Дело №а-493/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2018 года г. Ижевск
Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2018 г.
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Фролычевой Е.А.,
при секретаре Мурашовой Е.Л.,
при участии представителя административного истца Сабрековой Т.Н., представителя административного ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики Вахитовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Квитковских Натальи Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики об установлении фактических обязательств Квитковских Н.А. перед бюджетом по уплате страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы, возложение обязанности УПФ РФ отозвать исполнительные документов по взысканию пени по страховым взносам за 2014, 2015 годы, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Квитковских Н.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о признании действия (бездействия) должностных лиц УПФР в городе Ижевске Удмуртской Республики, выразившиеся в отказе Квитковских Н.В. произвести перерасчёт страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы, незаконным, о возложении обязанности УПФР в городе Ижевске Удмуртской Республики произвести перерасчет страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы, которые соответствуют фактическим обязательствам Квитковских Н.В. перед бюджетом.
Требования мотивировала тем, что 08.06.2017, 14.06.2017 административным истцом представлена в налоговый орган «нулевая» отчетность за 2014, 2015, 2016 года, в связи с чем Квитковских Н.В. обратилась 19.07.2017г. с заявлением к административному ответчику о перерасчёте страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы. Административным ответчиком письмом от 16.08.2017 № 829/ВС, полученным Квитковских Н.В. лично 21.08.2017 в УПФР в городе Ижевске Удмуртской Республики, отказано в перерасчете размера фиксированного платежа, со ссылкой на то, что основания для переоформления обязательств по страховым взносам отсутствуют. На данные действия (бездействия) должностных лиц административного ответчика Квитковских Н.В. направлена в вышестоящий орган через сайт ПФР жалоба, однако ответ до настоящего времени не получен. Считает, что действия (бездействия) административного ответчика, выразившиеся в отказе перерасчета фиксированного размера страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы, повлекли нарушение её прав и законных интересов.
В судебное заседание административный истец не явился, направил представителя Сабрекову Т.И. по доверенности.
В судебном заседании представитель Сабрекова Т.И. уточнила административные исковые требования:
Обязать УПФР в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики установить фактические обязательства Квитковских Натальи Владимировны перед бюджетом по уплате страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы.
Обязать УПФР в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики отозвать следующие исполнительные документы по взысканию пени по страховым взносам за 2014, 2015 годы:
– постановление № 019s0416014452 от 02.07.2016 о взыскании пени по страховым взносам в сумме 23 004,17 руб.;
– постановление № 01903590012282 от 14.04.2015 о взыскании пени по страховым взносам в сумме 20 881, 43руб.
Взыскать в УПФР в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Квитковских Натальи Владимировны судебные расходы в сумме 19.300 руб.
Представитель административного ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Ижевске (межрайонное) УР Вахитова Л.А. действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с 01.01.2017 г. Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Ижевске (межрайонное) УР не обладает правом на выставление и направление требований об уплате страховых взносов, пеней и штрафов налогоплательщикам страховых взносов. Административный истец обязанность по уплате страховых взносов за 2014-2016г.г. не исполнила. С 01.01.2017 г. на основании Федеральных законов от 03.07.2016 № 243-ФЗ, № 250-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговому органу. Перерасчет обязательств за 2014 – 2016 в настоящее время произведен в связи с поступившими разъяснениями Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу перерасчёта обязательств, сформированных из расчета 8 МРОТ, а также руководствуясь совместным письмом Минфина России совместно с Минтрудом России от 02.10.2017 г. № 03-15-07/64023. В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, то административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 8 по Удмуртской Республики не явился, направил ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие заинтересованного лица.
Суд определил рассмотреть дело без участия заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, исследовав обстоятельства дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
С 07.11.2013 г. по 16.06.2017 г. Квитковских Н.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
27.01.2015 УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики выставило требование № 01903540005062 за отчетный период 2014 год к Квитковских Н.В. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, т.к. по состоянию на 27.01.2015 года за Квитковских числится задолженность по страховым взносам (недоимкам), пеням, штрафам в сумме 20 881,43 руб., из которой недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 17 328,48 руб., пени в размере 128,66 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 399,05 руб., пени в размере 25,24руб., с указанием уплаты до 17.02.2015 года. При этом разьяснено, что в случае неисполнения в установленный срок настоящего требования к плательщику страховых взносов применяются меры по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, определенные статьями 19, 20, 21 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ.
Согласно Реестру заказной корреспонденции, отправленной УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, требования № 01903540005062 от 27.01.2015г. направлено заказным письмом в адрес Квитковских Н.В.: Удмуртская Республика, ....
В Постановлении от 14.04.2015г. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуальнгого предпринимателя) с Квитковских Н.В. указана сумма, подлежащая взысканию 20 881 руб. 43 коп.
31.03.2016 УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики выставило требование № 019S01160093804 за отчетный период 2015 год к Квитковских Н.В. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, т.к. по состоянию на 31.03.2016 года за Квитковских числится задолженность по страховым взносам (недоимкам), пеням, штрафам в сумме 23004,17 руб., из которой недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 18 610,80 руб., пени в размере 620,98 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 650,58 руб., пени в размере 121,81 руб., с указанием уплаты до 26.04.2016 года. При этом разьяснено, что в случае неисполнения в установленный срок настоящего требования к плательщику страховых взносов применяются меры по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, определенные статьями 19, 20, 21 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ.
Согласно Реестру заказной корреспонденции, отправленной УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, требование от 31.03.2016г. направлено заказным письмом в адрес Квитковских Н.В.: Удмуртская Республика, ....
В Постановлении от 02.07.2016г. № 019 S04160014452 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуальнгого предпринимателя) с Квитковских Н.В. указана сумма, подлежащая взысканию 23 004 руб.17 коп.
27.04.2016 УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики выставило требование № 019S01160112349 за отчетный период 2015 год к Квитковских Н.В. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, т.к. по состоянию на 24.04.2016 года за Квитковских числится задолженность по страховым взносам (недоимкам), пеням, штрафам в сумме 135 687 руб. 49 коп, из которой недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 121299,36 руб., пени в размере 14388,13 руб.
Согласно Реестру заказной корреспонденции, отправленной УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, требование № 019S01160112349 от 24.04.2016 г. направлено заказным письмом в адрес Квитковских Н.В.: Удмуртская Республика, ....
В Постановлении от 19.07.2016г. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуальнгого предпринимателя) с Квитковских Н.В. указана сумма, подлежащая взысканию 135687 руб. 49 коп.
Доказательств по исполнению обязанности по уплате страховых взносов за 2014-2016 г.г. административным истцом суду не представлено. Кроме того, налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2014, 2016 год представлена Квитковских Н.В. 08.06.2017г. Налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2015 год представлена Квитковских Н.В. 15.06.2017г.
С 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды переданы от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам.
Системное толкование ч. 1 ст. 19, ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Федеральный закон № 250-ФЗ), ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определяет, что начиная с 01.01.2017 г. территориальные органы Пенсионного фонда РФ не обладают правом выставления и направления требований об уплате страховых взносов, пеней и штрафов налогоплательщикам страховых взносов,
Согласно ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
При этом порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен положениями ч. 1.1. ст. 14 Федерального закона № 212- ФЗ.
Следует учесть, что нормы Федерального закона № 212-ФЗ не содержат запрета на перерасчет территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах плательщиков, представивших налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством российской Федерации о налогах и сборах сроков, вне зависимости от того, в каком расчетном периоде данная информация поступила.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Минфином России совместно с Минтрудом России издано совместное Письмо от 02.10.2017 № 03-15-07/64023, № 17-0/10/В-7610 (далее Письмо от 02.10.2017г.) с целью урегулирования вопроса перерасчета территориальными органами ПФР неисполненных обязательств индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и т.д. (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в случае представления такими плательщиками сведений о доходах в налоговой отчетности с нарушением срока и передачи налоговыми органами данных в ПФР после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам, исчисленных в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ в размере исходя из 8 МРОТ.
На основании Письма от 02.10.2017г. УПФ РФ (ГУ) в городе Ижевске по УР составлен перерасчет обязательств административного истца по уплате страховых вносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2014, 2015, 2016 годы. Согласно перерасчету, подлежит к уплате страховые взносы:
- за 2014 год страховая часть трудовой пенсии - взнос 17 328,48 руб., пени 128,66 руб., обязательное медицинское страхование взнос – 3399,05 руб., пени 25, 24 руб.
- за 2015 год страховая часть трудовой пенсии - взнос 18610,80 руб., пени 2402,96 руб., обязательное медицинское страхование взнос – 3650,58 руб., пени 471,35 руб.
- за 2016 страховая часть трудовой пенсии - взнос 19 356,48 руб., обязательное медицинское страхование взнос – 3796,85 руб.
Данные о перерасчете обязательств переданы Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики в налоговый орган 01.11.2017г.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иным, публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административное истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При рассмотрении административного дела судом оцениваются доказательства, представленные сторонами, для установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в административном деле, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Судом дана оценка представленных сторонами доказательств в целях выяснения нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца действием (бездействием) Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Ижевске (межрайонное) УР: полномочия органа и должностного лица, вынесшего требование и отказ в корректировке: порядок вынесения указанных решений, основания для их принятия.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
C учетом ст. 218 КАС РФ для признания решений и действий недействительными необходимо одновременное соблюдение следующих условий: их несоответствие закону и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что УПФ РФ (ГУ) в городе Ижевске по УР составлен перерасчет обязательств административного истца в связи с изданием Письма от 02.10.2017г., регламентирующим порядок взаимодействия территориальных органов ПФР и налоговых органов при представлении плательщиками сведений о доходах в налоговой отчетности с нарушением срока после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам, исчисленных в размере исходя из 8 МРОТ, административным ответчиком представлены подтверждающие документы о перерасчете, а так же учитывая, что оспариваемые исполнительные производства возбуждены на основании законных требований от 27.01.2015г., от 31.03.2016 г. об уплате недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов за отчетные периоды 2014,2015 г.г., суд не усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, в защиту которых подано рассматриваемое административное исковое заявление. В связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления Квитковских Натальи Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики об установлении фактических обязательств Квитковских Н.А. перед бюджетом по уплате страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы, возложении обязанности УПФ РФ отозвать исполнительные документов по взысканию пени по страховым взносам за 2014, 2015 годы, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Фролычева Е.А.