САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-3556/2020 |
Судья: Воробьева И.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 04 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Козловой Н.И. |
судей |
Барминой Е.А. Селезневой Е.Н. |
при секретаре |
Арройо Ариас Я.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 февраля 2020 года апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 октября 2019 года по делу № 2-2765/2019 по иску Корнилова Виктора Васильевича к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И., объяснения истца Корнилова В.В., представителя ответчика Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Сапегиной Т.Ю. (доверенность от 09.01.2020г. сроком до 31.12.2020г.), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Корнилов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о взыскании с ответчика расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 16 309,92 рублей, ссылаясь на то, что истец не был обеспечен своевременно препаратом <...> по льготному рецепту, в связи с чем был вынужден покупать его за личные средства в период с 29 декабря 2017 года по май 2019 года.
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 октября 2019 года исковые требования Корнилова В.В. частично удовлетворены, с Комитета здравоохранения Правительства Санкт-Петербурга в пользу Корнилова В.В. взыскано 12 227 рублей.
В удовлетворении оставшихся требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на тот факт, что Корнилов В.В. был обеспечен лекарственным средством, а потому взыскание в его пользу расходов на лекарства приведет к неосновательному обогащению.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, полагал решение суда подлежащим отмене.
Истец в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Третьи лица на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.
В силу п. 9 ст. 6.1 и подп. 1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона).
Указанный порядок установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден "Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с последующими изменениями и дополнениями):
- осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Разделом 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070 "О Комитете по здравоохранению" предусмотрено, что комитет для осуществления задач, предусмотренных в разделе 2 настоящего Положения, реализует следующие полномочия и функции: …….
3.7. Организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
3.8. Организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец страдает болезнью <...>, является инвалидом <...>.
Истцу по медицинским показаниям необходимо обеспечение лекарством <...> (аналог - препарат <...>), которое необходимо принимать ежедневно по 1 таблетке три раза в день.
29 ноября 2018 года истцу был выписан льготный рецепт № 4018 4111201682550154 на препарат <...> дозировка 0,001 г 360 ед. (то есть 12 упаковок №30), который истец не смог отоварить, начиная с даты получения указанного рецепта, вследствие чего покупал данный препарат за свой счет.
Факт приобретения истцом лекарственного препарата на коммерческой основе и за свой счет подтверждается предоставленным суду чеками, согласно которым истец приобрел:
- 4 января 2019 года 1 упаковку №30 на сумму 1035 рублей,
- 14 января 2019 года 2 упаковки №30 (всего 60 шт) на сумму 2102 рубля,
- 1 февраля 2019 года 1 упаковку №30 на сумму 1051 рубль,
- 15 февраля 2019 1 упаковку №30 на сумму 1051 рубль,
- 14 марта 2019 года 1 упаковку №30 на сумму 1051 рубль,
- 09 апреля 2019 года 1 упаковку №30 на сумму 1021 рубль,
- 15 апреля 2019 года 2 упаковки №30 (всего 60 шт) на сумму 2102 рубля,
- 14 мая 2019 года 2 упаковки №30 (всего 60 шт) на сумму 2102 рубля,
а всего - на сумму 12 227 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на льготное обеспечение бесплатным препаратом <...>, однако по рецепту от 29.11.2018 не получил такое лекарство, являющееся для него жизненно важным, в связи с чем был вынужден покупать его за личные денежные средства до момента обеспечения – до конца мая 2019 года.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что ответчиком, с учетом его компетенции в вопросе обеспечения населения лекарствами на льготной основе, нарушено право истца на своевременное и полное обеспечение препаратом на льготной основе, в связи с чем счел обоснованными требования истца о взыскании с Комитета здравоохранения расходов на приобретение препарата за личные денежные средства истца.
Определяя объем удовлетворенных требований, суд первой инстанции принял во внимание доказательства приобретения препарата, представленные истцом на сумму 12 227 рублей, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в заявленном размере (16 309,92 рублей) не установил, взыскал с ответчика в пользу истца 12 227 рублей.
Отказывая в удовлетворении иска в части компенсации морального вреда, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств претерпевания физических страданий, связанных с отменной приема лекарства, поскольку такой отмены не произошло, истец продолжал принимать назначенный препарат.
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что истец все же был обеспечен медицинским препаратом на льготной основе по рецепту от 29.11.2018, в связи с чем взыскание в его пользу денежных средств за приобретение самостоятельно <...> приведет к неосновательному обогащению истца.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что в период, когда истец самостоятельно приобретал препарат, в аптеках Санкт-Петербурга препарат <...> имелся в достаточном количестве для обеспечения льготного потребления.
Названные доводы не могут быть положены в основу удовлетворения жалобы, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт несвоевременного обеспечения истца препаратом в льготном порядке, о чем, в том числе, свидетельствует отметка на рецепте об отложенном обеспечении, что означает, что в момент обращения в аптеку истец обеспечен лекарством не был.
Также ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции применен при разрешении дела закон, утративший силу, а именно: «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 г. № 1673; Законом Санкт-Петербурга от 10.10.2005 № 478-73 «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан».
Указанные доводы не могут быть положены в основу удовлетворения жалобы.
Ссылки суда первой инстанции на Положение о Комитете по здравоохранению от 25.12.2007 г. № 1673, утратившее силу, не привело к вынесению ошибочного решения, поскольку его содержание аналогично содержанию действующего Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070 "О Комитете по здравоохранению".
Ссылка на положения Закона Санкт-Петербурга от 10.10.2005 № 478-73 «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан» также не привели к судебной ошибке, поскольку из обжалуемого судебного постановления следует, что в основу решения положены нормы действующего Федерального закона №178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: