Дело № 33-7667/2022 (2-569/2022)
УИД 59RS0035-01-2022-000189-81
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Бабиновой Н.А., Заривчацкой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рожковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17.08.2022 гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю на решение Соликамского городского суда Пермского края от 18.03.2022, которым постановлено:
«Исковое заявление Антаковой Гульзифы удовлетворить.
Восстановить Антаковой Гульзифе срок для обращения в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего 10.08.2012 года застрахованного лица А1. (страховой номер индивидуального лицевого счета **).».
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антакова Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
В обоснование требований указала, что являлась женой А1., умершего 10.08.2012. При жизни он заявления о распределении средств пенсионных накоплений не подавал, лиц, имеющих право на получение указанных накоплений, не определял. Других правопреемников нет. Полагала, что имеет право на получение пенсионных накоплений умершего супруга, так как является наследником первой очереди. Ею был пропущен установленный законом шестимесячный срок со дня смерти А1., так как она не знала об открытии данного наследства. Просила восстановить срок на получение выплаты накопительной части пенсии умершего, пропущенный по уважительной причине.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит ответчик в апелляционной жалобе, указывая, что судом ошибочно сделан вывод об отсутствии правового регулирования выплаты средств пенсионных накоплений на момент смерти А1., так как до 31.12.2014 действовало постановление Правительства № 741 от 03.11.2007 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета». С 01.01.2015 вступило в действие постановление Правительства РФ от 30.07.2014 № 711 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов». Истец имела возможность ознакомиться с нормативными актами, устанавливающими право подачи заявления на получение пенсионных накоплений и срок, которые опубликованы для всеобщего сведения, поэтому незнание закона и неосведомленность о возможности обращения в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица не является уважительной причиной пропуска установленного законом срока. Истец в подтверждение уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего застрахованного лица какие-либо относимые и допустимые доказательства не представила. Длительное необращение в пенсионный орган за получением средств пенсионных накоплений истец объясняет юридической неграмотностью, однако данное основание свидетельствует лишь о причинах пропуска установленного законом срока, но не об уважительности. Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии умерших застрахованных лиц, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных именно с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. Такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Стороны, третье лицо Антаков А.В. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом. В связи с этим на основании ст. ст. 167 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до корректировки размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. Указанное заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
Частью 6 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» предусмотрено, что в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. При отсутствии указанного заявления средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в части 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» также предусмотрено, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, А1., ** года рождения, с 03.12.1998 был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования, страховой номер индивидуального лицевого счета **.
По сведениям ОПФР по Пермскому краю на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица А1. по состоянию на 11.03.2022 имеются средства пенсионных накоплений в размере 4438,17 руб.
10.08.2012 А1. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти.
При жизни А1. заявлений о распределении средств пенсионных накоплений не подавал, лиц, имеющих право на получение указанных накоплений, не определял.
Правопреемниками А1. первой очереди по закону являются его супруга Антакова Г. и сын Антаков А.В.
Истец Антакова Г. в установленный законом шестимесячный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, получила свидетельства о праве на наследство по закону, Антаков А.В. от принятия наследства отказался в пользу матери.
Таким образом, истец является единственным правопреемником А1. первой очереди по закону и имеет право на получение средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008), восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При этом отмечено, что какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Руководствуясь приведенными выше положениями закона и разъяснениями Верховного Суда РФ, суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела пришел к выводам, что пропуск шестимесячного срока обращения в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица был вызван уважительными причинами, а именно незнанием Антаковой Г. в силу юридической неграмотности о своем праве на получение средств пенсионных накоплений умершего супруга. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации был поставлен в известность о смерти застрахованного лица А1. 16.08.2012; вопрос о наличии у застрахованного лица правопреемников по закону не разрешал; где и с кем был зарегистрирован по месту жительства А1. на момент смерти не выяснял; по месту жительства умершего застрахованного лица или его правопреемников по закону уведомление о наличии у А1. средств пенсионных накоплений не направлял. Антакова Г. не располагала информацией о наличии у ее супруга средств пенсионных накоплений, в силу своей юридической неграмотности не знала о своем праве и о сроках обращения в пенсионный орган с заявлением о получении средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица. Нотариус при оформлении наследственных прав также не разъяснял Антаковой Г. о праве и сроках обращения в пенсионный орган с заявлением о получении средств пенсионных накоплений умершего супруга.
Совокупность указанных обстоятельств и причины, по которым правопреемник первой очереди по закону Антакова Г. в установленный законом шестимесячный срок не обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о получении средств пенсионных накоплений застрахованного умершего супруга, суд нашел уважительными и восстановил истцу пропущенный срок.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апеллянта направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Законодательство не содержит исчерпывающий перечень уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок на обращение с заявлением о получении средств пенсионных накоплений застрахованного умершего лица, поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, полагает, что суд первой инстанции с учетом характера спорных правоотношений, заявленных истцом требований, их обоснования, возражений на исковые требования пенсионного органа, правомерно исходил из юридически значимых обстоятельств, а именно, что пенсионный орган располагал информацией о смерти А1., при этом не принимал мер по уведомлению правопреемников А1. о наличии у застрахованного умершего средств пенсионных накоплений. Антакова Г., ** г.р., на момент смерти супруга А1. являлась пенсионером по старости, какими-либо юридическими познаниями в области пенсионного законодательства не обладала, не имела сведений о наличии у супруга пенсионных накоплений, доказательств обратного в материалах дела не имеется, в связи с чем пропустила установленный законом срок для обращения в пенсионный орган за получением средств пенсионных накоплений умершего супруга. При таких обстоятельствах суд, оценив доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к верным выводам о наличии уважительных причин для восстановления истцу пропущенного срока на обращение с заявлением о получении средств пенсионных накоплений застрахованного умершего супруга.
Довод апеллянта, что юридическая неграмотность не является уважительной причиной для пропуска шестимесячного срока для обращения в пенсионный орган за выплатой средств пенсионных накоплений, несостоятелен, поскольку указанная позиция не соответствует указаниям Верховного Суда РФ, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 18.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи