Дело № 33а-6617/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
26 ноября 2018 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Колосковой С.Е., |
судей |
Ревякина А.В., Глушко А.Р., |
при секретаре |
Крюковой С.И. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Юшкова В.А. на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 августа 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 к Юшкову Владиславу Алексеевичу о взыскании задолженности за несвоевременную оплату по страховым взносам на обязательное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2014 год - удовлетворить.
Взыскать с Юшкова Владислава Алексеевича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 задолженность за несвоевременную оплату по страховым взносам на обязательное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2014 год на общую сумму 2779 рублей 38 копеек:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 68,60 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 228,64 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 482,14 руб.».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, Юшков В.А. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по г. Тюмени (далее по тексту также – ИФСН № 1, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Юшкову В.А. о взыскании, с учетом последующего уточнения требований, задолженности в сумме 4 978,36 руб., в том числе задолженности в размере 2 779, 38 руб., в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 68,60 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 228,64 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 482,14 руб., указывая, что Юшков В.А. состоит на учете Инспекции в качестве плательщика страховых взносов с 01.01.2017 года, обязанность по своевременной уплате страховых взносов за 2014 год не исполнил, в результате чего образовалась задолженность, на которую начислены пени. В связи с неоплатой исчисленных пени Юшкову В.А. были направлены требования №№ 261062, 261063 от 06.06.2017 года, об уплате пени с указанием срока оплаты до 29.06.2017 года. В связи с неоплатой исчисленных пени Инспекция обратилась с заявлением о взыскании с Юшкова В.А. пени к мировому судье судебного участка № 12 Ленинского судебного района г. Тюмени о вынесении судебного приказа, которым 11.12.2017 года был вынесен судебный приказ. Определением мирового судьи судебного участка № 12 Ленинского судебного района г. Тюмени от 02.02.2018 года указанный судебный приказ от 11.12.2017 г. был отменен. До настоящего времени обязанность по оплате задолженности не выполнена.
Представитель административного истца ИФНС № 1, административный ответчик Юшков В.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Юшков В.А., который в апелляционной жалобе просит решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 августа 2018 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что он не получал копии определения судьи от 25.06.2018 года и не извещался о проведении предварительного судебного заседания 09.07.2018 года. В период с 10.07.2018 г. по 22.07.2018 г. находился в отпуске за переделами города Тюмени, в связи с чем не мог получать почтовую корреспонденцию. Утверждает, что из административного искового заявления невозможно установить, на какую задолженность начислены пени – образовавшуюся до 01.01.2013 года или в 2014 году. Полагает, что срок обращения в суд Инспекцией был пропущен, поскольку передача полномочий по взысканию недоимки не может повлиять на срок давности. Отмечет, что мировым судьёй судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Тюмени рассматривалось дело № 2-756/2014/6м по заявлению Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени о взыскании с Юшкова В.А. задолженности по уплате страховых взносов, начисленных до 01.01.2013 года и в 2013 году, в удовлетворении которого Управлению было отказано.
На апелляционную жалобу поступили возражения представителя ИФНС № 1 Жуковой С.А., в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Юшкова В.А. удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы Юшкова В.А. о том, что он не получал копии определения судьи о принятии административного искового заявления к производству суда от 25 июня 2018 года и извещений о подготовке дела к судебному заседанию, назначенной на 09 июля 2018 года на 10 часов 00 минут, на материалах дела не основан, поскольку копия определения судьи о принятии административного искового заявления к производству суда от 25 июня 2018 года и судебная повестка с извещением о подготовке дела к судебному разбирательству, назначенному на 09 июля 2018 года, были направлены Юшкову В.А. надлежащим образом - заказной почтовой корреспонденцией по адресу его проживания. Указанная корреспонденция была возвращена в суд в связи с истечением срока её хранения. При этом доказательств невозможности своевременного получения почтовой корреспонденции Юшковым В.А. в нарушение требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено, вследствие чего у суда первой инстанции имелись предусмотренные Законом основания для рассмотрения заявленных административным истцом требований в отсутствие административного ответчика Юшкова В.А. Также материалами дела подтверждается выполнение судом первой инстанции требований административного процессуального законодательства об извещении Юшкова В.А. о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 11 часов 00 минут 21.08.2018 г.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, медицинского страхования связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, до 01 января 2017 года регулировались Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту также - Федеральный закон № 212-ФЗ).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 01.01.2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из материалов дела следует, что Юшков В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 09.06.2009 г. по 09.01.2013 г.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу требований ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (часть 1). До принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона (часть 3).
Согласно ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ, до принятия решения о взыскании недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов должен направить плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Данное требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Из материалов дела следует, что ИФНС № 1 были направлены Юшкову В.А. требование № 261062 от 06.06.2017 г. об уплате пени в сумме 13556,87 и требование № 261063 от 06.06.2017 г. об уплате пени в сумме 52,26 руб., с указанием срока оплаты до 29.06.2017 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 12 Ленинского судебного района г. Тюмени от 02 февраля 2018 года отменён судебный приказ № 2-54422-2017/1м от 11.12.2017 года, выданный по заявлению ИФНС России по г. Тюмени 3 1 о взыскании с Юшкова В.А. задолженности по страховым взносам на обязательное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 13 603 руб. 13 коп., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 68 руб. 60 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 280 руб. 90 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 года в размере 3 127 руб. 55 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 г. в размере 7 649 руб. 94 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 482 руб. 14 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 272 руб. 18 коп.
Удовлетворяя административный иск ИФНС № 1 суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов не исполнена, в связи с чем задолженность по пени подлежит взысканию.
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (часть 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (часть 3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам (часть 8).
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в ряде определений (определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени подлежат уплате плательщиком страховых взносов в случае возникновения у него недоимки по страховым взносам и могут взыскиваться только в том случае, если органом контроля за уплатой страховых взносов были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы основного обязательства.
В силу пунктов. 2 и 5 ч. 1, ч. 2 ст. 287 КАС РФ по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность по представлению доказательств, подтверждающих размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
Между тем, доказательств того, что органом контроля за уплатой страховых взносов в адрес Юшкова В.А. направлялись требования об уплате недоимки по соответствующим страховым взносам, что за Юшковым В.А. сохраняется обязанность по уплате недоимки по соответствующим страховым взносам, либо такая обязанность им исполнена с пропуском установленных законом сроков материалы дела не содержат и административным истцом суду не представлено.
Из представленных в материалы дела таблицы расчёта пени по страховым взносам (л.д. 11, 30-32) сделать вывод о действительности прав административного истца на взыскание задолженности по основному обязательству не представляется возможным, иных доказательств данных обстоятельств суду не представлено. В то время, как сам по себе факт указания в требовании налогового органа суммы пени (л.д. 9-10) не является безусловным доказательством, свидетельствующим об обоснованности ее начисления.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления ИФНС № 1 у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ИФНС № 1 к Юшкову В.А.
В соответствии со статьями 103, 299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктами 3, 9 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба Юшкова В.А. подлежит оплате государственной пошлиной в сумме 150 рублей, подтверждений оплаты которой, соответствующих требованиям ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо наличия оснований к освобождению от её уплаты в соответствии со ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации суду не представлено, вследствие чего указанная государственная пошлина подлежит взысканию с Юшкова В.А. в государственный бюджет.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 августа 2018 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 к Юшкову Владиславу Алексеевичу о взыскании задолженности по пени, отказать.
Взыскать с Юшкова Владислава Алексеевича государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 150 рублей.
Председательствующий
Судьи коллегии