему периоду; очистка канализационной сети; мероприятия по энергосбережению; техническое диагностирование работы ВДГО, итого: 3,36 руб.; уменьшить затраты на плановые осмотры; очистку кровли; работы по внутридомовой системе центрального отопления по окончанию/началу отопительного сезона; благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории, итого 2,12 руб.4 3) утвердить затраты по текущему ремонту - 10,56 руб.; утвердить затраты по содержанию общего имущества - 8,72 руб.; утвердить затраты по управлению МКД - 4,64 руб.; Итого затраты по содержанию жилого помещения - 23,39 руб..
Представитель истца Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть данное дело в его отсутствии (л.д.5 Том 2).
Ответчик Кожевникова Н.Н. в судебном заседании не присутствовала, была надлежащим образом извещена, что подтверждается распиской в получении повестки (л.д.202 Том 1). Предоставила письменные возражения по иску, где указала, что решение ООС принято без нарушения законодательства РФ, считает, что цена размер платы УО не обоснована, необходимости выполнения исключенных работ в текущем периоде нет (л.д.160 Том 1).
Представитель третьего лица ОАО «Полевская коммунальная компания» в судебном заседании не присутствовал, был надлежащим образом извещен, предоставил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что требования Отдела контроля по Западному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, изложенные в исковом заявлении к Ответчику являются обоснованными, законными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям: при проведении собрания инициатором ОСС Кожевниковой Н.Н. допущены грубые нарушения норм жилищного законодательства, а именно нарушен порядок уведомления собственников о проведении внеочередного общего собрания в МКД №, по <. . .>. В нарушение норм ч.4 ст. 45 ЖК РФ, собственники помещений в МКД №, по <. . .>, были не уведомлены о проведении общего собрания за 10 дней. Также Кожевниковой Н.Н., при проведении общего собрания допущены существенные нарушения порядка проведения общего собрания собственников, влекущие за собой ничтожность решений общего собрания собственников помещений в МКД (л.д.186-191 Том 1), также направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствии (л.д.1-2 Том 2).
Третьи лица Белоусова В.П., Крылаткова Г.И., Кузнецова Е.И. в судебном заседании не присутствовали, были надлежащим образом извещены, никаких ходатайств, отзывов не поступало.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 6 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
В соответствие с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещении в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Управляющая организация во исполнение требований ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, указанных стандартов управления, а также условий договора управления домом, обязана обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень необходимых услуг и работ.
В соответствии с п. 11(1) Правил № 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, минимальный перечень не является, закрытым, и собственники помещений вправе включить иные услуги, не включенные в указанный перечень и связанные с содержанием общего имущества многоквартирного дома.
Управляющая организация обязана надлежащим образом оказывать услуги по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 35 Правил № 491, указанные в п. п. 31-34 Правил № 491 размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание общего имущества не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Общее собрание может быть проведено тремя способами, указанными в ст. 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации:
1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);
2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса);
3) очно-заочного голосования.
Порядок проведения общего собрания собственников многоквартирного дома определён статьёй 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, иное лицо, указанное в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
В силу ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В силу ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
В силу ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ч. 1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, за исключением случая, предусмотренного статьей 47.1 настоящего Кодекса.
В силу ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
В соответствии с ч. 6 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации при голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
В силу п. 1 ст. 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Как указано в статье 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
В силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно ч. 2 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
В судебном заседании установлено, что . . . состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, согласно протоколу ОСС от . . . №№ собственниками помещений приняты, в том числе следующие решения:
- п.3 «Из перечня работ по содержанию общего имущества МКД исключить следующие виды работ: очистка подвала от мусора; подготовка дома к осенне-зимнему периоду; очистка канализационной сети, мероприятия по энергосбережению, техническое диагностирование работы ВДГО»;
- п.4 «Утвердить перечень работ по управлению МКД на . . . г.»;
- п. 5 «УО выйти с предложением к ОМС и РО о необходимом включении ремонта тамбуров подъездов №1,2 за счет средств капитального ремонта и исключить ремонт подъездов в данной части из текущего ремонта; выполнить текущий ремонт подъездов в . . . г., исключив ремонт тамбуров»;
- п.6: «1. Исключить из затрат по ремонту общего имущества: ремонт тамбуров в подъездах МКД; 2. Исключить из затрат на содержание общего имущества: очистку подвалов от мусора; подготовку дома к осенне-зимнему периоду; очистку канализационной сети; мероприятия по энергосбережению; техническое диагностирование работы ВДГО, итого: 3,36 руб.; уменьшить затраты на плановые осмотры; очистку кровли от снега; работы по внутридомовой системе центрально отопления по окончанию/началу отопительного сезона; благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории, итого: 2,12 руб.; 3. Утвердить затраты по текущему ремонту — 10,56 руб.; утвердить затраты по содержанию общего имущества МКД - 8,72 руб.; утвердить затраты по управлению МКД — 4,64 руб.; Итого затраты по содержанию жилого помещения - 23,39 руб. (л.д.7-11 Том 1).
В период с . . . по . . . Департаментом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований, предусмотренных частью статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110) в части соблюдения ОАО «Полевская коммунальная компания» требований к определению цены договора управления многоквартирным домом, расположенном: по адресу: <. . .>, что подтверждается актом проверки (л.д. 12-15) В ходе проведения проверки установлено следующее:
Работы, исключенные из п. 3,5,6 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <. . .> в <. . .> входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Осуществление данных работ является обязанностью управляющей организации. Решение об утверждении тарифа за содержание жилого помещения в размере 23,39 руб. за один квадратный метр общей площади жилого помещения (квартиры) принято собственниками не в полном объеме и не включает в себя полный перечень услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290-ПП «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», чем нарушены п.1-30 вышеуказанного постановления. Также по результатам проверки установлено, что протокол ОСС от 29.11.2018 № 3 в части п. 3,5,6 ничтожен.
Таким образом, собственниками при принятии решений не учтено следующее:
Оплата всех услуг, оказываемых УО в рамках исполнения договора управления, должна осуществляться путем внесения платы за содержание жилого помещения.
Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень необходимых услуг и работ.
В соответствии с п. 11(1) Правил №491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается Правительством РФ.
Управляющая организация обязана надлежащим образом оказывать услуги по управлению МКД. Данное требование установлено ч.2 ст. 162 ЖК РФ, что в соответствии с п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. №1110 является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам.
Управляющая организация во исполнение требований ч.1 ст. 161 ЖК РФ, указанных стандартов управления, а также условий договора управления домом, обязана обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, созыв общего собрания собственников помещений в МКД для решения вопросов, связанных с управлением МКД.
В соответствии с п.35 Правил № 491, указанные в п.п.31-34 Правил №491 размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание общего имущества не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 ст.156 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливается Правительством РФ.
Минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД утвержден Постановлением правительства РФ №290 от 03.04.2013.
Работы, исключенные п.3,5,6 Протокола общего собрания собственников помещений МКД №, по <. . .>, входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Осуществление данных работ является обязанностью управляющей организации, в лице ОАО «Полевская коммунальная компания».
Решение об утверждении тарифа за содержание жилого помещения в размере 23,39 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения (квартиры) принято собственниками не в полном объеме и не включает в себя полный перечень услуг, работ, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, чем нарушены п. 1-30 данного Постановления.
В отношении решений общих собраний, принятых после 01.09.2013, действуют положения гл. 9.1 "Решения собраний" ГК РФ, поскольку иное не установлено жилищным законодательством (п. 1 ст. 181.1 ГК РФ, п. 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Так, в случаях, описанных в ст. 181.5 ГК РФ, решение собрания ничтожно независимо от признания его таковым судом (решение принято в отсутствие кворума, по вопросу, не включенному в повестку дня, а также не относящемуся к компетенции собрания, противоречит основам правопорядка или нравственности).
Таким образом, решение собственником, оформленное Протоколом ОСС № от . . ., в части п.3,4,5,6, - исключение из перечня обязательных работ, работ утвержденных ПП РФ № 290, в силу ст.181.5 ГК РФ ничтожно.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Согласно статье 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1). Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (часть 2). Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3). Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (часть 4). В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться (часть 5).
В судебном заседании установлено, что в . . . году собственниками МКД №, <. . .> в выбран способ управления - управляющая организация, в лице ОАО «Полевская коммунальная компания» (л.д.39-49 Том 1).
При утверждении тарифа на содержание и ремонт общего имущества в данном МКД собственники должны руководствоваться нормами действующего законодательства, а именно, размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации. Эта плата устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства. В отличие от тарифов на коммунальные услуги, стоимость содержания и ремонта жилья определяется исходя из технических особенностей многоквартирного дома. Тариф во многом зависит от перечня выполняемых работ в конкретном многоквартирном доме. Собственники каждого многоквартирного дома совместно с управляющей организацией в первую очередь должны составить перечень работ и смету доходов и расходов, после чего можно будет определить стоимость содержания 1 кв. м. жилья.
В нарушение норм действующего законодательства, собственниками данного МКД не соблюден данный порядок, размер тарифа якобы утвержденный собственниками абсолютно не обоснован, не соответствует размеру тарифу, указанному в предложении УК, а также противоречит нормам действующего законодательства.
Помимо этого инициатором общего собрания Кожевниковой Н.Н. не предоставлены решения собственников по вопросам повестки дня, в перечне приложений к Протоколу ОСС № от . . . отсутствуют.
ОАО «ПКК» оповещало собственников и инициатора ОСС о данном нарушении, что подтверждается в письмах №, № от . . . (л.д.178-180,181-183 Том1).
Кроме того, доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании — в Протоколе № от . . . отсутствуют (кв.3,8), в материалах голосования доверенности так же не предоставлены, отсутствуют.
Таким образом, вышеизложенное, подтверждает ничтожность данного Протокола общего собрания собственников, легитимность порядка проведения собрания нарушена.
Ответчиком Кожевниковой Н.Н. не предоставлены доказательства, подтверждающие надлежащее уведомление собственников ОСС о процедуре проведения собрания (в т.ч. реестр вручения уведомлений отсутствует), назначенного на . . ..
Кроме того, в Протоколе ОСС также отсутствуют данные документы (не поименованы), что еще раз подтверждает отсутствие надлежащего уведомления собственников (за 10 дней) о проведении общего собрания собственников, доведения до них предусмотренной повестки дня (вопросов).
Не соблюдение требований ЖК РФ о надлежащим уведомлении всех собственников о проведении общего собрания, является прямым нарушением ч. 4 ст. 45 ЖК РФ.
Судом установлено, что протокол ОСС № от . . . составлен с грубым нарушением норм ЖК РФ, не соответствует требованиям, указанным в Приказе Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», зарегистрированном в Минюсте России 21.02.2019 N 53863.
Согласно Приказа, обязательными реквизитами протокола общего собрания являются:
а) наименование документа;
б) дата и регистрационный номер протокола общего собрания;
в) дата и место проведения общего собрания;
г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;
д) содержательная часть протокола общего собрания;
е) место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;
ж) приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в
содержательной части протокола общего собрания);
з) подпись.
Согласно Приказа, сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, указываются после слова «Присутствующие» и включают в себя:
а) для физических лиц - фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, количество голосов, которыми владеет соответствующее лицо, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае участия в общем собрании) — по <. . .> отсутствуют сведения, подпись указанных лиц;
б) для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, количество голосов, которым владеет соответствующее лицо, фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица — по <. . .> отсутствуют сведения.
Согласно Приказа, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;
б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2014, № 30, ст. 4264; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724), на основании которого проводится общее собрание — в Протоколе №3 от 29.11.2018 отсутствует;
в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о
проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;
г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные пунктом 12 настоящих Требований;
д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие
полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме,
присутствовавших на общем собрании — в Протоколе № от . . . отсутствуют (кв.3,8), в материалах голосования доверенности так же не предоставлены, отсутствуют;
е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании;
ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме - отсутствуют, в материалах голосования не предоставлены (с графами «за», «против», «воздержался»);
з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.
Согласно Приказа, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов, и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее предоставления - в Протоколе № от . . . отсутствует подпись члена счетной комиссии Кожевникова В.М., кроме того отсутствуют даты предоставления подписи лиц.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что решение общего собрания собственников, оформленное Протоколом № от . . ., является недействительным в силу своей ничтожности и не может порождать правовых последствий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 57, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области к ФИО2 о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, удовлетворить.
Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <. . .> в <. . .>, принятое на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проведённом в форме заочного голосования, закреплённое в протоколе № от . . . в части принятия решений по следующим пунктам:
п. 3 «Из перечня работ по содержанию общего имущества исключить следующие виды работ: очистка подвала от мусора; подготовка дома к осенне-зимнему периоду; очистка канализационной сети; мероприятия по энергосбережению; техническое диагностирование работы ВДГО»;
п. 4 «Утвердить перечень работ по управлению МКД на . . . год»;
п. 5 «УО выйти с предложением к ОМС и РО о необходимом включении ремонта тамбуров 1 и 2 подъездов за счет средств капитального ремонт и исключить ремонт тамбуров из текущего ремонта; выполнить текущий ремонт подъездов в . . . году, исключить ремонт тамбуров»;
п. 6: 1) Исключить из затрат по ремонту общего имущества: ремонт тамбуров - 3,24 руб.;
2) Исключить из затрат на содержание общего имущества: очистка подвала от мусора; подготовка дома к осенне-зимнему периоду; очистка канализационной сети; мероприятия по энергосбережению; техническое диагностирование работы ВДГО, итого: 3,36 руб.; уменьшить затраты на плановые осмотры; очистку кровли; работы по внутридомовой системе центрального отопления по окончанию/началу отопительного сезона; благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории, итого 2,12 руб.4 3) утвердить затраты по текущему ремонту - 10,56 руб.; утвердить затраты по содержанию общего имущества - 8,72 руб.; утвердить затраты по управлению МКД - 4,64 руб.; Итого затраты по содержанию жилого помещения - 23,39 руб..
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Полевской городской суд.
Судья: Г.В. Бубнова