Дело № 2-1001/2024
УИД 57RS0024-01-2024-001343-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2024 г. г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лазуткина Е.А.,
с участием помощника прокурора Орловского района Орловской области Вех Н.В.,
истца Ворониной Л.А.,
представителя ответчика Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» – Бай А.С.,
при секретаре Ларионовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах Ворониной Людмилы Анатольевны, к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области об обязании осуществить перерасчет денежной выплаты и произвести ее выплаты,
установил:
Прокурор Орловского района Орловской области, действующий в интересах Ворониной Л.А., обратился в суд с исковым заявлением к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее – КУ ОО «ОЦСЗН») области об обязании осуществить перерасчет денежной выплаты и произвести ее выплаты.
В обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Ворониной Л.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по вопросу отказа в перерасчете ежемесячной денежной выплаты, как матери, в составе семьи которой установлен статус многодетной семьи, по результатам которой выявлены нарушения закона. С ДД.ММ.ГГГГ Воронина Л.А. является получателем страховой пенсии по старости (на общих основаниях) в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ). Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного закона (60 лет) - по достижении возраста 56 лет. Установлено, что Воронина Л.А. является матерью троих детей: Воронина А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Воронина В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Ворониной Е.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения. ДД.ММ.ГГГГ Воронина Л.А. обратилась в филиал по Орловскому району КУ ОО «ОЦСЗН» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ Ворониной Л.А. бессрочно назначена ежемесячная денежная выплата матерям, в составе семьи которой установлен статус многодетной семьи. Указанная ежемесячная денежная выплата назначена Ворониной Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты обращения заявительницы. Вместе с тем, Воронина Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о пересчете ежемесячного пособия, указав на то, что ей не было известно о возникшем у нее праве по получению мер социальной поддержки, каких-либо уведомлений Воронина Л.А. от уполномоченного органа - КУ ОО «ОЦСЗН» не получала. По результатам рассмотрения обращения Ворониной Л.А. Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области ДД.ММ.ГГГГ дан ответ заявителю, в котором последней разъяснен порядок назначения спорной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ семье Ворониной Л.А. присвоен статус многодетная семья Орловской области» по ДД.ММ.ГГГГ Также Ворониной Л.А. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение многодетной семьи №. Воронина Л.А. на постоянной основе проживает на территории Орловской области, адрес места жительства по <адрес> пгт. Знаменка не изменялся с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, в 2012 г. Ворониной Л.А. подано обращение в электронном виде на официальный интернет-портал Правительства РФ по запросам о мерах социальной поддержки многодетным семьям, в ответе на которое ДД.ММ.ГГГГ за № В-872 Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области заявителю разъяснено, что право на дополнительное материальное обеспечение за счет средств областного бюджета потенциально имеют матери, ставшие многодетными, то есть родившими третьего или последующего ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а именно со вступления в силу Закона Орловской области от 2 ноября 2003 г. № 350-ОЗ. На федеральном уровне аналогичные меры социальной поддержки для многодетных семей не установлены. Финансовое обеспечение на указанные цели полностью отнесено к расходным обязательствам регионального бюджета. Распространить действие регионального законодательства на матерей, имевших статус многодетных до 1 января 2004 г., к сожалению, в настоящее время не представляется возможным. Однако, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области в ответе от 12 марта 2012 г. Ворониной Л.А. не разъяснены положения законодательства об имеющемся у нее праве на получение ежемесячной денежной доплаты к пенсии, как многодетной матери. Учитывая изложенное, в результате бездействия органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сферах социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, привели к нарушению прав многодетной матери Ворониной Л.А. на получение мер социальной поддержки.
На основании вышеизложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просил суд признать за Ворониной Л.А. право на ежемесячную денежную выплату матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, с 12 марта 2012 г. по 15 октября 2023 г.; обязать КУ ОО «ОЦСЗН» произвести, перерасчет невыплаченной Ворониной Л.А. за период с 12 марта 2012 г. по 15 октября 2023 г. суммы ежемесячной денежной выплаты матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, предусмотренной постановлением Правительства Орловской области от 8 декабря 2020 г. № 742 «Об утверждении Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетной семье Орловской области»; обязать Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области произвести Ворониной Л.А. выплату ежемесячной денежной выплаты матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, с учетом перерасчета с 12 марта 2012 г. по 15 октября 2023 г.
В возражениях на исковое заявление КУ ОО «ОЦСЗН» просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование указывает, что согласно Закону Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», многодетная семья Орловской области - семья (единственный родитель (усыновитель), опекун (попечитель), приемный родитель), имеющая в своем составе трех и более детей до восемнадцатилетнего возраста, а также достигших совершеннолетия одного или несколько детей - учащихся, студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, либо проходящих военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет (далее - Закон). Постановлением Правительства Орловской области от 8 декабря 2020 г. № 742 «Об утверждении Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетной семье Орловской области» (далее - Порядок) определены меры социальной поддержки многодетным семьям, в состав которых входит ежемесячная денежная выплата матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, по достижении ими возраста (приобретении иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 г. Положение о назначении, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии многодетным матерям утверждено постановлением Правительства Орловской области от 28 июля 2011 г. № 241 «Об утверждении положения о назначении, индексации и выплате ежемесячной доплаты к пенсии многодетным матерям» (далее - Положение) действовало в период с 2011 г. по 2019 г. В соответствии с п. 54 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается пожизненно со дня обращения за ежемесячной денежной выплатой. 16 октября 2023 г. Воронина Л.А. обратилась в филиал по Орловскому району КУ ОО «ОЦСЗН» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, по достижении ими возраста (приобретении иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 г. 24 октября 2023 г. принято решение о назначении указанной выплаты. В период с 26 февраля 2004 г. по 30 июня 2006 г., семья Ворониной Л.А. состояла на учете как многодетная семья Орловской области. В августе 2022 г. Воронина Л.А. обращалась филиал по Орловскому району КУ ОО «ОЦСЗН» с заявлением о выплате социального пособия на погребение. До 2022 г. за мерами социальной поддержки либо за получением консультаций о положенных государственных услугах, в органы социальной защиты населения Воронина Л.А. не обращалась. Личное дело Ворониной Л.А. по категории «Многодетная семья Орловской области» находится в архиве учреждения начиная с 2006 г. в связи прекращением статуса «Многодетная семья Орловской области». Программный комплекс «Адресная социальная помощь» был установлен в 2019 г. с постепенным соединением между собой предоставляемых государственных услуг. Как было указано выше - ежемесячная денежная выплата многодетным матерям установлена Законом. Ни Закон, ни Порядок, ни действовавшее ранее Положение не наделяют и не наделяли ранее полномочиями, не возлагают и не возлагали ранее обязанности на сотрудников органов социальной защиты населения об информировании каждого получателя лично о возможных, а также о положенных в будущем мер социальной поддержки. КУ ОО «ОЦСЗН» предоставляет меры социальной поддержки населению Орловской области на основе принципа адресности, на заявительной основе, а также в полном объеме исполняет возложенные на учреждение обязанности в рамках компетенции.
В возражениях на исковое заявление представитель Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование указывает, что с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты Воронина Л.А. обратилась в филиал по Орловскому району КУ ОО «ОЦСЗН» (далее - филиал по Орловскому району) 16 октября 2023 г. На основании заявления и представленных документов решением от 24 октября 2023 г. выплата была назначена с даты обращения. Согласно сведениям, имеющимся в базе данных филиала по Орловскому району, Воронина Л.А. мерами социальной поддержки многодетной семьи не пользовалась. Случаи отказа в предоставлении заявителю мер социальной поддержки не имеются. Потенциально право на обращение за ежемесячной денежной выплатой у Ворониной Л.А. возникло по достижению возраста (приобретении иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 г., но не ранее вступления в силу Постановления Правительства Орловской области от 28 июля 2011 г. № 241 «Об утверждении Положения о назначении, индексации и выплате ежемесячной доплаты к пенсии многодетным матерям». Уведомление граждан о возможности получения ежемесячной денежной выплаты нормативными правовыми актами не предусмотрено. Одновременно сообщаем, что информация о предоставляемых гражданам мерах социальной поддержки размещается на официальном сайте и страницах в социальных сетях Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», на стендах отделов (филиалов) социальной защиты населения. Разъяснения о положенных мерах социальной поддержки даются сотрудниками отделов (филиалов) казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» многодетным семьям при выдаче им удостоверения «Многодетная семья Орловской области». Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. При этом он не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.
В ходе рассмотрения настоящего дела Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области исключен из числа третьих лиц, привлечен в качестве ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Орловского района Орловской области Вех Н.В., истец Воронина Л.А. уточненные исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика КУ ОО «ОЦСЗН» Бай А.С. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно пп. «а», «б» п. 1 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен, Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
В целях реализации вышеуказанного предписания, принят Закон Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» (далее – Закон № 350-ОЗ), в котором закреплены положения, регулирующие отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семей и детей в Орловской области.
В ст. 1 Закона № 350-ОЗ закреплено понятие многодетная семья Орловской области, под которой понимается - семья (единственный родитель (усыновитель), опекун (попечитель), приемный родитель), имеющая в своем составе трех и более детей до восемнадцатилетнего возраста, а также достигших совершеннолетия одного или несколько детей - учащихся, студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, либо проходящих военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.
Согласно ст. 4, 5 Закона № 350-ОЗ закреплено, что статус многодетной семьи устанавливается семьям, ставшим многодетными с 1 января 2004 г., а также семьям, ставшим многодетными до 1 января 2004 г., при рождении (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью) четвертого ребенка и последующих детей с 1 января 2004 г. Документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является единое по Орловской области удостоверение установленного образца, которое выдается родителям (усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям) организацией социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 8 Закона № 350-ОЗ многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки: матерям, в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, по достижении ими возраста (приобретении иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 г., за счет средств областного бюджета назначается ежемесячная денежная выплата в размере 3910 рублей 34 копейки.
Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 6-8 настоящего Закона, определяется Правительством Орловской области (ст. 9 Закона № 350-ОЗ).
В соответствии с Законом № 350-ОЗ постановлением Правительства Орловской области от 28 июля 2011 г. № 241 было утверждено Положение о назначении, индексации и выплате ежемесячной доплаты к пенсии многодетным матерям (далее - Положение № 241).
В разделе втором указанного Положения № 241 утвержден порядок назначения и индексации ежемесячной доплаты к пенсии многодетным матерям, согласно которому, ежемесячная доплата к пенсии назначается матери, ставшей многодетной с 1 января 2004 г. и позднее (далее - многодетная мать), при наличии следующих условий: а) наличие у многодетной матери постоянного места жительства на территории Орловской области; б) достижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - 55 лет; в) назначение пенсии в соответствии с действующим федеральным законодательством независимо от вида пенсии и органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Право на ежемесячную доплату к пенсии многодетной матери предоставляется независимо от наличия или утраты статуса многодетной семьи на момент обращения за назначением ежемесячной доплаты к пенсии.
Ежемесячная доплата к пенсии назначается независимо от получения многодетной матерью иных видов дополнительного материального, пенсионного или иного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области в связи с материнством.
Ежемесячная доплата к пенсии назначается со дня обращения за назначением ежемесячной доплаты к пенсии.
Ежемесячная доплата к пенсии многодетной матери назначается пожизненно.
Положение № 241 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Орловской области от 17 июня 2019 г. № 338 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты многодетным матерям», которое также сохранило заявительный порядок назначения указанной выплаты.
В настоящее время действующий Порядок предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетной семье, утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 8 декабря 2020 г. № 742 (далее - Положение № 742) в пунктах 48, 54 предусмотрел, что ежемесячная денежная выплата назначается пожизненно со дня обращения за ежемесячной денежной выплатой, при наличии места жительства на территории Орловской области, достижении многодетной матерью возраста, дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 г.
Из приведенного правового регулирования следует, что многодетным матерям была установлена доплата к пенсии при условии их постоянного места жительства на территории Орловской области и достижении общеустановленного пенсионного возраста, при этом указанная доплата носит заявительный характер.
В соответствии с пп. 52-54 Положение № 742 к заявлению лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, представляет: 1) копию документа, удостоверяющего личность и место жительства на территории Орловской области (паспорт гражданина Российской Федерации); 2) копию документа, содержащего сведения о счете заявителя, открытом в отделении кредитной организации; 3) в случае отсутствия у заявителя регистрации по месту жительства на территории Орловской области - документы, подтверждающие проживание на территории Орловской области: а) копию вступившего в законную силу решения суда об установлении места жительства на территории Орловской области; б) копию свидетельства о регистрации по месту пребывания на территории Орловской области (представляется по собственной инициативе); в) копии документов, подтверждающих право пользования занимаемым жилым помещением; г) копию документа о принятии заявителя на медицинское обслуживание медицинской организацией, расположенной на территории Орловской области, в соответствии с приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1342н; д) сведения о трудовой деятельности на территории Орловской области (представляется по собственной инициативе).Копии документов, указанные в настоящем пункте, представляются при предъявлении оригинала документа или заверенные в порядке, установленном действующим законодательством. К документам (сведениям), представляемым заявителем по собственной инициативе, относятся: документы, подтверждающие присвоение заявителю статуса многодетной семьи Орловской области: удостоверение многодетной семьи Орловской области, копия диплома к памятной медали «Многодетная семья Орловской области», справка учреждения социальной защиты населения о присвоении статуса многодетной семьи Орловской области; документы о назначении пенсии в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (для граждан, которым пенсия назначена) либо сведения об отнесении гражданина к категории предпенсионного возраста;
3) сведения, подтверждающие изменение фамилии многодетной матери (представляются в случае, если фамилия многодетной матери на момент обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты различна с ее фамилией, указанной в документах, подтверждающих присвоение заявителю статуса многодетной семьи Орловской области).
Ежемесячная денежная выплата назначается пожизненно со дня обращения за ежемесячной денежной выплатой.
Постановлением Правительства Орловской области от 10 декабря 2018 г. № 509 «Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области» (далее – Положение о Департаменте) закреплено, что Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю (надзору) в сферах социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, опеки и попечительства, содействия занятости населения, в области охраны труда, трудовых отношений Орловской области.
В силу раздела II указанного Положения Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области реализует на территории области единую государственную политику в сферах социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, опеки и попечительства, труда и занятости, а также осуществляет полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания. Департамент с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
Согласно содержанию Устава КУ ОО «ОЦСЗН», данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Орловской областью для оказания государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральным и областным законодательством полномочий органов государственной власти Орловской области в сфере социальной защиты населения (п. 1). Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области осуществляет функции учредителя КУ ОО «ОЦСЗН» (п. 2). Учреждение предоставляет меры социальной поддержки населению Орловской области на основе принципа адресности (п. 13.1). В соответствии с законодательством о социальной защите населения учреждение осуществляет назначение ежемесячной денежной выплаты матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи; обеспечивает предоставление информации о факте назначения, о сроках выплаты и размере пособий и компенсаций посредством использования Единой государственной информационной системы социального обеспечения; организует прием граждан, обеспечивает рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области (раздел 3). В своей деятельности учреждение обязано обеспечивать решение вопросов социальной защиты населения, предоставления мер социальной поддержки населению Орловской области (п. 16.2).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией РФ, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы, обеспечивающие разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к их компетенции.
Постановлением Главы администрации Орловской области от 27 июля 1995 г. № 301 было утверждено Положение об управлении социальной защиты населения, действовавшее в период возникновения спорных правоотношений и утратившее свою силу на основании постановления Правительства Орловской области от 7 сентября 2023 г. № 628 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Орловской области».
Согласно указанному Положению управление социальной защиты населения (управление соцзащиты) осуществляет на территории области государственную политику социальной защиты населения, является таким образом отраслевым органом администрации.
В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента, постановлениями и распоряжениями федеральных органов, главы администрации области.
Управление, районные (городские) отделы соцзащиты, подведомственные предприятия и учреждения образуют на территории области единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения.
Основными задачами управления социальной защиты населения являются, в том числе разработка и осуществление практических мер по реализации законодательства и конституционных прав в области социальной защиты и поддержки населения, инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения, а также граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; организация на территории области пенсионного обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных граждан: социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов; организация и внедрение автоматизированной системы обработки информации, назначения и выплаты пенсий и пособий по социальному обслуживанию и другим направлениям социальной защиты; разработка и осуществление мероприятий по материально-бытовому и другим видам обслуживания пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, граждан уволенных с военной службы и членов их семей; других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, создание на государственной и благотворительной основе комплексной сети служб и дифференцированной системы социальной защиты указанных категорий граждан.
Управление соцзащиты выполняет основные функции, в том числе в области пенсионного обеспечения реализует во взаимодействии с органами исполнительной власти государственную политику в области пенсионного обеспечения; организует и координирует работу органов социальной защиты на местах по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение; выполняет в соответствии с законодательством РФ, связанные с назначением и выплатой государственных пенсий, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан; организует и осуществляет контроль за правильностью назначения и выплаты государственных пенсий и пособий и целевым расходованием денежных средств, выделяемых из Федерального и местного бюджетов; обеспечивает правильное и единообразное применение пенсионного законодательства органами социальной защиты области; организует и осуществляет широкую сеть разъяснительной работы среди населения области по пропаганде пенсионного законодательства; организует и координирует внедрение в региональной системе социальной защиты населения современные информационные технологии, создает отраслевую автоматизированную систему обработки информации в органах социальной защиты населения; создает и развивает автоматизированную систему назначения и выплаты государственных пенсий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Воронина Л.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является матерью троих детей: Воронина А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Воронина В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Ворониной Е.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
С 21 февраля 2009 г. Воронина Л.А. является получателем страховой пенсии по старости.
С 26 февраля 2004 г. по 30 июня 2006 г. семье Ворониной Л.А. имела статус «многодетная семья Орловской области».
Воронина Л.А. с 8 июля 1981 г. проживает по адресу: <адрес>.
16 октября 2023 г. Воронина Л.А. обратилась в филиал по Орловскому району КУ ОО «ОЦСЗН» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, по достижении ими возраста (приобретении иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 1 октября 2018 г.
24 октября 2023 г. принято решение о назначении указанной выплаты.
В 2012 г. Ворониной Л.А. подано обращение в электронном виде на официальный интернет-портал Правительства Российской Федерации по запросам о мерах социальной поддержки многодетным семьям, в ответе на которое 12 марта 2012 г. за № В-872 Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области заявителю разъяснено, что право на дополнительное материальное обеспечение за счет средств областного бюджета потенциально имеют матери, ставшие многодетными, то есть, родившими третьего или последующего ребенка, начиная с 1 января 2004 г., а именно со вступления в силу Закона Орловской области от 2 ноября 2003 г. № 350-ОЗ. На федеральном уровне аналогичные меры социальной поддержки для многодетных семей не установлены. Финансовое обеспечение на указанные цели полностью отнесено к расходным обязательствам регионального бюджета. Распространить действие регионального законодательства на матерей, имевших статус многодетных до 1 января 2004 г., к сожалению, в настоящее время не представляется возможным.
В августе 2022 г. Воронина Л.А. обращалась филиал по Орловскому району КУ ОО «ОЦСЗН» с заявлением о выплате социального пособия на погребение.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Так, согласно п. 7.6 Положения о Департаменте, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
Таким образом, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области уполномочен давать физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе по вопросам назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи.
Согласно Устава КУ ОО «ОЦСЗН», утвержденного приказом Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области № 2-О от 28 января 2021 г. (далее – Устав КУ ОО «ОЦСЗН»), КУ ОО «ОЦСЗН» является некоммерческой организацией, созданной Орловской областью для оказания государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральным и областным законодательством полномочий органов государственной власти Орловской области в сфере социальной защиты населения.
Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области осуществляет функции учредителя КУ ОО «ОЦСЗН».
Поскольку материалами дела подтверждено, что Воронина Л.А. на момент введения указанных выше норм права, регламентирующих на территории Орловской области порядок доплаты к пенсии многодетным матерям, отвечала установленным критериям, а именно проживала на территории Орловской области и достигла общеустановленного пенсионного возраста (21 февраля 2009 г.), при этом в начале 2012 г. Ворониной Л.А. было подано обращение в электронном виде на официальный интернет-портал Правительства Российской Федерации по вопросам о мерах социальной поддержки многодетным семьям.
12 марта 2012 г. Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области Ворониной Л.А. разъяснено, что право на дополнительное материальное обеспечение за счет средств областного бюджета потенциально имеют матери, ставшие многодетными, то есть родившими третьего или последующего ребенка, начиная с 1 января 2004 г., а именно со вступления в силу Закона Орловской области от 2 ноября 2003 г. № 350-ОЗ. На федеральном уровне аналогичные меры социальной поддержки для многодетных семей не установлены. Финансовое обеспечение на указанные цели полностью отнесено к расходным обязательствам регионального бюджета. Распространить действие регионального законодательства на матерей, имевших статус многодетных до 1 января 2004 г., к сожалению, в настоящее время не представляется возможным.
Вместе с тем, органом социальной защиты населения, которому было известно, что 21 февраля 2009 г. Воронина Л.А. достигла возраста 55 лет, разъяснительная работа по вопросу, связанному с предоставлением ей как многодетной матери, ежемесячной денежной доплаты к пенсии, установленной Законом № 350-ОЗ и вышеуказанными Положениями, равно как и относительно того, какие документы необходимо представить для получения спорной доплаты, по какой форме необходимо составить заявление, и тому подобные обстоятельства не проводилась.
Доказательств обратного в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиками КУ ОО «ОЦСЗН», Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, обращаясь в начале 2012 г. в органы социальной защиты по указанным выше вопросам, входящих в компетенцию данного органа, Воронина Л.А. имела право на получение от органа социальной защиты информации о ее правах на назначение и получение денежной доплаты к пенсии как многодетной матери, то есть по вопросам, относящимся к компетенции данного органа, и этому праву корреспондировала обязанность данного органа предоставить указанную информацию.
Невыполнение органом социальной защиты данной обязанности привело к несвоевременному получению Ворониной Л.А. положенных ей выплат.
Само по себе отсутствие в Уставе КУ ОО «ОЦСЗН» прямого указания на осуществление обязанности по информированию граждан обо всех имеющихся у них социальных правах и гарантиях, не снимает по изложенным выше основаниям, обязанности учреждения по информированию граждан при их обращении в данный орган, в том числе по иным вопросам, иное не отвечало бы целям создания данной организации.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы возражений представителя Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о применении срока исковой давности.
Пунктом 1 ст. 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должной узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. В силу ч. 3 ст. 40 ГПК РФ, ч. 3 ст. 46 АПК РФ, п. 1 ст. 308 ГК РФ заявление о применении исковой давности, сделанное одним из соответчиков, не распространяется на других соответчиков, в том числе и при солидарной обязанности (ответственности). Однако суд вправе отказать в удовлетворении иска при наличии заявления о применении исковой давности только от одного из соответчиков при условии, что в силу закона или договора либо исходя из характера спорного правоотношения требования истца не могут быть удовлетворены за счет других соответчиков.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзц. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ).
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что к правоотношениям по данному спору применяется срок исковой давности.
Поскольку Воронина Л.А. с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты матерям, в составе семьи которой установлен статус многодетной семьи, в КУ ОО «ОЦСЗН» обратилась 16 октября 2023 г., указанная ежемесячная денежная выплата назначена ей с даты обращения, то с учетом применения срока исковой давности, период подлежащий перерасчету невыплаченной ежемесячной денежной выплаты составляет с 16 октября 2020 г. по 15 октября 2023 г.
Таким образом, заявленные прокурором Орловского района Орловской области, действующего в интересах Ворониной Л.А., исковые требования к КУ ОО «ОЦСЗН», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области об обязании осуществить перерасчет денежной выплаты и произвести ее выплаты, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах Ворониной Людмилы Анатольевны, к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области об обязании осуществить перерасчет денежной выплаты и произвести ее выплаты, – удовлетворить частично.
Признать за Ворониной Людмилой Анатольевной (-- ) право на ежемесячную денежную выплату матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, с 16 октября 2020 г. по 15 октября 2023 г.
Обязать казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (ИНН: 5753051596, ОГРН: 1105753000011) произвести перерасчет невыплаченной Ворониной Людмиле Анатольевне за период с 16 октября 2020 г. по 15 октября 2023 г. суммы ежемесячной денежной выплаты матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, предусмотренной постановлением Правительства Орловской области от 8 декабря 2020 г. № 742 «Об утверждении Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетной семье Орловской области».
Обязать Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области (ИНН: 5753040026, ОГРН: 1065753011500) произвести Ворониной Людмиле Анатольевне выплату ежемесячной денежной выплаты матерям в составе семьи, которой установлен статус многодетной семьи, с учетом перерасчета с 16 октября 2020 г. по 15 октября 2023 г.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Мотивированное решение составлено 19 июля 2024 г.
Судья Е.А. Лазуткин