Дело № 2-1979/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2012 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Пименовой О.М.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
с участием прокурора Ершова С.А., представителя ООО «Практик» Распопова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Практик», Фридман С.Б., Фридман Т.М. о возложении обязанности установить пандус и поручни,
установил:
Прокурор Дзержинского района г.Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Практик», Фридман С.Б., Фридман Т.М. о возложении обязанности оборудовать входную группу пандусом, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001, поручнями высотой не менее 0,9 м завершающие части которых длиннее лестничного марша на 0,3 м. Свои требования мотивирует тем, в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в ООО «Практик» по адресу: г. ..., пр. улица, № выявлено нарушение условий беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанный центр, а именно отсутствие пандуса и поручней. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пп. «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.01.07 № установлены лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности, в том числе наличие помещения, необходимого для выполнения работ (услуг), соответствующего установленным к ним требованиям. Согласно п.2.1.3.2630-10 САНПИН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» установлено, что в медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения. Помещение «Медицинский центр Практик» (г. ..., пр. улица,№) оборудовано одной входной группой с лестничным маршем и поручнями, которые не заходят за линию лестничного марша, ступени имеют скользкое покрытие, пандус при входе отсутствует. Поскольку помещение ООО «Практик» принадлежит на праве общей долевой собственности Фридман Т.М. и Фридман С.Б., используется ООО «Практик» на основании договора аренды от 01.10.2011 и обязанность по установлению пандуса и поручней должна быть возложена на собственников и арендатора.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ООО «Практик» - Распопов Д.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что «Медицинский центр Практик» осуществляет деятельность с 2004 года на основании лицензии и санитарно-эпидимиологичекого заключения, согласно которым помещение по адресу: г. ..., пр. улица № пригодно для осуществления медицинской деятельности. Требования прокуратуры в добровольном порядке исполнить нет возможности, поскольку медицинский центр расположен на первом этаже жилого дома, ответчики не являются собственниками придомовой территории, установка пандуса и поручней возможна с разрешения управляющей компании и собственников жилого дома.
Ответчики Фридман С.Б., Фридман Т.М. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменных возражений не представили.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд установил.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
ООО «Практик» является юридическим лицом, на основании договора аренды от 01.09.12 пользуется нежилым помещением площадью ... кв.м. на 1 этаже, расположенным по адресу: г...., пр. улица, №. для размещения «Медицинского центра «Практик», срок аренды установлен с 01.09.2012 по 31.07.2013. Указанное помещение принадлежит Ответчикам Фридман Т.М. и Фридман С.Б. на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве собственности) на основании свидетельства о праве собственности №, № от 07.10.10.
Прокуратурой Дзержинского района г.Перми в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Медицинском центре Практик было выявлено нарушение условий беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанный центр, в частности при входе в помещение по адресу: г...., пр. улица,№ оборудовано одной входной группой с лестничным маршем и поручнями, которые не заходят за линию лестничного марша, ступени имеют скользкое покрытие, пандус при входе отсутствует.
В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ-№ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Из устава ООО «Практик» следует, что основными видами деятельности учреждения являются: медицинская деятельность, организация и оказание медицинских, психологических услуг, услуг в области косметологии, оказание консультативной, лечебной, диагностической и стационарной) помощи, том числе с выездом к пациентам.
Указанная деятельность свидетельствует о том, что ООО «Практик» обязано создавать условия для беспрепятственного пользования данным объектом социальной инфраструктуры всех категорий населения, включая инвалидов.
Строительные нормы и правила № "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. №, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ-№ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Закон Пермской области от 27.12.2004 № устанавливает перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст. 4 Закона), к которым, в частности, относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, а также пандусами при входах в здания.
Пп. «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.01.07 № установлены лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности, в том числе наличие помещения, необходимого для выполнения работ (услуг), соответствующего установленным к ним требованиям.
Согласно п.2.1.3.2630-10 САНПИН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» установлено, что в медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения.
Анализ действующего законодательства, и в частности, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» от 07.12.1996 №, Закона законодательного собрания Пермской области от 27.12.2004 № «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края», дает основание суду сделать вывод, что непосредственная обязанность к приспособлению объектов социальной инфраструктуры для использования их инвалидами лежит на собственниках указанных объектов.
Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников и арендаторов зданий и сооружений
Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у лестницы при входе в здание ООО «Практик» по адресу: г. улица, пр. улица,№ свидетельствует о нарушении требований действующего федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории г. ...
Учитывая, что собственниками нежилого помещения в котором расположен медицинский центр «Практик» являются Фридман С.Б. и Фридман Т.М., а арендатором является ООО «Практик» в лице директора Фридман С.Б., то обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в лежит на ответчиках ООО «Практик», Фридман С.Б., Фридман Т.М.
Как следует из пояснений представителя ответчика ООО «Практик», по доверенности, они не оспаривают необходимость либо отсутствие возможности проведения работ по установлению при входе в здание Медицинского центра «Практик» пандуса, поручни, ссылаясь при этом на необходимость получения согласия общего собрания собственников помещений в жилом доме по адресу: г. ..., пр. улица,№, поскольку земельный участок, на котором необходимо установить пандус является общим имуществом. Суд находит данный довод несостоятельным, поскольку выполнение требования законодательства о социальной защите инвалидов не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия согласия собственников помещений в жилом доме.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Практик» не представил доказательств невозможности переоборудования одного из двух в помещение Медицинского центра «Практик», в своих пояснениях не оспаривает возможность переоборудования центрального входа.
Ответчик ООО «Практик» обратился в Дзержинский районный суд г. ... с заявлением об оспаривании действий должностного лица прокуратуры Дзержинского района г. Перми, в частности проведение проверки исполнения ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности в ООО «Практик», признание акта проверки исполнения законодательства от 19.04.12 незаконным. Решением суда от 01.06.12, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 3.13 СНиП РФ 35-01-2001 в здании должен быть вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли. Суд приходит к выводу о том, что ответчиками не исполняются установленные законодательством требования по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение «Медицинского центра «Практик» (г. ..., пр. улица,№) Таким образом, суд возлагает на ООО «Практик», Фридман С.Б., Фридман Т.М. обязанность по установлению пандуса, соответствующего требованиям законодательства на входе, входной группы поручнями высотой не менее 0,9 м завершающие части, которых длиннее лестничного марша на 0,3 м.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Практик», Фридман С.Б., Фридман Т.М. обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – «Медицинскому центру «Практик» удовлетворить.
Обязать ООО «Практик», Фридман С.Б., Фридман Т.М. на входе «Медицинского центра «Практик» по адресу: г. ... пр. улица, № установить пандус, соответствующий требованиям законодательства, оборудовать входную группу поручнями высотой не менее 0,9 м завершающие части которых длиннее лестничного марша на 0,3 м.
Решение в течение месяца со дня изготовления его судом в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья О.М. Пименова