УИД: 03RS0019-01-2021-001894-11 Дело № 2а-965/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Аскарово РБ 11 ноября 2021 года
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янузаковой Д.К.,
при ведении протокола помощником судьи Ильясовой Г.Ю.,
с участием представителя административного истца Гареева М.М.,
административного ответчика Хажиахметова А.Р.,
представителя третьего лица Байсувакова Г.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Багдасарова Т.А. к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании незаконным действия (бездействия) отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Абзелиловский район РБ,
УСТАНОВИЛ:
Багдасаров Т.А. обратился с названным административным иском, указывая, что, он является арендатором земельного участка, площадью 2440 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, адрес: <адрес>. В целях строительства на данном земельном участке комплекса бытового обслуживания, ДД.ММ.ГГГГ Багдасарову Т.А. был выдан градостроительный план земельного участка, в соответствии с которым было предусмотрено место для допустимого размещения зданий и сооружений. Истцом направлено заявление о выдаче разрешения на строительство. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан было отказано в выдаче запрошенного разрешения со ссылкой на ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ в связи с нахождением на земельном участке объекта капитального строительства, находящегося в муниципальной собственности. Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотрены ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, среди которых отсутствует такое основание, как нахождение на земельном участке объекта капитального строительства в муниципальной собственности. Считает ссылку административного ответчика на положения ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ необоснованной. Указанная норма предусматривает последующее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду для лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Просит признать незаконными действия Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан по отказу в выдаче Багдасарову Т.А. разрешения на строительство объекта капитального строительства «Комплекс бытового обслуживания» по адресу: <адрес>, выразившиеся в направлении уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав Багдасарова Т.А. путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства «Комплекс бытового обслуживания» по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц ООО «Кузгун-Таш», МУП «Абзелилспецкомобслуживание».
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении в его отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать.
Представитель третьего лица в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Согласно части 7 статьи 219 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
По смыслу указанной правовой нормы срок обжалования может быть восстановлен, если он пропущен лицом по уважительной причине, то есть вследствие наличия обстоятельств, независящих от данного лица и препятствовавших ему подать административный иск в установленный срок. При этом, указанные обстоятельства должны существовать в пределах срока, предоставленного на обращение в суд. Обязанность доказать наличие таких уважительных причин возлагается на лицо, пропустившее процессуальный срок и заявляющее ходатайство о его восстановлении (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Установлено, что административный истец, Багдасаров Т.А., с ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 2440 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации насосной канализационного коллектора №, по адресу: <адрес>.
Права на указанный участок у него возникли на основании договора переуступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Кузгун-таш».
ООО «Кузгун-таш» право аренды возникло на основании договора переуступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МУП «Абзелилспецкомобслуживание».
МУП «Абзелилспецкомобслуживание» являлось арендатором указанного участка по договору аренды земельного участка №зем от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан. Согласно п.1.2 договора администрацией в аренду МУП «Абзелилспецкомобслуживание» был передан земельный участок \с кадастровым номером: №, площадью 2440 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель населенных пунктов для эксплуатации насосной канализационного коллектора №. срок аренды установлен мс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.3.1 договора). Даннывй договор прошел регистрацию в установленном порядке, как и последующие доовора уступки прав требований по нему.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок \с кадастровым номером: №, площадью 2440 кв.м. поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для эксплуатации насосной канализационного коллектора.
В последующем категории и вид разрешенного использования не менялись.
ДД.ММ.ГГГГ Багдасарову Т.А. был выдан градостроительный план земельного участка, в котором указано, что объекты капитального строительства на земельном участке с установленными координатами отсутствуют. Земельнывй участок расположен в территориальной зоне КП-2. согласно п. 2.2 виды разрешенного использования земельного участка территориальной зоны КП-2: коммунальное обслуживание, бытовое обслуживание, объекты гаражного назначения;, обслуживание автотранспорта, связь, склады, ветеринарное обслуживание, строительная промышленность.
ДД.ММ.ГГГГ Истцом направлено заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. К заявлению приложен проект двухэтажного прямоугольного здания «Комплекс бытового обслуживания», с площадью застройки 130 кв.м., в разделе 6 проекта указано на существование здания КНС.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан было отказано в выдаче запрошенного разрешения со ссылкой на ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ в связи с нахождением на земельном участке объекта капитального строительства, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В пункте 2 данной статьи установлено, что пределы осуществления права владения и пользования земельным участком лицами, не являющимися собственниками, определяются законом, а также договором с собственником. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков закреплены в статье 41 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 данного Кодекса. При этом лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который по общему правилу, подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень причин для отказа в выдаче разрешения на строительство, в том числе: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Кодекса; несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из содержания части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается административный истец в своем уведомлении об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, указанная норма Земельного кодекса РФ не содержит.
Соответственно, суд не находит оснований для признания уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № законным, что указывает на обоснованность заявленных административным истцом требований в этой части.
Что касается требования истца об обязании Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав Багдасарова Т.А. путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства «Комплекс бытового обслуживания» по адресу: <адрес> <адрес>, суд оснований для удовлетворения не находит.
Во-первых, истцом не представлено доказательств соответствия планируемого объекта строительства требованиям, установленным градостроительным регламентом, проекта планировки территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка.
Во-вторых, выдача разрешения на строительство находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, а суды дают оценку правомерности принятого им решения по результатам рассмотрения заявления по существу.
Принимая во внимание, что ранее состоявшийся отказы не содержит конкретные основания отказа, предусмотренные п.13 статьи 51 ГрК РФ, суд считает преждевременным удовлетворение второго требования истца.
В силу ч.1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу Багдасарова Т.А. подлежит взысканию сумму государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Багдасарова Т.А. к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании незаконным действия (бездействия) отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан по отказу в выдаче Багдасарову Т.А. разрешения на строительство объекта капитального строительства «Комплекс бытового обслуживания» по адресу: <адрес> согласно уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Багдасарова Т.А. путем повторного рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
О принятом решении сообщить в Абзелиловский районный суд РБ и Багдасарову Т.А. в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в пользу Багдасарова Т.А. сумму государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: Д.К. Янузакова