А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Корбута А.О.,
Крапко В.В.,
при секретаре Затонском М.В.,
с участием: прокурора Ислямовой М.В.,
представителя ответчика Соболевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района города Симферополя в интересах Эрстенюка Василия Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности принять архивную справку о заработной плате, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 марта 2023 года,
у с т а н о в и л а:
в январе 2023 года заместитель прокурора Центрального района г. Симферополя Дашковский П.С. в интересах Эрстенюка В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности принять справку о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданную архивным управлением администрации г. Симферополя, с установлением денежной единицы «рубль» за период с января 1991г. по ноябрь 1991г. для определения права на назначение Эрстенюку В.М. страховой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что решением ответчика от 28.07.2022 истцу отказано в назначении страховой пенсии, не учтена архивная справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № №, так как в архивной справке не указано наименование денежной единицы. Однако, использование денежной единицы в определенный период является общеизвестным фактом.
Определением суда от 15.03.2023, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в связи с реорганизацией.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 марта 2023 года на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность принять справку о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданную архивным управлением администрации г. Симферополя, для определения права на назначение Эрстенюку В.М. страховой пенсии по старости, установив, что денежной единицей в указанной справке является «рубль».
В обоснование апелляционной жалобы Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что учесть представленную истцом архивную справку о заработной плате невозможно, поскольку справка выдана в нарушение Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992 № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», в справке не отражены денежные единицы, в которых начислялась заработная плата.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменений.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшей апелляционную жалобу, пояснения прокурора, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с явлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая социальное обеспечение.
С учетом того, что заявитель является пенсионером и в силу своего возраста не может самостоятельно обратиться за судебной защитой своих прав, прокуратура города обратилась с данным исковым заявлением за восстановлением прав Эрстенюка В.М.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Судом установлено, что 07.02.2022 истец обратился с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением от 03.03.2022 № 47371/22 в назначении страховой пенсии по старости Эрстенюку В.М. отказано, поскольку не соблюдены условия для назначения страховой пенсии по старости, а именно, отсутствует необходимый страховой стаж, истец не достиг общеустановленного возраста.
24.03.2022 Эрстенюк В.М. вновь обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 14.04.2022 № 113349/22 в назначении страховой пенсии по старости Эрстенюку В.М. отказано, так как отсутствует необходимый пенсионный коэффициент. Общий стаж определен в 16 лет 7 месяцев 23 дня, ИПК - 15,311 (при необходимом 23,4).
21.04.2022 Эрстенюк В.М. вновь обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости,
Решением от 28.07.2022 № 144942/22 в назначении страховой пенсии по старости Эрстенюку В.М. отказано, так как отсутствует величина необходимого пенсионного коэффициента. Общий стаж определен в 16 лет 7 месяцев 23 дней, ИПК - 15,311.
Из ответа органа пенсионного обеспечения от 18.10.2022, данного по требованию прокуратуры Центрального района г. Симферополя, следует, что Эрстенюку В.М. отказано в назначении пенсии по старости по причине отсутствия величины необходимого индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом, ни из решений от 03.03.2022, от 14.04.2022 и от 28.07.2022, ни из ответа от 18.10.2022, не следует, что при расчете ИПК не приняты данные о заработке, отраженные в справке от ДД.ММ.ГГГГ № №. В судебном заседании представителем ответчика даны пояснения, что архивная справка от 17.03.2022 не принята по причине отсутствия в справке указания на денежную единицу, в которой осуществлялась выплата заработной платы. Суд исходил из пояснений представителя ответчика, которые, в силу положений ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, признаются доказательствами.
В материалы дела представлена архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданная архивным управлением администрации г. Симферополя, в которой указано, что Эрстенюк В.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, работал водителем 2 класса участка услуг Симферопольской станции технического обслуживания автомобилей - 14397 и указана его заработная плата с января 1991 г. по ноябрь 1991 г. Также в справке имеется указание, что вид денежных единиц, в которых начислялась заработная плата, в документах по начислению заработной платы, не указан.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6 - ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии со ст. 12 данного Закона, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав граждан осуществляется из заработной платы за любые 60 месяцев работы подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21.07.2014 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 235-ФЗ, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям. Справки подписываются должностными лицами предприятий, организаций или архивов. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
Приложением № 1 к Указанию Министерства социальной защиты РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У установлено, что до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года введена и действовала переходная денежная единица - купон, с 12 ноября 1992 года по 01.09.1996 года введена национальная валюта - карбованец, с 02.09.1996 года - в гривнах. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Украины от 07 ноября 1992 года № 549/92 «О реформе денежной системы Украины», начиная с 23 часов 12 ноября 1992 года прекращено функционирование рубля в денежном обращении на территории Украины.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Предусмотренных законом оснований не учитывать представленную справку для расчета истцу страховой пенсии по старости у ответчика не имелось, их содержание влияет на размер пенсии истца.
Поскольку Указание Минсоцзащиты РФ от 20.08.1992 № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» не является нормативным документом, и основания возникновения, приобретения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые и накопительные пенсии установлен Федеральными законами от 28.12.2013 № 400-ФЗ и № 424-ФЗ, а перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержденный Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, является исчерпывающим и не может быть подвергнут расширительному толкованию, суд первой инстанции признал необоснованной ссылку ответчика на данное Указание.
Поскольку в иске требований о возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии не заявлено, исходя из положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд не анализировал обстоятельство относительно возможности изменения ИПК при принятии архивной справки от 17.03.2022 при определении права для назначения страховой пенсии.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Эрстенюк В.М. является добросовестным участником гражданских правоотношений, его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от ненадлежащего оформления работодателем документов о заработной плате.
Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточно для принятия справки о заработной плате от 17.03.2022 № Э-12, для определения права на назначение Эрстенюку В.М. страховой пенсии по старости.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 21 июня 2023 года.
Судьи: