Решение по делу № 2-4239/2016 от 21.03.2016

Дело № 2-4239/2016 г.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2016 года      г. Липецк

Октябрьский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи             Климко Д.В.,

при секретаре                         Титовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Добровского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Васильеву М С о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Добровского района Липецкой области обратился в суд с иском о возложении на ответчика Васильева М.С. обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и о противодействии терроризму. В обоснование иска указано, что Васильев М.В. является собственником <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты>., инвентарный , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер По результатам проверки, проведенной совместно со специалистами отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Липецкой области Верхне-Донского управления Ростехнадзора, установлен факт несоблюдения собственником требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и о противодействии терроризму, что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц. Просит в судебном порядке возложить на ответчика обязанность устранить отмеченные нарушения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г. Липецка Коршунова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на изложенные в иске доводы.

Ответчик Васильев М.С. в судебное заседание не явился, о дате судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Собственником гидротехнического сооружения может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

В качестве чрезвычайной ситуации может быть расценена обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

Под «безопасностью гидротехнических сооружений» понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, предусмотренное Конституцией Российской Федерации, обеспечивается посредством соблюдения природопользователями основных принципов охраны окружающей среды, а именно: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-Ф3 «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности,

оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения обязан:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического вооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 Федерального закона № 117-Ф3 ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Васильев М.С. является собственником <данные изъяты>

Проведенной в (дата) года прокуратурой Добровского района с привлечением старшего государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Липецкой области Верхне-Донского управления Ростехнадзора ФИО6 выездной проверкой безопасности гидротехнического сооружения на реке <адрес>, установлено неисполнение собственником ГТС Васильевым М.С. обязанностей собственника, предусмотренных ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ, а именно:

отсутствие контроля за показателями состояния ГТС;

не проведено обследование с оценкой допустимого уровня риска аварии ГТС;

не разработаны критерии безопасности ГТС;

не разработаны и не согласованы с органами государственного надзора (Верхне-Донским управлением Ростехнадзора) правила эксплуатации ГТС;

не принимаются меры по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС, подъемные механизмы всех трех шлюзов ГТС находятся в неисправном состоянии;

обслуживание ГТС не осуществляется квалифицированными лицами, прошедшими соответствующую аттестацию в территориальной комиссии Верхне-Донского управления Ростехнадзора;

- не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;

- не определен размер вреда, который может быть причинен в результате аварий на ГТС;

- не финансируются мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности;

не созданы локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС;

не информирует население о вопросах безопасности ГТС;

не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений.

В исковом заявлении просил возложить на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения путем выполнения следующих действий:

- выполнить контроль за показателями состояния ГТС;

- провести обследование с оценкой допустимого уровня риска аварии ГТС;

- разработать критерии безопасности ГТС;

- разработать и согласовать с органами государственного надзора (Верхне-Донским управлением Ростехнадзора) правила эксплуатации ГТС;

- принять меры по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС,

- произвести ремонт подъемных механизмов всех шлюзов ГТС;

- обеспечить обслуживание ГТС квалифицированными лицами, прошедшими соответствующую аттестацию в территориальной комиссии Верхне-Донского управления Ростехнадзора;

- создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;

- определить размер вреда, который может быть причинен в результате аварий на ГТС;

- создать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС;

- совместно с органами местного самоуправления Добровского муниципального района проинформировать население о вопросах безопасности ГТС;

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений;

- оценить наличие и достаточность мер предотвращения постороннего вмешательства в процесс эксплуатации гидротехнического сооружения и противодействия террористическим актам.

Разрешая требования прокурора, суд исходит из того обстоятельства, что ответчиком Васильевым М.С. – собственником социально значимого объекта – не представлено никаких доказательств выполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, тогда как их невыполнение может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситyации, причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Также при разрешении требований прокурора суд учитывает отсутствие в материалах дела сведений о нахождении ГТС в настоящее время в технически неисправном состоянии, в связи с чем не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности принять меры по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС, считая данные требования преждевременными.

В части требования о совместном информировании с органами местного самоуправления Добровского муниципального района населения о вопросах безопасности ГТС суд отмечает, что местная администрация не является участником данного судебного разбирательства, к участию в деле в каком-либо качестве не привлекалась. Следовательно, оснований для возложения на нее обязанности совершать какие-либо действия оснований не имеется.

В отношении требования об обязанности ответчика оценить наличие и достаточность мер по предотвращению террористических актов, суд считает необходимым высказаться следующим образом.

В такой ситуации суд считает исковые требования о возложении на Васильева М.С. обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно п. 1, п. 7 ст. 2 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму -    это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ч. 3.1. ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Порядок разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) и паспорта безопасности объектов (территорий) предусмотрен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1244. Указанные Правила раскрывают содержание требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и определяет сведения, необходимые для внесения в паспорт безопасности объектов (территорий).

Пунктом 2 Приказа МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» закреплено, что типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализируя содержание приведенных правовых норм и принимая во внимание необходимость соблюдения принципа исполнимости судебных актов, суд приходит к выводу о возложении на ответчика более конкретной обязанности в рамках противодействия террористической агрессии – рабработать требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорт безопасности объектов (территорий).

В силу ст. 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании приведенной нормы и с учетом ходатайства истца, изложенного в исковом заявлении, суд полагает необходимым установить ответчику Васильеву М.С. срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Васильева М С в течение 6 месяцев со дня вступления данного решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в отношении гидротехнического сооружения <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый а именно:

- обеспечить контроль за показателями состояния гидротехнического сооружения,

- провести обследование с оценкой допустимого уровня риска аварии гидротехнического сооружения;

- разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения,

- разработать и согласовать с органами государственного надзора (Верхне-Донским Управлением Ростехнадзора) правила эксплуатации гидротехнического сооружения,

- произвести ремонт подъемных механизмов всех шлюзов гидротехнического сооружения;

- обеспечить обслуживание гидротехнического сооружения квалифицированными лицами, прошедшими аттестацию в территориальной комиссии Верхне-Донского управления Ростехнадзора,

- создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения,

- определить размер вреда, который может быть причинен в результате аварий на ГТС;

- создать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехническом сооружении;

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- разработать требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорт безопасности объектов (территорий).

В остальной части иска – отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                            Д.В. Климко

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2016 г. в силу ч. 2 ст. 108 ГПК РФ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-4239/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Добровского района Липецкой области
Ответчики
Васильев М.С.
Суд
Октябрьский районный суд г. Липецк
Дело на сайте суда
octsud.lpk.sudrf.ru
21.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2016Передача материалов судье
24.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2016Подготовка дела (собеседование)
18.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2016Судебное заседание
23.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее