УИД 04RS0021-01-2021-003369-14
Мотивированное решение составлено 02.07.2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Марковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1794/2021 по административному исковому заявлению Юдина Ивана Николаевича к Прокуратуре Республики Бурятии, старшему помощнику прокурора Республики Бурятия по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Хандажапову Валерию Балдан-Доржиевичу о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Юдин И.Н. обратился в суд с административным иском к старшему помощнику прокурора Республики Бурятия по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Хандажапову Валерию Балдан-Доржиевичу, в котором просит признать незаконным и отменить решение старшего помощника прокурора РБ по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Хандажапова В.Б.-Д. от ДД.ММ.ГГГГ и обязать рассмотреть его жалобу повторно в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им была подана жалоба Уполномоченному по правам человека в РБ по факту незаконного изъятия у него авторучек со стержнями красного и зеленого цветов. ДД.ММ.ГГГГ его жалоба была направлена Прокурору РБ. ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора РБ по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Хандажаповым В.Б.-Д. было вынесено решение, согласно которому администрация СИЗО-1 законно и обоснованно изъяла у него две авторучки. С данным решением истец не согласен.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Прокуратура РБ, заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ.
В судебном заседании административный истец Юдин И.Н., участвующий путем видеоконференц-связи, исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель административного ответчика Прокуратуры Республики Бурятия на основании доверенности Дмитриева Ю.А. требования истца не признала по доводам письменных возражений на иск, просила в иске истцу отказать.
В судебное заседание административный ответчик старший помощник прокурора РБ по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Хандажапов В.Б.-Д. не явился.
Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ Неверова Н.С., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Юдина И.Н. также не согласилась, представила письменные возражения на иск.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.10 ст. 226 КАС РФ в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Таким образом, основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия), и данными решениями, действиями (бездействиями) были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Прокуратуру Республики Бурятия от Уполномоченного по правам человека в Республике Бурятия поступила жалоба Юдина И.Н. на действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ, изъявших у Юдина И.Н. две авторучки с красными стержнями и одну – с зеленым.
Данное обращение было рассмотрено, ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора Республики Бурятия по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Хандажаповым В.Б.-Д. был дан ответ.
Проверяя соблюдение административным истцом срока для обращения в суд, суд считает, что административным истцом данный срок соблюден, так как по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, а данное исковое заявление было направлено Юдиным И.Н. ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, требования административного истца удовлетворению не подлежат, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 33Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Предусмотренный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1).
Из содержания ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в частности, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ... «О прокуратуре Российской Федерации»).
В силу ст.10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют рассмотрение обращений граждан в порядке, установленном Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ ....
Приняв обращение к разрешению, прокурор обязан объективно и полно проверить приведенные в обращении доводы, в случае если по результатам проверки будут установлены нарушения законности, принять необходимые меры для их устранения, проинформировать о результатах рассмотрения заявителя в установленные сроки.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Исследовав ответ сотрудника Прокуратуры РБ Хандажапова В.Б.-Д. на обращение Юдина И.Н., суд находит его обоснованным, поскольку сотрудник прокуратуры действовал в рамках своих должностных полномочий, по результатам рассмотрения обращения административному истцу дан полный, мотивированный ответ по существу его обращения, разъяснен порядок обжалования принятого прокурором решения.
Ответ подписан уполномоченным лицом, дан Юдину И.Н. в установленный законом 30-дневный срок с момента получения письменного обращения.
Следовательно, в данной части права административного истца не нарушены.
Что касается неправомерности ответа, то суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
На основании ч. 3 ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон №103-ФЗ), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Указанное означает, что на осужденных, переведенных в следственный изолятор, действие Федерального закона №103-ФЗ распространяется в части порядка их содержания, а условия содержания должны соответствовать условиям, которые они имели при отбывании наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Как видно из материалов дела, Юдин И.Н. осужден ДД.ММ.ГГГГ Верховным судом Республики Бурятия по части 1 статьи 158, пункту «ж» части 2 статьи 105, части 1 статьи 53, части 2 статьи 167, части 3 статьи 69, пункту «в» части 7 статьи 79, статьи 70 УК РФ к 13 годам 3 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год. Апелляционным определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ приговор изменен: осуждение по части 1 статьи 158 УК РФ отменено, исключено применение по пункту «в» части 7 статьи 79 УК РФ и назначение наказания по совокупности приговоров по статье 70 УК РФ, осужден по пункту «ж» части 2 статьи 105, части 2 статьи 167, части 3 статьи 69УК РФ к 12 годам 10 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год. ДД.ММ.ГГГГ осужден Гусиноозерским городским судом Республики Бурятия по части 1 статьи 166, части 5 статьи 69 УК РФ к 13 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год.
В период с ДД.ММ.ГГГГ истец Юдин И.Н. находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ по постановлению Кяхтинского МСО СУ России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ст.77.1 УИК РФ в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.303 УК РФ. С ДД.ММ.ГГГГ находится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ по постановлению Кяхтинского районного суда РБ для рассмотрения уголовного дела.
Таким образом, Юдин И.Н. является осужденным к лишению свободы и положения Федерального закона №103-ФЗ на него распространяются в части порядка содержания в следственном изоляторе. А условия его содержания должны были определяться условиями содержания в исправительном учреждении, определенном судом.
В частности, условия отбывания наказания в исправительных учреждениях установлены гл. 13 УИК РФ.
Так, в соответствии с ч.1 ст.87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.
Согласно ст.123 УИК РФ осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч восьмисот рублей;
б) иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года;
в) получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере девяти тысяч рублей;
б) иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года;
в) получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч двухсот рублей;
б) иметь два краткосрочных свидания и два длительных свидания в течение года;
в) получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года;
г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до трех часов.
Учитывая изложенное, возможность хранить авторучки со стержнями зеленого и красного цветов относится не к условиям содержания, а к порядку содержания.
Согласно ст.16 Федерального закона №103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;
8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;
9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;
11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;
12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;
13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;
16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;
17) личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
В соответствии с п.23 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ ..., подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, подвергаются полному личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи - досмотру.
На основании п.24 данных Правил к запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение ...).
Согласно Перечню предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету: шариковую или гелевую авторучку, стержни к ней (черного, фиолетового, синего цвета), простой карандаш.
Как усматривается из материалов дела, у Юдина И.Н были изъяты 3 авторучки со стержнями красного и зеленого цветов.
Установив в порядке частей 1 - 3 статьи 77.1 УИК РФ, что истец являлся осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, был переведен в следственный изолятор, поэтому положения Федерального закона № 103-ФЗ на него распространялись в части порядка содержания в следственном изоляторе, при этом условия его содержания должны были определяться условиями содержания в исправительном учреждении, определенном судом, старший помощник прокурора республики по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Хандажапов В.Б.-Д. пришел к правильному выводу о том, что изъятие у Юдина И.Н. авторучек со стержнями зеленого и красного цветов было произведено сотрудниками СИЗО законно и обоснованно.
Довод Юдина И.Н. о том, что на него распространяются положения Приказа МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... судом обсужден.
Однако, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ..., регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений. В данном же случае Юдин И.Н. находится в Следственном изоляторе.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответ по существу обращения принят уполномоченным лицом, в рамках, предоставленных действующим законодательством, соответствует закону «О прокуратуре Российской Федерации», не нарушает права и законные интересы административного истца, у суда не имеется оснований для удовлетворения поданного заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявленных требований Юдина Ивана Николаевича к Прокуратуре Республики Бурятии, старшему помощнику прокурора Республики Бурятия по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Хандажапову Валерию Балдан-Доржиевичу о признании решения незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца в Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Е.А. Богомазова