Судья Старцева Т.В.
Дело № 7-246/2022 / 12-108/2022 (№ 5-2333/2021)
УИД 59RS0002-01-2021-007585-93
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 08 февраля 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Каско Н.С., с участием Севрюкова С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Севрюкова Сергея Владимировича на постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 27 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 27 декабря 2021 г. Севрюков С.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Севрюков С.В. выражает несогласие с постановлением судьи, указывая на то, что его согласия об участии в судебном заседании никто не спрашивал, что нарушает его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
В судебном заседании в краевом суде Севрюков С.В., принимавший участие с использованием системы видеоконференц-связи, жалобу поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав Севрюкова С.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
Согласно пунктам 2, 4, 10, 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон «О полиции») на полицию возлагается обязанность, в том числе прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В соответствии с пунктами 1, 2, 8, 10, 13 части 1 статьи 13 Закон «О полиции», сотрудники полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; проводить оперативно-розыскные мероприятия; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Закона «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приведенным положениям корреспондирует часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, то есть за такие действия, которые выражаются в непосредственном отказе подчиниться распоряжениям (требованиям) сотрудника полиции, в физическом сопротивлении и противодействии ему.
Таким образом, объективную сторону состава указанного административного правонарушения образует неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, в ОП № 2 (дислокация Индустриальный район) Управления МВД России по г. Перми 28 ноября 2021 г. в вечернее время поступило сообщение о ножевом ранении по адресу: ****, которое зарегистрировано в КУСП № 42095. В ходе проверки поступившего сообщения по адресу: **** со слов очевидца следовало, что ножовое ранение нанес Севрюков С.В., который находился по данному адресу. На неоднократные требования сотрудника полиции проехать в ОП № 2 Севрюков С.В. в 22 часа 55 минут 28 ноября 2021 г. ответил категорическим отказом, стал упираться ногами в землю, хвататься за форменное обмундирование, тем самым оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции при исполнении им служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Факт совершения Севрюковым С.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортами сотрудников полиции от 28 ноября 2021 г., которые содержат подробное описание обстоятельств совершения Севрюковым С.В. вменяемого правонарушения; рапортом о регистрации сообщения в КУСП № 42095 от 28 ноября 2021 г.; протоколом задержания подозреваемого от 29 ноября 2021 г. в отношении Севрюкова С.В.; постановлением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 декабря 2021 г. об избрании меры пресечения Севрюкову С.В.; и иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
Собранные по делу доказательства совершения Севрюковым С.В. вменяемого административного правонарушения с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, судьей районного суда им дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статьей 26.11 КоАП РФ.
Признавая Севрюкова С.В. виновным в совершении вменяемого правонарушения, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении Севрюковым С.В. административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ. Имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что Севрюков С.В. отказался выполнить законные требования сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Протокол об административном правонарушении в отношении Севрюкова С.В. составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Севрюков С.В. при составлении в отношении него данного процессуального документа присутствовал, с протоколом об административном правонарушении был ознакомлен, права предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены в присутствии свидетелей, что зафиксировано их подписями в протоколе, однако от подписи и дачи объяснений отказался, о чем должностным лицом в соответствии с требованиями части 5 статьи 28.2 КоАП РФ сделана соответствующая запись (л.д. 5).
Следует отметить, что в случае несогласия с обстоятельствами совершения вмененного события административного правонарушения, Севрюков С.В. мог отразить свои возражения в протоколе об административном правонарушении, а также в письменных объяснениях, однако данных процессуальных действий не совершил, отказавшись от подписания протокола.
Между тем отказ подписывать протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, не лишает их статуса доказательств, с учетом того, что лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению. Отказ в силу личного волеизъявления от дачи объяснения, от подписания составленных процессуальных документов и получения их копий является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.
Оснований полагать, что у Севрюкова С.В. отсутствовала возможность высказать свои возражения относительно обстоятельств совершения, вмененного ему в вину административного правонарушения при составлении протокола об административном правонарушении, не имеется.
Оснований для признания составленных сотрудниками полиции процессуальных документов и рапортов недопустимыми доказательствами, не установлено.
Сотрудники полиции, рапорты которых имеются в деле, являются должностными лицами, на которых в силу статьи 12 Федерального закона «О полиции» возложены обязанности, в том числе: выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению (пункт 4 часть 1); пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 часть 1).
Рапорты сотрудниками полиции составлены в рамках осуществления ими должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной составления рапортов послужило пресечение совершения Севрюковым С.В. административного правонарушения, они содержат сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу (в них излагается событие совершения Севрюковым С.В. правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ), и в силу статьи 26.7 КоАП РФ являются доказательствами по делу. Доказательств, свидетельствующих о какой-либо заинтересованности сотрудников полиции, о наличии неприязненных отношений к Севрюкову С.В., в материалах дела не содержится, при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено, потому оснований усомниться в достоверности фактов, изложенных должностными лицами, не имеется. Исполнение сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе не свидетельствует об их заинтересованности в исходе дела
При этом, следует отметить, что требования сотрудников полиции о следовании в отдел полиции были законны, они действовали в рамках предоставленных им законом полномочий с целью выполнения возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, для обеспечения общественной безопасности, были обусловлены проведением сотрудниками полиции мероприятий по сообщению о преступлении и наличии оснований для задержания Севрюкова С.В. в рамках поступившего сообщения.
Вывод о наличии в действиях Севрюкова С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Севрюкова С.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Оснований для переоценки выводов судьи районного суда относительно вины Севрюкова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, не имеется.
Утверждение Севрюкова С.В. в судебном заседании в краевом суде о том, что он ни чего помнит по обстоятельствам вменяемого правонарушения, составления процессуальных документов, расценивается как способ защиты, с учетом подтверждения Севрюковым С.В. своего нахождения 28 ноября 2021 г. по адресу: **** в месте совершения правонарушения, а также в ОП № 2 УМВД России по г. Перми куда он был доставлен и где составлялись процессуальные документы по делу в связи с совершением административного правонарушения, что подтверждается протоколом об административном задержании.
Доводы жалобы относительно нарушения его прав предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ в связи с рассмотрением дела в его отсутствие, своего объективного подтверждения не нашли.
Из материалов дела следует, что определением судьи от 08 декабря 2021 г. рассмотрение дела было назначено на 27 декабря 2021 г. в 10 часов 30 минут (л.д. 1).
Извещение от 09 декабря 2021 г. о рассмотрении дела 27 декабря 2021 г. в 10 часов 30 минут было направлено Севрюкову С.В., содержащемуся под стражей, для вручения в ФКУ ИЗ 59/** ГУФСИН России по Пермскому краю с распиской. Из содержания указанного документа, следует, что Севрюкову С.В. разъяснены положения статьи 25.1 КоАП РФ посредством изложения текста статьи, в том числе право на заявление ходатайств (л.д. 20).
Извещение о рассмотрении дела вручено Севрюкову С.В. 14 декабря 2021 г., что подтверждается соответствующей распиской (л.д. 21), содержанием его жалобы и подтверждено им самим в судебном заседании в краевом суде.
При этом текст данной расписки содержит графу, в которой указано, что в соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ лицо вправе заявить ходатайства. Севрюковым С.В. ходатайств, в том числе о желании участвовать при рассмотрении дела заявлено не было. Судьей районного суда обязательное присутствие при рассмотрении дела Севрюкова С.В., в соответствии с частью 3 статьи 25.1 КоАП РФ, не признавалось. Таким образом, рассмотрение судьей районного суда дела в отсутствие Севрюкова С.В. при наличии данных о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения в отсутствие поступивших от него ходатайств не свидетельствует о нарушении судьей районного суда положений статьи 25.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Севрюкова С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Севрюкова С.В. допущено не было.
С учетом изложенного основания для отмены, изменения постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 27 декабря 2021 г. оставить без изменения, жалобу Севрюкова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Судья - (подпись)