Дело № УИД: 05RS0№-25
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
(в окончательной формулировке)
19 августа 2024 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Яшиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Салиховой А.А.,
с участием представителя истца пом. прокурора <адрес> Мамадова Б.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора <адрес> Мирзоева М.О. в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Реутовой Л. Е. о признании незаконным бездействие ответчика, выразившиеся в необеспечении пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на объекте защиты - здании, помещений и территории – отеля «Макс», расположенном по адресу: <адрес> и понуждении устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Реутовой Л.Е. о признании незаконным бездействие ответчика, выразившиеся в необеспечении пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на объекте защиты - здании, помещений и территории – отеля «Макс», расположенном по адресу: <адрес>; обязать ответчика устранить выявленные нарушения в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Республики Дагестан была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при предоставлении гостиничных услуг, в том числе требований законодательства о пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> и <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, а также специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в 2024 году на объекте защиты - здании, помещений и территории – отеля «Макс», расположенном по адресу: <адрес>, выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора <адрес> Мирзоевым М.О. внесено представление на имя ИП Реутовой Л.Е. об устранении нарушений федерального законодательства. В установленный срок нарушения ответчиком не устранены, в связи с чем истец обратился с настоящими требованиями в суд.
В ходе судебного заседания пом. прокурора <адрес> Мамадов Б.Э. поддержал исковые требования и просил об их удовлетворении, по основаниям, изложенным в иске.
Иные лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, что подтверждается соответствующим уведомлением о вручении в суд не явились, представителей не направили, об уважительных причинах неявки не сообщили, также, как и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 113 ГПК РФ.
Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст.165.1 ГК РФ, ст.113 ГПК РФ, суд находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав доводы участников судебного заседания, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В этом случае прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку в силу закона действует в их интересах.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, прокуратурой <адрес> было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД о проведении проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на объекте защиты – здании, помещений и территории отеля «Макс», расположенном по адресу: <адрес>.
Материалами дела подтверждается, что в помещении отеля «Макс», расположенного по адресу: <адрес>, гостиничные услуги осуществляет индивидуальный предприниматель Реутова Л. Е..
Согласно письму УНД и ПР ГУ МЧС России по РД № ИВ-191-4-7-390 от ДД.ММ.ГГГГ рамках проведения указанной проверки с привлечением специалистов ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД на данном объекте выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- руководитель организации не обеспечивает обслуживающий ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного (п. 6 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (Далее ППР);
- руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (п. 12 ППР);
- руководитель организации не обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 ППР);
- лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР);
- отсутствует декларация пожарной безопасности (п. 64 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого помещения по назначению (п.2 ППР);
- в гостиницах, мотелях, общежитиях и других зданиях, приспособленных для временного пребывания людей, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, не обеспечивают ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности. В номерах и на этажах этих объектов защиты вывешиваются планы эвакуации на случай пожара (п. 84 ППР);
- направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 ППР);
- на объекте защиты отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы (п. 36 ППР);
- отсутствуют поэтажные двери, разделяющие лестничную клетку от коридора (ст. 4, 6 и 89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4. 2. 19 СП 1. 13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы);
- на объекте защиты системы автоматической пожарной сигнализации находится в не исправном состоянии (п. 54 ППР);
- отсутствует второй эвакуационный выход из помещения гостиницы (ст. 4, 6 и 89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4. 2. 19 СП 1. 13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы);
- на объекте защиты не хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (п. 54 ППР);
- при техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения не соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации (договор) (п. 54 ППР);
- системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1. 1, Ф 1. 2, Ф 4. 1, Ф 4. 2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ст. 83, п. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Согласно Акту санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> Рамазановой А.Р. в отеле «Макс», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:
- не выполняются требования законодательства по запрету курения табака на отдельных территориях (п. 5, п.2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"), выражающееся в отсутствии знака о запрете курения на этажах и во всех корпусах (п. 5, п.2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ);
- нет свидетельства о присвоении гостинице определенной категории (0-5 звезд), что является нарушением требований п. 5 Правил предоставления гостиничных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.112020 1853;
- в нарушение требования п. 12 Правил предоставления гостиничных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.112020 1853, гостиничные услуги предоставляются без заключения с потребителями договора в письменной форме;
- не соблюдается требование п. 8, 9 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1853 (далее Правила), в части доведения до сведения потребителя посредством размещения на вывеске, расположенной около входа в гостиницу, или в помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребителей, необходимой информации (наименование гостиницы, адрес места осуществления деятельности и режим работы, сведения о государственной регистрации, сведения о виде гостиницы, категории гостиницы, перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере), сведения о форме и порядке оплаты гостиничных услуг и т.д.);
- хозяйствующим субъектом не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно - противоэпидемических(профилактических) мероприятий, отсутствует договор на лабораторно-производственный контроль с аккредитованной лабораторией и протокола лабораторных исследований, в нарушение п. 2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
- не организовано проведение предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в нарушение ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, пункт 58 СанПиН 3.3686-21, приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 29н; приказ Минтруда России, Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 988н/1420н. У работников отсутствуют личные медицинские книжки с пройденным мед. осмотром и гигиеническим обучением (и аттестацией), в нарушение п.п. 58,62,75,76 СанПиН 3.3686-21;
- отсутствует благоустроенная с твердым покрытием и ограждением контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, в нарушение п.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, не представлены акты выполненных работ о проведении дезинсекции и дератизации контейнерной площадки о вывозе ТКО, в нарушение п.8 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21;
- не проводятся плановые обследования на заселенность объекта членистоногими (силами организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность по договору). Нет актов выполненных работ. Нет договоров на проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, в нарушение п. 88, 98, 108, 110 СанПиН 3.3686-21;
- отсутствует информация о ежедневной обработке ванн, сидений и крышек унитаза, биде, ручек для спуска воды и дверей туалетов в номерах, в нарушение п. 7.13 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
- на объекте не осуществляется хранение рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств в промаркированных емкостях с крышками, в нарушение п. 7.15 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
- не промаркирован уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, с учетом функционального назначения помещений и видов работ, инвентарь для уборки туалетов не имеет сигнальную маркировку и не хранится отдельно от другого инвентаря, в нарушение (пункта 2.11, 7.16 ДД.ММ.ГГГГ-20);
- наматрасники, ковровые изделия в номерах не подвергаются химической очистке и дезинфекции, отсутствует документ, подтверждающий их проведение, в нарушение п. 7.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
- хранение чистого и грязного белья не упорядочено, отсутствуют разные промаркированные контейнеры или закрытые шкафы для чистого белья и закрытые контейнеры для грязного белья, в нарушение п. 7.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора <адрес> Мирзоевым М.О. вынесено представление об устранении указанных нарушений и в течение месяца со дня внесения представления принять меры к их устранению.
В установленный срок выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Факт наличия указанных нарушений на момент проведения проверки, на указанном выше объекте, в ходе рассмотрения дела ответчиком оспорен не был, доказательств свидетельствующих устранение указанных нарушений в материалы дела представлены не были.
Понятия "гостиничные услуги", "гостиница" определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1853 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной положением о классификации гостиниц, утверждаемым в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в случае, если такое требование предусмотрено законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.
В соответствии с п. 12 Правил № руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Закона N 123-ФЗ помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Технического регламента автоматические установки пожаротушения должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Свод правил СП 485.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 485.1311500.2020), утвержден приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 6.7.3.1 СП 485.1311500.2020 в дополнение к требованиям соответствующего раздела указанного нормативного документа по пожарной безопасности при проектировании неметаллических трубопроводов и гибких металлических подводок допускается руководствоваться стандартами организации, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности, при подтверждении положительными результатами огневых испытаний применительно к группе однородных объектов, либо к группе однородной пожарной нагрузки.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ "О пожарной безопасности") пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Обязательные требования пожарной безопасности, как установлено указанной статьей, - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу того, что пожары потенциально представляют собой опасность для причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц, нарушение требований пожарной безопасности неизменно влечет за собой нарушение конституционных прав на жизнь и здоровье, установленных статьями 20 и 41 Конституции РФ, в связи с чем законодатель установил обязательные для физических и юридических лиц требования, обеспечивающие пожарную безопасность.
Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлена обязанность руководителей организаций по соблюдению требований пожарной безопасности, выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, разработке и осуществлению мер пожарной безопасности, а также содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 названного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В силу статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (часть 1). Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" (часть 2).
По общему правилу ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 м2 без постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускается предусматривать эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся через указанные выходы 50 человек и более должна быть не менее 1,2 м. (п. п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (п. 2.3 Санитарных правил - СП ДД.ММ.ГГГГ-01 введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Производственный контроль включает: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (п. 2.4 Санитарных правил - СП ДД.ММ.ГГГГ-01 введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами (п. 2.6 Санитарных правил - СП ДД.ММ.ГГГГ-01 введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу п.1 ст.22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществлять производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (пункт 1).
В соответствии с требованиями п. 2.1 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-Эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СП ДД.ММ.ГГГГ-20), хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 2.1 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-Эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СП ДД.ММ.ГГГГ-20), хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СанПиН 3.3686-21), в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
При эксплуатации производственных, общественных знаний, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 15 СанПиН 3.3686-21).
Исходя из положений п. 2.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, мусор должен собираться в контейнеры, закрывающиеся крышками. Очистка мусоросборников должна проводиться при заполнении 2/3 их объема.
Согласно представленному в материалы дела решению о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ первого заместителя прокурора <адрес> Мирзоева М.О. состояния пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического и миграционного законодательства в отеле «Макс», ИНН 233611129382, о проводимой проверке было известно руководителю ИП Реутовой Л.Е., о чем свидетельствует ее собственноручная подпись на указанном решении.
Ответчиком ИП Реутовой Л.Е. в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств, указывающих на отсутствие выявленных и перечисленных в иске первого заместителя прокурора <адрес> нарушений требований пожарной безопасности и требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, либо об их устранении на момент настоящего судебного разбирательства.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, с учетом того, что факт наличия нарушений на момент проведения прокурорской проверки оспорен не был, доказательств подтверждающих устранение указанных нарушений суду представлено не было, в этой связи исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из того, что устранение выявленных нарушений, имеющих место и в настоящее время, не требует значительных временных затрат, суд считает возможным их устранение в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, как об этом заявлено в иске первого заместителя прокурора, находит данный срок отвечающим критериям разумности, достаточности.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление первого заместителя прокурора <адрес> к Индивидуальному предпринимателю Реутовой Л. Е., удовлетворить.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Реутовой Л. Е., ИНН 233611129382, выразившееся в необеспечении пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на объекте защиты - здании, помещений и территории – отеля «Макс», расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать индивидуального предпринимателя Реутову Л. Е. устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Н.С. Яшина