Решение по делу № 33а-2100/2021 от 04.06.2021

Судья Кузьмина М.А.                                                           дело № 33а-2100/2021

№ 2а-2774/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                        23 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

судей Никодимова А.В. и Протодьяконова В.С.,

при секретаре Слепцовой Е.Д.,

с участием представителя административного истца Иванова А.А.,

представителя административного ответчика Кривогорницына А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя административного истцана решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка.

Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

24 февраля 2021 года Андросова С.Н. обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что является членом СОТ «Чагда-Шестаковка» с 2017 г. на основании решения общего собрания членов товарищества, земельный участок с кадастровым номером № ..., площадью 805 кв.м, расположенный по адресу: г.Якутск, Покровский тракт, 7 км, участок № ..., распределён административному истцу в установленном порядке, он не изъят из оборота, не ограничен в обороте, в его отношении не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Указывая на нарушение своих прав и законных интересов, просила признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 25 ноября 2020 г. об отказе в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка и обязать административного ответчика принять решение о предоставлении ей данного земельного участка, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

19 марта 2021 года обжалуемым решением Якутского городского суда в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Иванов А.А. просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Считает, что суд неправильно применил материальный закон, поскольку Андросова С.Н. не просила предоставить ей земельный участок, который является имуществом общего пользования СОТ «Чагда-Шестаковка», она, со ссылкой на п.2.7 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), испрашивает земельный участок, который был распределён ей как члену Товарищества лично после смерти матери. При этом право члена некоммерческого объединения граждан на приобретение земельного участка не зависит от даты вступления в члены указанного объединения, поэтому не имеет значение то обстоятельство, являлась ли ФИО7 членом СОТ или нет, а истец не обязан предоставлять доказательства, подтверждающее членство в отношении предыдущих и исключённых членов СОТ, суд вышел за предмет искового заявления, поскольку оспариваемый отказ не содержит в качестве основания для отказа нахождение спорного земельного участка вне территории СОТ «Чагда-Шестаковка». Основанием отказа явилось нахождение испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями, однако п.6 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) не исключает возможности строительства объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, но такое строительство реализуется исключительно в случае обеспечения инженерной защиты. При этом не предоставление доказательств об обеспечении инженерной защиты испрашиваемого участка правового значения для рассмотрения данного спора не имеет.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об участии в судебном заседании или отложении рассмотрения дела не заявила.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца Иванов А.А. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика Кривогорницын А.П. просил оставить решение суда без изменения.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, садово-огородническое товарищество (СОТ) «Чагда-Шестаковка» является зарегистрированным юридическим лицом.

Согласно протоколу общего собрания СОТ «Чагда-Шестаковка»» от 14 декабря 2017 г. ФИО7 исключена из членов товарищества в связи со смертью, а её дочь Андросова С.Н. принята в состав членов товарищества вместо выбывшей матери, при этом СОТ «Чагда-Шестаковка» ходатайствует перед ДИЗО мэрии г.Якутска о выделении Андросовой С.Н. в собственность земельного участка № ... по .........., СОТ «Чагда-Шестаковка» и закреплении его за ней.

Из справки от 19 октября 2020 г. за подписью председателя СОТ «Чагда-Шестаковка» ФИО9 следует, что Андросова С.Н. является членом товарищества, паевые и другие членские взносы в отношении земельного участка с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: г.Якутск, Покровский тракт, 7 км, СОТ «Чагда-Шестаковка», участок № ....

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы, кроме того: 2) приём в члены такого объединения и исключение из его членов; 17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; 18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с п.3 ст.14 данного закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории.

В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены п.1 ст.39.14 ЗК РФ.

В соответствии с ч.3 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Пунктом 3 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, предусмотрено, что основанием для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность без торгов члену садоводческого объединения являются следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН; документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации; решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю, утверждённый проект межевания территории либо проект организации и застройки территории некоммерческого объединения (в случае отсутствия утверждённого проекта межевания территории); выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).

В соответствии с п.2.8 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утверждённых проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

Тем самым, выводы суда первой инстанции о недоказанности истцом факта членства в СОТ «Чагда-Шестаковка», необходимости постановки на кадастровый учёт границ территории общего пользования и внесения корректировки в проект межевания территории с.Пригородный, являются необоснованными, так как истцом представлены необходимые документы о членстве в товариществе, а испрашиваемый земельный участок с указанием местоположения границ внесён в Единый государственный реестр недвижимости.

Вместе с тем, согласно ч.5 ст.310 КАС РФ правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным соображениям.

Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами, в том числе путём установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к зонам с особыми условиям использования территорий относятся в том числе зоны затопления, подтопления. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации) (далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).

В силу части 5 статьи 67.1 ВК РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 "О зонах затопления, подтопления" (далее - Положение) предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, изменёнными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Положения). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Положения).

Так, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости от 10 ноября 2020 г. № ... следует, что испрашиваемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером № ..., площадью 805 кв.м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, СОТ «Чагда-Шестаковка», Покровский тракт, 10 км, полностью расположен в границах зоны с реестровым номером № ... от 16.08.2020, вид/наименование: зона затопления на территориях, прилегающих к реке Лена в границе населённого пункта Республики Саха (Якутия), г.Якутск, с.Пригородный, затапливаемых при половодьях и паводках 1% обеспеченности (повторяемость 1 раз в 100 лет), тип: иная зона с особыми условиями использования территории, номер: 1, дата решения 03.08.2020, номер решения: № ..., дата решения: 14.08.2020, дата решения: 22.06.2020, номер решения: № .... Также земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером № ... от 18.01.2017, вид/наименование: зона санитарной охраны водозаборных сооружений г.Якутска, объект «Третий пояс ЗСО», тип: Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Также в указанной выписке в разделе «Особые отметки» указано, что зарегистрированы ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, на основании приказа об установлении зон затопления.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 16 ноября 2020 г. № ... испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № ... расположен в территориальной зоне Ж-2А: зоне для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска, ограничениям по линии градостроительного регулирования соответствует, решение о резервировании под муниципальные или государственные нужды не принято, решение о развитии застроенных территорий не принято, по проектам планировки и межевания территории с.Пригородное относится к объектам индивидуальной жилой застройки. Также обозначена зона экологического ограничения: иная зона с особыми условиями использования территории, проект затопления 1%, зона подтопления.

Как установлено судом испрашиваемый административным истцом земельный участок полностью находится в зоне затопления, которая установлена в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации, и зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости до обращения Андросовой С.Н. в орган местного самоуправления.

В соответствии с п.14.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером № ... полностью расположен в установленной зоне затопления и не может быть использован для ведения садоводства и огородничества, для чего испрашивается, то правовых оснований для предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка у административного ответчика не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу решения, поскольку сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены, не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на их обоснованность и законность либо опровергали выводы суда.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении дела не установлено.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Иванова А.А. без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-2100/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Андросова Светлана Николаевна
Ответчики
ОА г. Якутска
Другие
СОТ Чагда-Шестаковка
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Протодьяконов Владислав Семенович
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
04.06.2021Передача дела судье
23.06.2021Судебное заседание
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2021Передано в экспедицию
23.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее