Дело № 5-206/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 декабря 2018 года пгт. Провидения
Судья Провиденского районного суда Чукотского автономного округа Деркач Н.Н.,
при секретаре Четыревой Л.Ю.,
с участием защитника юридического лица администрации Провиденского городского округа Рекуна Д.В., доверенность № от д.м.г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Провидения (ул. Набережная Дежнёва, д.49) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, пгт. Провидения, ул. Набережная Дежнева, д. 8А, ранее не привлекавшегося к административной ответственности по гл. 20 КоАП РФ,
установил:
Юридическое лицо - администрация Провиденского городского округа Чукотского автономного округа не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно:
- не создала в полном объеме резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- не организовала мероприятия по эвакуации населения Провиденского городского округа в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Своими действиями юридическое лицо – администрация Провиденского городского округа допустило нарушение требований, регламентирующих нормы и правила по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а именно: пп. «а, б, д» п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, п.2 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», тем самым, 19.10.2018, находясь по адресу: Чукотский автономный округ, пгт. Провидения, ул. Набережная Дежнева, д. 8А, своим бездействием совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Государственного казённого учреждения «Управлений гражданской защиты ипротивопожарной службы Чукотского АО» Заикин А.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Каких-либо заявлений, ходатайств о рассмотрении материалов дела с его участием либо об отложении судебного заседания в суд от него не поступало.
В судебное заседание законный представитель юридического лица глава Провиденского городского округа Шестопалов С.А. не явился, о времени и месте рассмотрении дела уведомлено надлежащим образом.
В судебное заседание явился защитник юридического лица администрации Провиденского городского округа Рекун Д.В., который вину юридического лица не признал, пояснил, что согласно расчету потребности денежных средств для создания резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и расчетов потребности денежных средств для создания запасов в целях гражданской обороны на территории Провиденского городского округа, для создания указанных резервов потребуется как минимум <данные изъяты> рублей. В бюджете Провиденского городского округа на 2018 год, утвержденным Решением Совета депутатов Провиденского городского округа спрогнозирован в сумме <данные изъяты> рублей, из них межбюджетных трансфертов получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме <данные изъяты> рублей. Таким образом, местный бюджет более чем на 90 % состоит из средств, получаемых из бюджета Чукотского АО. Средств на создание резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на создание запасов в целях гражданской обороны на территории Провиденского городского округа в бюджете Провиденского городского округа 2018 года не предусматривалось. Таким образом, администрация Провиденского городского округа не имела возможности исполнить требования законодательства, регулирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Законодатель, возложив на органы местного самоуправления обязанность по созданию материальных и финансовых резервов на случай чрезвычайной ситуации, не указал, из каких источников должны поступать средства на эти цели в местные бюджеты. Второе нарушение, указанное в протоколе, вообще не может иметь место, так как п.п. «б» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает обязанность органов местного самоуправления принимать решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организацию их проведения. На территории Провиденского городского округа чрезвычайных ситуаций не происходило, а, следовательно, органы местного самоуправления не должны принимать решение об эвакуационных мероприятиях и организовывать их проведение. Ответственность за неисполнение данной обязанности могла бы возникнуть только в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории Провиденского городского округа, когда органы местного самоуправления не приняли решение об эвакуации и не стали бы организовывать ее. С протоколом глава администрации согласился и поставил свою подпись только потому, что должностное лицо ввело главу в заблуждение, что к ответственности будет привлечен он как должностное лицо, а не юридическое лицо. В связи с тем, что нет доказательств подтверждающих, что администрация Провиденского городского округа умышлено либо по неосторожности не исполнила требования законодательства, за которое предусмотрена ответственность, и не имела возможность их исполнить, защитник юридического лица просил производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав защитника администрации Провиденского городского округа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии № и свидетельству о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения серии № сведения об администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа внесены в ЕГРЮЛ д.м.г. за основным государственным регистрационным номером №.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела учетной карточки организации – администрация Провиденского городского округа Чукотского автономного округа расположена по адресу: 689251, Чукотский автономный округ, пгт. Провидения, улица Набережная Дежнёва, д. 8А.
Как следует из ст. 41 Устава Провиденского городского округа, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации городского округа (http://provadm.ru), администрация Провиденского городского округа Чукотского автономного округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Провиденского городского округа, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Провиденского городского округа федеральными законами и законами Чукотского автономного округа. Администрация является юридическим лицом, имеет свой бланк с изображением герба Провиденского городского округа и печать с изображением герба Провиденского городского округа, действует на основании общих для казенных организаций положений в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, администрация Провиденского городского округа обладает процессуальной дееспособностью, то есть способностью своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа Николаева Л.А. № от д.м.г. проведена плановая выездная проверка по выполнению юридическим лицом - администрацией Провиденского городского округа, расположенной по адресу: 689251, Чукотский АО, пгт. Провидения, ул. Набережная Дежнева, д. 8А, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен Заикин А.Ю. - начальник отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Государственного казенного учреждения «Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа» (л.д. 10-17).
В указанном приказе имеется отметка о его предъявлении главе администрации Провиденского городского округа Шестопалову С.А. 05.09.2018 в 17 час. 00 мин., что подтверждается его подписью. Кроме того, имеется отметка, что для осуществления мероприятий надзорной деятельности определен законный представитель администрации Провиденского городского округа – начальник отдела военно-мобилизационной работы, ГО и ЧС Романенко А.А. (л.д. 17).
В материалах дела имеется копия реестра № от д.м.г. и список внутренних почтовых отправлений № от д.м.г., согласно которым 05.09.2018 в адрес главы администрации Провиденского городского округа направлялось заказным письмом почтовое отправление - приказа № от д.м.г., приказ № от д.м.г., почтовый идентификатор 68900026129676 (л.д. 8-9).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 68900026129676 почтовое отправление адресатом получено 20.09.2018 (л.д. 61).
Согласно ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Как следует из содержания ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Как следует из п. 11 ч. 1 ст. 38 Устава Провиденского городского округа, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации городского округа (http://provadm.ru), глава Провиденского городского округа возглавляет Администрацию Провиденского городского округа, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия, издает правовые акты Администрации.
На основании изложенного прихожу к выводу, что законным представителем администрации Провиденского городского округа является глава Провиденского городского округа.
Согласно решению Совета депутатов Провиденского городского округа (11 сессия 6 созыва) № от д.м.г., Шестопалов С.А. приступил к исполнению обязанностей главы Провиденского городского округа с д.м.г..
На основании изложенного прихожу к выводу, что представитель юридического лица администрации Провиденского городского округа – глава Провиденского городского округа Шестопалов С.А. был заблаговременно надлежащем образом извещен о проведении проверки в отношении юридического лица.
Согласно Акту проверки № от д.м.г. в ходе проведения проверки должностным лицом начальником отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Государственного казенного учреждения «Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа» Заикиным А.Ю. выявлены нарушения, допущенные администрацией Провиденского городского округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- не созданы в полном объеме резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- не разработан паспорт безопасности территории Провиденского городского округа
-не организованы мероприятия по эвакуации населения Провиденского городского округа в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, документация по эвакуации не разработана.
Как следует из Акта проверки № от д.м.г., с копией приказа о проведении проверки был уведомлен глава администрации Провиденского городского округа Шестопалов С.А., он также ознакомлен с актом проверки и ему была вручена его копия, о чем свидетельствует подпись Шестопалова С.А. При проведении проверки присутствовал начальник отдела военно-мобилизационной работы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Провиденского городского округа Романенко А.А. (л.д. 18-21).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом начальником отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Государственного казенного учреждения «Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа Заикиным А.Ю. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 22.10.2018.
Как следует из протокола № об административном правонарушении от 22.10.2018, 19.10.2018 в 09 час.30 мин. в результате осуществления регионального государственного надзора за выполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Провиденского городского округа по месту нахождения по адресу Чукотский АО, пгт. Провидения, ул. Набережная Дежнева, д. 8А, выявлено, что юридическим лицом не выполнены обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В тоже время, в вину администрации Провиденского городского округа вменяются два нарушения: не созданы в полном объеме резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не организованы мероприятия по эвакуации населения Провиденского городского округа в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (л.д. 2-6).
При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал глава Провиденского городского округа Шестопалов С.А., который с протоколом согласился. Нарушений требований ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении не установлено. Протокол составлен, согласно п. 7 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, полномочным должностным лицом.
Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 6 Устава Провиденского городского округа Чукотского автономного округа к вопросам местного значения Провиденского городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в пределах Провиденского городского округа.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
Так, согласно подп. «а, д» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подп «б» п. 2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (далее - Положение).
Как следует из п. 20 Положения, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определён Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту Порядок).
Как следует из п.п. 2 - 5 Порядка, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
Как усматривается из материалов дела, администрацией Провиденского муниципального района в целях создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций издано постановление от 18.06.2008 № 142 об утверждении номенклатуры и объемов резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Провиденском муниципальном районе (л.д. 33-40).
В соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 08.06.2015 № 51-ОЗ «Об объединении поселений, входящих в состав Провиденского муниципального района и организации местного самоуправления на объединённой территории» территории городского поселения Провидения, сельского поселения Янракыннот, сельского поселения Нунлигран, сельского поселения Энмелен объединены без изменения границ общей территории Провиденского муниципального района. В результате объединения поселений прекращаются полномочия органов местного самоуправления, муниципальных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований. Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Провиденского муниципального района, наделено статусом городского округа. Право собственности муниципальных образований городское поселение Провидения, сельское поселение Янракыннот, сельское поселение Нунлигран, сельское поселение Энмелен и Провиденского муниципального района на имущество, а также иные права и обязанности муниципальных образований переходят к муниципальному образованию Провиденский городской округ с 1 января 2016 года.
Таким образом, права и обязанности Провиденского муниципального района перешли к Провиденскому городскому округу.
Согласно приложению № 1 к постановлению администрации Провиденского муниципального района 18.06.2008 № 142 «Номенклатура и объем районного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Провиденском муниципальном районе», предусмотрено формирование следующего имущества: продовольствие; вещевое имущество и предметы первой необходимости; строительные материалы; медикаменты и медицинское имущество; нефтепродукты; средства связи; транспорт.
Кроме того, как следует из материалов дела, для поставки продовольственных товаров и медицинского имущества, медикаментов, распоряжением главы администрации Провиденского городского округа № 334 от 29.12.2017 утвержден перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (л.д. 41-43).
В ходе проверки соответствия деятельности администрации Провиденского городского округа обязательным требованиям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлено, что материальные резервы вещевого имущества и предметы первой необходимости, строительные материалы, нефтепродукты, средства связи, транспорт, предусмотренные номенклатурой материальных ресурсов, администрацией Провиденского городского округа не созданы. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки № от 19.10.2018.
На основании изложенного прихожу к выводу, что издание постановления от 18.06.2008 № 142 об утверждении номенклатуры и объемов резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Провиденском муниципальном районе и утверждение перечня поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них продовольственных товаров и медицинского имущества, медикаментов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не свидетельствует о фактическом наличие резерва материальных ресурсов на момент проверки.
Кроме того, продовольственные товары и медицинское имущество это лишь часть того имущества и предметов первой необходимости, которые должны входить в резерв материальных ресурсов.
Доказательств того, что администрацией Провиденского городского округа создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в суд не представлено. В судебном заседании защитник юридического лица Рекун Д.В. подтвердил, что резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Провиденском городском округе не создан вообще.
Постановлением администрации Провиденского муниципального района от 08.08.2007 № 152, утверждено Положение об эвакуационной комиссии Провиденского муниципального района.
Согласно п. 2.2 данного Положения определена задача эвакуационной комиссии об организации и контроле осуществления мероприятий по эвакуации населения в особый период и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из раздела III указанного Положения, в мирное время комиссия осуществляет следующие функции: разработка плана эвакуации населения и его ежегодное уточнение; разработка совместно с объектами экономики, аварийно-спасательными службами планов всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий по подготовке к размещению эвакуируемого населения; контроль за созданием, комплектованием и подготовкой подчиненных эвакуационных органов; определение мест дислокации сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки на все виды транспорта, а также маршрутов эвакуации пешим ходом; контроль за ходом разработки планов эвакуации на объектах экономики и планов приема и размещения эвакуируемого населения; разработка и учет эвакуационных документов.
В ходе проверки соответствия деятельности администрации Провиденского городского округа обязательным требованиям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлено, что функции, возложенные на эвакуационную комиссию разделом III указанного выше Положения, не выполнены. Мероприятия по эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций заблаговременно не спланированы, документация по эвакуации не разработана. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки № от 19.102018.
Утверждение защитника юридического лица администрации Провиденского городского округа Рекуна Д.В., о том, что за неисполнение эвакуационной комиссией, возложенных на неё функций, администрация Провиденского городского округа ответственности не несёт, несостоятельно по следующим основаниям.
Согласно п.п. «б» п. 2 ст. 11 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение. В целях планирования и проведения эвакуационных мероприятий администрацией Провиденского муниципального района создана эвакуационная комиссия, которая является постоянно действующим органом, осуществляющим руководство планированием и проведением эвакуационных мероприятий, но не является самостоятельным юридическим лицом. Таким образом, ответственность за действия или бездействия комиссии несет орган ее создавший - администрация Провиденского муниципального района.
Несостоятельно и утверждение защитника юридического лица администрации Провиденского городского округа Рекуна Д.В., о том, что нарушение п.п. «б» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ имело бы место в случае, если бы на территории Провиденского городского округа возникла чрезвычайная ситуация, а органы местного самоуправления не приняли решение об эвакуационных мероприятиях и не организовали их проведение, а так как, данная ситуация не имела места быть, то Провиденский городской округ данное требование закона не нарушил.
Согласно п. 6 ст. 4.1 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Функции эвакуационной комиссии, о невыполнении которых указано в протоколе об административном правонарушении, относятся к повседневной деятельности комиссии и направлены на организацию эвакуационных мероприятий при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
Доказательств, того, что администрацией Провиденского городского округа в лице эвакуационной комиссии указанные функции выполнялись, судье не представлено.
Таким образом, факт совершения и вина юридического лица – администрации Провиденского городского округа в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом № об административном правонарушении от 22.10.2018;
- приказом департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского АО № от 03.09.2018 о проведении плановой выездной проверки;
- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от 19.10.2018;
- Уставом Провиденского городского округа;
- свидетельством о внесении записи в ЕГЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002;
- постановлением первого заместителя главы администрации Провиденского муниципального района № от 18.06.2008 «Об утверждении номенклатуры и объёмов резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Провиденском муниципальном районе и приложением к нему;
- распоряжением главы администрации Провиденского городского округа № 334 от 29.12.2017 «Об утверждении Перечня поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Провиденского городского округа, путем проведения запроса котировок» и приложением к нему;
- постановлением первого заместителя главы администрации Провиденского муниципального района № 152 от 08.08.2007 «Об утверждении Положения об эвакуационной комиссии Провиденского муниципального района» и приложениями к нему;
- постановление главы администрации Провиденского муниципального района № 47 от 12.03.2012 «Об утверждении состава эвакуационной комиссии Провиденского муниципального района».
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАПРФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Защитником администрации Провиденского городского округа доказательств того, что у юридического лица – администрации Провиденского городского округа не имелась возможности для соблюдения предусмотренных законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также, что были приняты все зависящие от администрации меры по их соблюдению, в судебном заседании не представлено. Как пояснил в судебном заседании защитник юридического лица Рекун Д.В., на создание резерва материальных ресурсов на территории Провиденского городского округа на случай возникновения чрезвычайной ситуации необходимо около 73 млн. рублей. Указанная сумма в бюджете на 2018 год заложена не была, как и не была заложена в предыдущие годы, в связи с чем резерв материальных ресурсов не создавался. В бюджете нет средств на его создание. Доказательств того, что администрацией Провиденского городского округа предпринимались какие-либо действия для устранения нарушений законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, судье не представлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Провиденского городского округа Чукотского автономного округа не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Оценив все имеющиеся доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, полагаю, что виновность юридического лица – администрации Провиденского городского округа в совершении административного правонарушения доказана полностью и её бездействие квалифицирую по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, то есть – невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, составляет три месяца.
Принимая во внимание, что юридическое лицо в течение длительного времени не исполняло возложенные на него законом обязанности, прихожу к выводу, что указанное правонарушение относится к длящимся, которое было выявлено в день проведения проверки должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, то есть 19.10.2018, соответственно, прихожу к выводу, что срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Санкция ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, за исключением, установленным данной статьей, или может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. В связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании администрацией требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Таким образом, обстоятельств для признания указанных в постановлении бездействий юридического лица малозначительными при рассмотрении дела не установлено.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела не усматривается наличие исключительных обстоятельств, являющихся основанием для принятия ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания. Защитником администрации Провиденского городского округа в судебном заседании также не представлено доказательств в обоснование доводов о необходимости назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Обстоятельством, смягчающим ответственность юридического лица -администрации Провиденского городского округа, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица – администрации Провиденского городского округа, не установлено.
На основании изложенного, с учетом степени вины, характера совершенного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, имущественного положения юридического лица, принимая во внимание принципы справедливости и соразмерности, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Юридическое лицо Администрацию Провиденского городского округа Чукотского автономного округа признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и назначить наказание и виде административного штрафа в размере 100000 (сто) тысяч рублей.
Административный штраф перечислить по следующим реквизитам: Наименование получателя: УФК по Чукотскому автономному округу (ГКУ «Управление ГЗ и ППС ЧАО» л/счет 04882003860),
ИНН получателя: 8709005300,
КПП получателя: 870901001,
ОКТМО 77701000,
БИК 047719001
КБК 90811690020020000140
Счет получателя: 40101810400000010000,
Банк получателя: Отделение Анадырь г. Анадырь.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст.25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток, со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.Н. Деркач