Решение по делу № 3а-721/2019 от 21.08.2019

Дело № 3а-721/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Новоселовой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2019 года в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аргос» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Аргос» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю), Правительству Пермского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости:

- земельного участка с кадастровым номером **2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, общей площадью 10802 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1643 000 рублей по состоянию на 1января 2013 года;

- земельного участка с кадастровым номером **21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для административного здания, общей площадью 3 800 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3073 000 рублей по состоянию на 1января 2013 года;

- земельного участка с кадастровым номером **347, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности, общей площадью 15 735 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3408 000 рублей по состоянию на 19сентября 2016 года;

- земельного участка с кадастровым номером **34, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности, общей площадью 76 299 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 14 257 000 рублей по состоянию на 12сентября 2016 года.

В обоснование заявленных требований указано, что земельный участок с кадастровым номером **2 находится во временном пользовании истца на основании договора аренды от 1 июля 2016 года, земельные участки с кадастровыми номерами **21, **347, **34 принадлежат истцу на праве собственности. Кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца, влечет увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога и обязательств по арендной плате.

Административный истец ООО «Аргос» о дате, времени и месту судебного заседания извещены надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили.

Административные ответчики Правительство Пермского края, Управление Росреестра по Пермскому краю, ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили, отзывы представлены в письменном виде.

Заинтересованные лица администрация Чернушинского городского поселения, администрация Кунгурского муниципального района извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направили, отзывы представлены в письменном виде.

Исследовав доводы административного искового заявления, письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.

Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее также – комиссия) заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный данной статьёй срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО«Аргос» является собственником земельного участка с кадастровым номером **21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для административного здания, общей площадью 3 800 кв.м., расположенного по адресу: ****; земельного участка с кадастровым номером **347, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, общей площадью 15 735 кв.м., расположенного по адресу: ****; земельного участка с кадастровым номером **34, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности, общей площадью 76 299 кв.м., расположенного по адресу: ****.

Кроме того ООО «Аргос» является арендатором земельного участка с кадастровым номером **2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, общей площадью 10 802 кв.м., расположенного по адресу: ****.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **2 определена в размере 5631514,68 рублей по состоянию на 1 января 2013 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **21 определена в размере 6673 864 рублей по состоянию на 1 января 2013 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **347 определена в размере 5407647,45 рублей по состоянию на 19 сентября 2016 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **34 определена в размере 25126786,68 рублей по состоянию на 12 сентября 2016 года.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

ООО «Аргос», являясь собственником и арендатором земельных участков, вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Государственная кадастровая оценка земель, в том числе стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **2 и **21, арендатором и собственником которых является ООО«Аргос», утвержденная вступившим в силу с 1 января 2014 года постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января 2013 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **347 и **34, собственником которых является ООО«Аргос», определена актами ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю № 30-3428890/1 и № 59-0-1-147/3004/2016-610/1 по состоянию на 19 сентября 2016 года и на 12 сентября 2016 года соответственно.

Административным истцом представлен в суд отчет об оценке №1445-03-2019-М/59 от 13 марта 2019 года об оценке рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков, составленный ООО «Центр экспертизы и оценки «ЦЕРТА»».

В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **347 составляет 3 408 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **0034 составляет 14257000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **0021 составляет 3073 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **0002 составляет 1 643 000 рублей.

Оценщик М., проводившая оценку, включена в реестр членов саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков». Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.

Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

Описание объектов оценки дает однозначное представление о них. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объектов оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке земельных участков оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам (по элементам сравнения местоположение, площадь, дата предложения, разрешенное использование).

К объектам оценки с кадастровыми номерами **347, **0034 в качестве объектов-аналогов использованы данные о сделках, о предложениях купли-продажи на три земельных участка, расположенных в Пермском крае.

К объекту оценки с кадастровым номером **0021, в качестве объектов-аналогов использованы данные о сделках, о предложениях купли-продажи на три земельных участка, расположенных в Пермском крае.

К объекту оценки с кадастровым номером **0002, в качестве объектов-аналогов использованы данные о сделках, о предложениях купли-продажи на четыре земельных участка, расположенных в Пермском крае.

Информация об объектах сравнения получена из каталога базы данных Росреестра и объявлений, размещенных в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.

Согласно отчету об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (по площади, по передаваемому праву, по дате предложения, по местоположению и на торг).

Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.

Доводы, изложенные в представленных административными ответчиками, заинтересованными лицами отзывах, позицию заявителя и представленные им документы не опровергают.

С учетом изложенного, заявленное ООО «Аргос» требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, общей площадью 10 802 кв.м., расположенного по адресу: ****, следует установить равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 1445-03-2019-М/59 от13 марта 2019года в размере 1643 000 рублей по состоянию на 1 января 2013 года;

кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для административного здания, общей площадью 3 800 кв.м., расположенного по адресу: ****, следует установить равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 1445-03-2019-М/59 от 13 марта 2019 года в размере 3073 000 рублей по состоянию на 1 января 2013 года;

кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **347, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, общей площадью 15735 кв.м., расположенного по адресу: ****, следует установить равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 1445-03-2019-М/59 от 13 марта 2019 года в размере 3408000 рублей по состоянию на 19 сентября 2016 года;

кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **34, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности, общей площадью 76299 кв.м., расположенного по адресу: ****, следует установить равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 1445-03-2019-М/59 от 13 марта 2019 года в размере 14257 000 рублей по состоянию на 12 сентября 2016 года.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию либо суд.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения ООО«Аргос» в Комиссию 22 апреля 2019 года с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **2, **21, **347 и **34, в связи с чем датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков является дата обращения в комиссию (22 апреля 2019 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Аргос» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, общей площадью 10 802 кв.м., расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1643 000 рублей по состоянию на 1января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для административного здания, общей площадью 3 800 кв.м., расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3073 000 рублей по состоянию на 1января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **347, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности, общей площадью 15 735 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3408 000 рублей по состоянию на 19сентября 2016 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **34, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности, общей площадью 76 299 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 14 257 000 рублей по состоянию на 12сентября 2016 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 22 апреля 2019 года.

Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья /подпись/

3а-721/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Аргос"
Ответчики
Правительство Пермского края
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Управление Росреестра по Пермскому краю
Другие
Администрация Чернушинского городского поселения
Администрация Кунгурского муниципального района
Чечеткина Марина Викторовна
Суд
Пермский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее