УИД № 42RS0040-01-2021-002313-61
Номер производства по делу (материалу) № 2а-1837/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 26 августа 2021 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Анучкиной К.А.,
с участием прокурора Жеребухина С.А.,
с участием помощника судьи Поддубной А.В.,
при секретаре Воропай Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу" об установлении административного надзора в отношении:
Кречетова Сергея Сергеевича, <данные изъяты> ранее судимого,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кречетову С.С. об установлении административного надзора. Требования мотивирует тем, что Кречетов Сергей Сергеевич осужден 26.04.2019 Ленинск-Кузнецким городским судом Кемеровской области по ст. 158 ч.2 п. "Б", 63 ч.1 п. "А", 68 ч.1 ч.2, 62 ч. 5 к 2 годам лишения свободы, на основании ст.69 ч.5 I УК РФ присоединен приговор Киселевского городского суда от 14.11.2018, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок отбытию А 3 года 10 месяцев в исправительной колонии строгого режима. Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 11.02.2018 до 21.08.2018 и с 21.08.2018 по 25.04.2019. Приговор вступил в законную силу 17.05.2019. Начало срока наказания 26.04.2019, конец срока 13.12.2021. Осужденный Кречетов С.С. в ФКУ ИК-22 прибыл 12.06.2020, в период нахождения в карантинном отделении осужденный был ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания в ИК строгого режима, содержится в обычных условиях отбывания наказания. За время отбывания меры уголовного наказания в местах лишения свободы имеет 8 взысканий, поощрений не имеет. 13.04.2020 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, настоящее время характеризуется отрицательно. После освобождения планирует проживать по <адрес> В соответствии с ч.1, ч.3 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы признанным злостным нарушителе установленного порядка отбывания наказания, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления устанавливается административный надзор. Кречетов С.С. является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы признанным злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Согласно ч.1 ст.4 ФЗ N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещений являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дед по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. Исходя из выше изложенного, учитывая личность осужденного, в отношении Кречетова С.С. после освобождения должен быть установлен административный надзор. Просит установить административный надзор в отношении Кречетова С.С. сроком на 3 года. Одновременно установить ему следующие ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 до 6 часов; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или фактического нахождения для регистрации.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что после его признания злостным нарушителем он не совершал нарушений и год уже истек; а также он писал заявлении, что планирует проживать в <адрес>, а не в <адрес>.
Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 № 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.2 Закона РФ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.2 ст.3 Закона РФ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость (ст. 86 УК РФ) за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона РФ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений. Административный надзор устанавливается в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены статьей 4 Закона РФ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Закона РФ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 этого же Федерального закона).
В соответствии с ч.2, ч.8 ст.272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением. При разрешении административного дела об установлении суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Судом установлено, что Кречетов С.С. осужден 26.04.2019 Ленинск-Кузнецким городским судом Кемеровской области по ст. 158 ч.2 п. "Б", 63 ч.1 п. "А", 68 ч.1 ч.2, 62 ч. 5 к 2 годам лишения свободы, на основании ст.69 ч.5 УК РФ присоединен приговор Киселевского городского суда от 14.11.2018, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 10 месяцев в исправительной колонии строгого режима. Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 11.02.2018 до 21.08.2018 и с 21.08.2018 по 25.04.2019. Приговор вступил в законную силу 17.05.2019. Начало срока наказания 26.04.2019, конец срока 13.12.2021 (л.д.9-19).
На основании постановления начальника ИК-4 от 13.04.2020 года (л.д.20) Кречетов С.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона, часть 8 статьи 117 УИК РФ).
Таким образом, доводы ответчика об истечении срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, не имеет значения для решения вопроса об установлении административного надзора.
Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, послужившего основанием для обращения исправительного учреждения с заявлением об установлении административного надзора, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ. Вместе с тем факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.
При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также обстоятельства, не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях.
В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
Кречетов С.С. имеет непогашенную и не снятую судимость по п.Б ч.2 ст. 158 УК РФ (максимальный срок наказания – до 5 лет), которая согласно ч.3 ст.15 УК РФ относится к преступлению средней тяжести.
Таким образом, Кречетов С.С. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления средней тяжести, за которые осужден к лишению свободы при рецидиве преступлений, направлен к месту отбывания наказания, в период отбывания которого признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно п. "в" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Срок погашения судимости Кречетова С.С. составляет 3 года и истекает 13.12.2024 года.
За весь период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы осужденный Кречетов С.С. имеет 8 погашенных дисциплинарных взысканий, поощрений не имеет, исправительным учреждением характеризуется положительно (л.д. 5-6).
При указанных обстоятельствах и с учетом данных о личности осужденного суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении Кречетова С.С. административного надзора.
Согласно положениям п.1 ч.3 ст. 5 Закона РФ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно ч.3 ст.273 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении или о продлении административного надзора должны быть указаны срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы " в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Рассматривая вопрос об установлении ограничений в отношении осужденного Кречетова С.С., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, данные о поведении осужденного за весь период отбывания наказания, его отношение к установленному порядку отбывания наказания, к исполнению обязанностей и к труду, данные о его личности, отношение к содеянному, положительную характеристику, данную исправительным учреждением.
В связи с изложенным, суд считает необходимым удовлетворить административный иск, установив при этом срок административного надзора в 3 года, с установлением следующих административных ограничений: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 23.00 часов до 06.00 часов; являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Суд не находит основания для административных ограничений в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории и запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях по следующим основаниям.
Согласно справки ОАСР УФМС России по Кемеровской области, Кречетов Сергей Сергеевич, 30.12.1989 года зарегистрирован по адресу: г. Прокопьевск, ул. 10й Микрорайон 30-8 по настоящее время.
Согласно п.3 ч.2 ст.4 ФЗ N 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Учитывая, что осужденный имеет постоянную регистрацию в <адрес>, постоянно проживал до осуждения в <адрес>, ответа на запросы о возможности проживания в <адрес> и в <адрес> истцу не поступили, а соответственно оснований для обязательного назначения осужденному административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории у суда не имеется.
Кроме того, с учетом положений части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел, с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, может дополнить ранее установленные административные ограничения.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15, суд не находит оснований для назначения Кречетову С.С. административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области" об установлении административного надзора в отношении Кречетова Сергея Сергеевича, удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Кречетова Сергея Сергеевича сроком на 3 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Кречетова Сергея Сергеевича следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 23.00 часов до 06.00 часов;
- являться 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский районный суд.
Председательствующий