г. Сыктывкар Дело № 2-4937/2023 (33-9776/2023)
УИД: 11RS0003-01-2023-004193-02
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 09 ноября 2023 года дело по апелляционной жалобе Абрамовой Т.А., дейтвующей в интересах несовершеннолетнего Фомичева А.Е., на решение Интинского городского суда Республики Коми от 21 августа 2023 года, которым
Фомичеву А.Е. в удовлетворении исковых требований к администрации МОГО «Инта», Минстрою Республики Коми о признании права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды ... групп, инвалиды с детства родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с составом семьи ... человек; возложении обязанности включить его в списки граждан на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды ... групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с составом семьи ... человека отказано.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., судебная коллегия
установила:
Фомичев А.Е. в лице законного представителя Абрамовой Т.А. обратился в суд с иском к администрации МОГО «Инта», Минстрою Республики Коми о признании права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды ... групп, инвалиды с детства родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с составом семьи ... человек; возложении обязанности включить его в списки граждан на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды ... групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с составом семьи ... человека. В обоснование исковых требований истец указал, что является ребенком – инвалидом, родился и вырос в ..., прожил в ..., то есть в районах Крайнего Севера более ... лет. Обратился в Администрацию МО ГО "Инта" с заявлением о постановке на учет для получения жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Администрация МОГО «Инта» отказала в постановке на учет в связи с тем, что у истца отсутствует право состоять в очереди на переселение по категории инвалиды, так как он родился после <Дата обезличена> года.
В судебном заседании законный представитель истца, третье лицо Фомичев Е.М. на требованиях настаивали.
Ответчики, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили, письменных отзывов не представили.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Абрамова Т.А. просит об отмене решения суда, ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Фомичев А.Е. родился <Дата обезличена> в г. Инте Республики Коми. С <Дата обезличена> истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>; с <Дата обезличена> по настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства в городе <Адрес обезличен>
Фомичев А.Е. является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до <Дата обезличена>, что подтверждается справкой ...
<Дата обезличена> истец с согласия законного представителя обратился в Администрацию МО ГО "Инта" с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на переселение из районов Крайнего Севера.
<Дата обезличена> истцу отказано в постановке на учет в связи с тем, что он родился после <Дата обезличена>.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Фомичеву А.Е., суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", исходил из того, что действующими нормативными правовыми актами предусматривается, что право на предоставление единовременной социальной выплаты распространяется на инвалидов с детства в случае их рождения в районах Крайнего Севера до 1 января 1992 года, однако, Фомичев А.Е. родился после 1 января 1992 г., в связи с чем, право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с вышеназванным законом, истец, как инвалид с детства, не приобрел.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для инвалидов с детства вместо указанного выше обязательного стажа работы устанавливается требование обязательного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Инвалиды с детства могут претендовать на получение жилищной субсидии только при условии соответствия указанным выше требованиям, а также при условии, если они родились в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (либо, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
При этом Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 228-ФЗ) в статью 1 Федерального закона N 125-ФЗ внесены изменения, в том числе в части категории лиц, имеющих право на предоставление соответствующих жилищных субсидий.
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона N 228-ФЗ), право на получение жилищных субсидий, в том числе, имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 г. и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
По общему правилу действия закона во времени, правовое регулирование вновь вступающей в силу нормы распространяется на отношения, возникшие до введения ее в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (правило обратной силы закона).
На основании статьи 2 Федерального закона N 228-ФЗ действие положений статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Таким образом, законодателем в рамках принадлежащих ему дискреционных полномочий придана обратная сила в части определения категорий лиц, обладающих правом на получение жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Как следствие, факт рождения лица, относящегося к категории инвалидов с детства, не позднее 1 января 1992 г. является необходимым условием для признания за ним права на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями Федерального закона N 125-ФЗ независимо от даты его постановки на учет.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 9-П статья Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" признана не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.
Постановление Конституционного Суд РФ от 01.03.2022 № 9-П касается тех инвалидов с детства, которые родились после 01.01.1992 и были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" до введения в действие Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ. В отношении указанных инвалидов Конституционный Суд РФ указал, что поскольку они ранее были поставлены на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, то есть государство признало их право на получение социальной выплаты до изменения ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, то они не могут быть сняты с учета в связи с последующим изменением законодательства (то есть после введения нормы о том, что право на получение социальных выплат имеют только инвалиды, родившиеся в районах Крайнего Севера до 01.01.1992).
Учитывая, что истец ранее на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, не состоял и не мог состоять, поскольку он достиг возраста ... лет (то есть прожил в районах Крайнего Севера не менее ... лет) уже после внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в связи с чем оснований для удовлетворения требований не имеется.
Таким образом, доводы жалобы о необходимости применения положений ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ (в редакции до 20 июля 2020 года), основаны на ином толковании норм материального права правильно примененных судом при разрешении спора, а потому основанием к отмене решения суда служить не могут.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда подробно мотивированы. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 21 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абрамовой Т.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Фомичева А.Е., - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 09 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи