РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 26 августа 2016 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
с участием истца Дмитрюка В.И. и его представителя Дмитрюк Н.Г.,
представителя ответчика Министерства социальной политики Красноярского края Садовской Е.Ю.,
третьих лиц Дмитрюк Н.Г. и Дмитрюка В.В.,
при секретаре Олиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитрюк В.И. к Министерству социальной политики Красноярского края об оспаривании решения и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, с учетом уточнений просит признать незаконным отказ Министерства социальной политики Красноярского края (далее Министерство), выраженный в письме от 09.02.2016 года № 80-30, в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Также, просит обязать Министерство предоставить выплату на приобретение жилья Дмитрюку В.И., как инвалиду второй группы, включенному в краевой реестр граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения в соответствии с законом Красноярского края от 25.03.2010 года № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов, и семей имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Требования иска мотивированы тем, что он являясь инвалидом, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года имеет право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, однако, Министерство не стало рассматривать его заявление о предоставлении единовременной выплаты, а разъяснило, что в связи с изменением состава семьи он (истец) имеет право на обеспечение жильем по договору социального найма органом местного самоуправления по месту жительства.
Истец считает, что отказ Министерства в рассмотрении его заявления является недействительным, поскольку истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилья.
В судебном заседании, истец, его представитель, третьи лица Дмитрюк Н.Г. и Дмитрюк В.В. требования искового заявления поддержали, по основаниям изложенным в нем.
Представитель ответчика, в судебном заседании требования искового заявления не признала, просила отказать в их удовлетворении, так как у истца отсутствует право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения. Кроме того, показала, что заявление поступило в Министерство не по установленной форме, без приложения необходимых документов, в связи с чем, оно было рассмотрено в рамках Федерального закона № 59-ФЗ.
Третьи лица, Дмитрюк Е.А., Дмитрюк А.В., Администраци г. Ачинска извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что в удовлетворении требований искового заявления должно быть отказано, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
На территории Красноярского края Порядок обеспечения жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий регулируется Законом Красноярского края от 25.03.2010 N 10-4487 "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее Закон края).
В соответствии со ст.1 Закона края, он распространяет свое действие в том числе на инвалидов (I, II, III группы инвалидности).
Согласно ст.2 Закона края, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.
Обеспечение жильем граждан, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
Таким образом, в соответствии с указанными нормами права, основаниями для предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов являются: наличие инвалидности; нуждаемость в улучшении жилищных условий; постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Как установлено по данному делу, истец Дмитрюк В.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлся инвали<адрес> группы с ДД.ММ.ГГГГ. В порядке исполнения решения Ачинского городского суда Красноярского края от 16.11.2011г. распоряжением администрации г.Ачинска от 01.02.2012г. №0293-р Дмитрюк В.И. принят на учет нуждающихся в жилье с ДД.ММ.ГГГГ.
В собственности Дмитрюк В.И. имеется 1/5 доли в праве на <адрес> в <адрес>, сособственниками указанной квартиры являются супруга истца – в размере 2/5 долей и двое сыновей истца - в размере по 1/5 доли каждый. 12.11.2013г. один из сыновей истца Дмитрюк В.В. снялся с регистрационного учета в указанной квартире в связи с переездом на новое место жительства по <адрес>.
Приказом министерства социальной политики <адрес> от 07.03.2014г. №-ОД Дмитрюк В.И. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с отсутствием нуждаемости в жилье, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла 14,96кв.м, при учетной норме – 12кв.м, обеспеченность жилой площадью 9,2 кв.м на каждого члена семьи истца превышала учетную норму 7 кв.м, установленную постановлением исполкома Красноярского крайсовета народных депутатов и президиума Красноярского крайсовпрофа от 01.03.1990г. №63/3.
Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Красноярска от 07.08.2014 года, по гражданскому делу по иску Дмитрюка В.И. к министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и в соответствии с ч.2 ст..61 ГПК РФ являются обязательными для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, так как в нем участвуют те же лица.
Также, данным решением суд установлено, что по состоянию на 07.08.2014 года (дату вынесения решения суда) обеспеченность истца общей и жилой площадью жилого помещения превышала учетную норму, оснований для отнесения его к числу лиц, нуждающихся в жилом помещении, не имелось, и, как следствие, не имелось и оснований для предоставления ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Доводы истца о необоснованном отнесении его сына Дмитрюка В.В. к членам его семьи признаны судом несостоятельными, поскольку, несмотря на то, что Дмитрюк В.В. продолжает оставаться сособственником занимаемой семьей истца квартиры, принадлежащая ему доля в праве является идеальной, а порядок пользования данным жилым помещениям, который бы исключал возможность пользования истцом всеми помещениями в квартире, не установлен.
Таким образом, данным решением суда было установлено, что по состоянию как на 07.03.2014 года (дату вынесения приказа Министерством), так и на 07.08.2014 года (дату вынесения решения суда) у истца отсутствовали правовые основания для состояния на учете нуждающихся в жилье, а следовательно он подлежал снятию с учета.
Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего дела судом установлено, что после вынесения указанного решения Центрального районного суда г. Красноярска от 07.08.2014 года, 08.08.2014 года Дмитрюк В.В (<данные изъяты>, снявшийся с регистрационного учета в квартире, в которой проживает истец) с одной стороны и Дмитрюк В.И. (<данные изъяты>), Дмитрюк Н.Г. (<данные изъяты>), Дмитрюк А.В. (<данные изъяты>) заключили соглашение о порядке владения и пользования двухкомнатной квартирой общей площадью 44 кв.м., жилой площадью 27,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, согласно которого Дмитрюк В.В. являющийся собственником 1/5 доли в данной квартире получил в единоличное пользование изолированную комнату жилой площадью 11,1 кв.м., а остальные сособственники Дмитрюк В.И. (1/5 доли), Дмитрюк Н.Г. (2/5 доли), Дмитрюк А.В. (1/5 доли) получили в общее пользование изолированную комнату жилой площадью 16,5 кв.м. По условиям данного соглашения все участники долевой собственности на квартиру на равных условиях пользуются кухней, коридором, ванной комнатой, туалетом, кладовой.
С 21 октября 2015 года в квартире расположенной по адресу: <адрес> зарегистрирована по месту жительства дополнительно мать истца Дмитрюк Е.А., что подтверждается справкой о регистрации от 26.10.2015 года.
Таким образом, в настоящее время в данной квартире на регистрационном учете по месту жительства состоят четыре человека Дмитрюк В.И., Дмитрюк Н.Г., Дмитрюк А.В. и Дмитрюк Е.А.
Дмитрюк Е.А. на праве собственности принадлежит 2/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от 05.07.2016 года № 685. Доказательств отчуждения Дмитрюк Е.А. 2/3 доли данной квартиры стороной истца суду не представлено.
26 октября 2015 года истцу установлена вторая группа инвалидности, что подтверждается справкой серии МСЭ-2014 №.
03 декабря 2015 года истец обратился с заявлением в адрес исполняющего полномочия главы г. Ачинска, в котором просил, в связи с установлением ему 2-й группы инвалидности, а также проживанием и регистрацией в квартире по адресу: <адрес> <данные изъяты>, обратиться в Министерство социальной политики Красноярского края с ходатайством о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в собственность.
На данное заявление Министерством был дан оспариваемый ответ от 09.02.2016 года № 80-30, согласно которого истцу было разъяснено, что у него утрачено право на обеспечение жильем по Закону края, что подтверждено судебным решением. Также, истцу разъяснено, что изменение состава его семьи, дает право на обеспечение жильем по договору социального найма органом местного самоуправления по месту его жительства, что не относится к компетенции министерства.
В соответствии со ст.6 Закона края, для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданин (его законный представитель) представляет в министерство социальной политики Красноярского края (далее - министерство):
а) заявление на имя министра социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты с указанием направления ее использования и способа направления уведомления о принятом решении (по электронной почте или на бумажном носителе);
б) паспорта либо иные документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи;
в) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования гражданина;
г) документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории, определенной статьей 1 настоящего Закона;
д) справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, - для граждан и (или) членов их семей, являющихся инвалидами;
е) пенсионное удостоверение или справку органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - для членов семьи гражданина, являющихся пенсионерами;
ж) документы, подтверждающие состав семьи и родственные отношения членов семьи;
з) выписку из решения (копию решения) органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
и) выписку из домовой книги и (или) финансового лицевого счета по месту жительства гражданина;
к) документы о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества;
л) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи;
м) решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания - в случае проживания гражданина в жилом помещении, признанном непригодным для проживания;
н) медицинскую справку из лечебного медицинского учреждения в случае, если гражданин и (или) члены его семьи страдают тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
о) документ об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним.
Поступившие в министерство заявления со всеми необходимыми документами рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее - комиссия), не позднее 30 дней со дня их поступления.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно ст.10 Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, предоставление меры социальной поддержки, в виде единовременной денежной выплаты на улучшение жилищных условий носит заявительный характер.
Учитывая, что истцом в нарушении положений ст.6 Закона края заявление на имя министра социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты с указанием направления ее использования и способа направления уведомления о принятом решении, с приложением необходимых документов представлено не было, то заявление истца адресованное в адрес исполняющего полномочия главы г. Ачинска, правомерно Министерством было рассмотрено в порядке предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", по результатам чего истцу своевременно дан ответ, по вопросу изложенному в обращении.
Так как, решением Центрального районного суда г. Красноярска от 07.08.2014 года было установлено, что по состоянию на 07.08.2014 года у истца отсутствовали правовые основания для состояния на учете нуждающихся в жилье, то истцу Министерством в оспариваемом ответе правомерно разъяснено о возможности улучшения жилищных условий по договору социального найма, в порядке предусмотренном жилищным законодательством.
В связи с чем, суд считает, что оснований для признания оспариваемого ответа Министерства незаконным не имеется, так как заявление истца было рассмотрено, по результатам рассмотрения истцу дан ответ.
Кроме того, как пояснили стороны в судебном заседании в настоящее время Министерством рассматривается очередное заявление истца, поданное в установленном Законом края порядке, с приложением необходимых документов.
Оснований для возложения на Министерство обязанности предоставить истцу выплату на приобретение жилья, как инвалиду второй группы, включенному в краевой реестр граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Законом края суд не находит, в связи с утратой права состоять на учете нуждающихся.
Более того, последовательные действия истца по заключению письменного соглашения о порядке владения и пользования квартирой от 08.08.2014 года, по регистрации по месту жительства в квартире своей матери, суд расценивает как намеренное ухудшение истцом жилищных условий в целях приобретения или сохранения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, суд считает, что в удовлетворении требований искового заявления следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Дмитрюк В.И. к Министерству социальной политики Красноярского края об оспаривании решения и возложении обязанности- отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий подпись А.В. Жуль
Мотивировочная часть решения изготовлена 30.08.2016 года.
Верно:
Судья А.В. Жуль