Решение по делу № 3а-158/2018 от 25.07.2018

                                      Дело № 3а-158/2018

Решение    

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года      г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Машкиной Н. Ф.,

при секретаре судебного заседания Пенькиной Н. В.,

с участием представителя административного истца К.Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия три года),

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики П.А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),

представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики П.А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В.., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ),

представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике Г.Р.К.., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия три года) и от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.В.С. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

М.В.С. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, просит: установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение Республиканского Совета общества охраны природы, кадастровый , площадью 11 247 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (Литер А), в размере рыночной стоимости <данные изъяты> руб.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание, площадью 1 919,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> тракт, 1 с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером , находящегося в собственности Удмуртской Республики. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., определенную Отчетом Общества с огран6иченной ответственностью «Агентство оценки «КРОМ» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку он имеет исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность или в аренду.

В судебном заседании представитель административного истца К.Т.В. исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений П.А.А. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие у административного истца права обращения в суд.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на отсутствие у административного истца права обращения в суд.

В судебном заседании представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике Г.Р.К. заявленные требования не поддержала, полагала, что филиал является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является органом утвердившим результаты кадастровой стоимости, а также ни органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

В судебное заседание административный истец М.В.С., представитель заинтересованного лица Администрации «Города Ижевска» не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания. В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что М.В.С. является собственником объекта недвижимости – 2-этажное здание, назначение: нежилое, лит. А, общая площадь <данные изъяты> кв. м., кадастровый , расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Размещение Республиканского Совета общества охраны природы, общей площадью 11 247 кв. м.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (Литер А), принадлежит на праве собственности Удмуртской Республике.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики и Закрытым акционерным обществом «Дом природы» заключено соглашение, согласно которому в связи с продажей нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1 919,2 кв. м, расположенного на земельном участке категории земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 1247 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> (литер: А) с разрешенным использованием: размещение Республиканского Совета общества охраны природы, прекращено действие договора аренды от 13 апреля 2016 года № 690аз с 01 февраля 2017 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

При этом при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. При этом наличие у заявителя задолженности по арендной плате не исключает его права на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес> (литер: А), напрямую затрагивают права М.В.С., имеющего исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность или в аренду.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ)).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Абзацем 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости (на сегодняшний день – Единый государственный реестр недвижимости) сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» (далее по тексту - Постановление № 531) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года; удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, акта определения кадастровой стоимости земельного участка, названный выше объект недвижимости является вновь образованным, поставлен на государственный кадастровый учет 02 марта 2016 года, в связи с чем, не являлся объектом оценки при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики.

С учетом требований статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости является 02 марта 2016 года.

При этом кадастровая стоимость объекта недвижности в размере <данные изъяты> руб. была определена согласно Акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 02 марта 2018 года в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 222 от 12 августа 2006 года, согласно которому в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (<данные изъяты> (кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка с кадастровым номером согласно Постановления № 531) : 13 235 кв.м. (площадь преобразуемого земельного участка) = <данные изъяты> руб./кв.м (удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка) х 11 247 кв.м. (площадь образуемого земельного участка с кадастровым номером ) = <данные изъяты> руб.).

Из представленного административным истцом в      обоснование заявленных требований Отчета Общества с ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Кром» -Н/18 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, расположенного по адресу: <адрес> (Литер А) на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.

В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости его рыночной стоимости в размере, установленном отчетом Общества с ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Кром» -Н/18 от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ административный истец не обращался, в Верховный Суд Удмуртской Республики административное исковое заявление поступило 25 июля 2018 года, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 года.

Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Материалами административного дела подтверждено, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим административным исковым заявлением в суд М.В.С. обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

С учетом изложенного и установленного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В силу положений статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Абзацем 3 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01 сентября 2011 года № П/3311, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» создано на основании приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 15 марта 2001 года № 48. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 409-р Учреждение находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества (пункт 12 Устава).

Пунктом 23 Устава предусмотрено, что Учреждение вправе создавать филиалы на территории Российской Федерации, которые осуществляют деятельность от имени учреждения.

Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике включен в перечень филиалов Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (Приложение к Уставу).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

При рассмотрении дела установлено, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:010059:581 является вновь образованным.

Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что Правительство Удмуртской Республики как орган утвердивший результаты определения последней государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Удмуртской Республики, а также удельные показатели кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2015 года (постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики») является надлежащим ответчиком по делу наряду с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, являющимся органом, которым была рассчитана кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости и внесена в Единый государственный реестр недвижимости в рамках реализации предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, делегированных государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

С учетом приведенных выше норм административного процессуального права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суд признает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики ненадлежащими ответчиками по настоящему спору, в связи с чем, требования административного истца к указанным лицам удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление М.В.С. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики об установлении кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение Республиканского Совета общества охраны природы, кадастровый , площадью 11 247 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> (Литер А), в размере рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении административного искового заявления М.В.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики об установлении кадастровой стоимости земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                    Н. Ф. Машкина

    

3а-158/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Михеев В. С.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра по УР"
Правительство Удмуртской республики
Министерство имущественных отношений
Управление Росреестра по УР
Другие
Администрация МО "город Ижевск"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Машкина Наталья Федоровна
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
25.07.2018Регистрация административного искового заявления
26.07.2018Передача материалов судье
26.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2018Судебное заседание
30.08.2018Судебное заседание
06.09.2018Судебное заседание
06.09.2018Судебное заседание
13.09.2018Судебное заседание
18.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее