Дело № 12-268/2017
Судья Малыгин Е.А.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
10 октября 2017 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Власова Е.В. на постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи», Учреждение),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 августа 2017 года БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник Власов Е.В. подал жалобу Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об изменении постановления путем исключения из него выводов о причинной связи выявленных нарушений со смертью пациента ФИО1 и уменьшения размера административного штрафа.
Изучив материалы дела, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Власова Е.В., поддержавшего доводы жалобы, мнение ведущего специалиста – эксперта отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской <адрес> Ф.В. об оставлении постановления судьи без изменения и аналогичное мнение ФИО2, материалы проверки заявления которой послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская организация обязана осуществлять медицинскую деятельность при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к указанному виду деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утвержден исчерпывающий перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.
Согласно подпункту «а» пункта 5 лицензионных требований, лицензиат при осуществлении медицинской деятельности обязан соблюдать порядки оказания медицинской помощи.
Пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291 невыполнение лицензиатом указанных требований при осуществлении медицинской деятельности, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", отнесено к грубым нарушением лицензионных требований.
К указанным последствиям вышеуказанным Федеральным законом отнесены:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Как следует из фактических обстоятельств дела, по результатам внеплановой документарной проверки территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике по состоянию на 16 часов 00 минут 12 июли 2017 года обнаружено осуществление медицинской деятельности БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии по адресу: 428017, Чувашская Республика, город Чебоксары, проспект Московский, дом 47, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности от 03.10.2016 №ЛО-21-01-001554, выданной Министерством здравоохранения Чувашской Республики, с грубыми нарушениями лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, выраженное в следующем :
1. В нарушение пунктов 24, 27 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928и (далее - Порядок) не обеспечена госпитализация пребывание пациента с диагнозом «Острое нарушение мозгового кровообращения» в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острым нарушением мозгового кровообращения БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии не менее 24 часов в остром периоде.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с установленным при поступлении диагнозом: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ госпитализирован в общую палату неврологического отделения для больных с <данные изъяты> БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии, что нарушило право ФИО1 на поддержание и (или) искусственное замещение обратимо нарушенных функций жизненно важных органов и систем при состояниях, угрожающих жизни пациента.
2. В нарушение пункта 28 Порядка ФИО1 с <данные изъяты> в течении 3 часов с момента поступления не проведено <данные изъяты>
ФИО1, был госпитализирован в БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии ДД.ММ.ГГГГ, с диагнозом: <данные изъяты>», где в последующем ДД.ММ.ГГГГ скончался.
Вместе с тем, предусмотренные Порядком обязательные диагностические исследования: дуплексное сканирование экстракраниальных отделов брахиоиефалышх сосудов, дуплексное сканирование транскраниальное (УЗДГ БЦС) пациенту не были проведены.
Указанное поспособствовало тому, что у ФИО1 с клиникой <данные изъяты> от 28.04.2017 (Заключение: <данные изъяты>), не была получена информация о состоянии <данные изъяты> что повлияло на выбор дальнейшей тактики ведения пациента: ему не была проведена консультация врача-нейрохирурга.
В последующем, по результатам патологоанатомического вскрытия у пациента выявлен <данные изъяты> что не было выявлено у ФИО1 при жизни.
3. В нарушение пункта 26 Порядка ФИО1 <данные изъяты> в первые 24 часа от начала развития заболевания не проведена консультация врача-нейрохирурга по итогам которой не созван консилиумом врачей БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии с целью принятия решения о дальнейшей тактике лечения пациента.
Так, ФИО1 врачом-неврологом неврологического отделения для больных с <данные изъяты> БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии 28.04.2017 установлен диагноз: <данные изъяты>. Вместе с тем, консультация врача-нейрохирурга, а также консилиум врачей БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии с целью принятия дальнейшей тактики лечения ФИО1 проведены не были.
Факт совершения Учреждением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.20 Кодекса, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 июля 2017 года, актом проверки Учреждения от 12 июля 2017 года и иными доказательствами, которые получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса.
Действия Учреждения правильно квалифицированы по части 3 статьи 19.20 Кодекса. Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Учитывая, что Учреждением допущены грубые нарушения лицензионных требований, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, то есть предусмотренные частью 11 предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и по делу отсутствуют исключительные обстоятельства, выводы судьи районного суда в мотивировочной части постановления о невозможности применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ путем назначения наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, являются правильными.
Доводы жалобы на указание в резолютивной части постановления судьи о назначении наказания с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не являются основанием для снижения размера административного штрафа вышестоящим судом, поскольку Учреждению назначено минимальное наказание в пределах санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, то есть часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ фактически применена на была.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого решения, судьей районного суда при производстве по делу не допущено.
Между тем с выводами судьи о том, что нарушение Учреждением Правил оказания медицинской помощи больным с <данные изъяты> привело к смерти пациента ФИО1, указанными в мотивировочной части постновления, согласиться нельзя, поскольку они являются преждевременными и не основаны на реальных доказательствах - в представленных материалах отсутствует соответствующие заключение судебно-медицинской экспертизы либо иные доказательства, однозначно устанавливающие наличие причинно – следственной связи между допущенными нарушениями и смертью ФИО1, при этом предметом проверки, проведенной в отношении Учреждения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике, установление причины смерти ФИО1 не являлось.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики уточнить путем исключения выводов суда о том, что нарушение Учреждением Правил оказания медицинской помощи больным <данные изъяты> привели к смерти пациента ФИО1
В остальной части постановление судьи оставить без изменения, жалобу защитника Власова Е.В. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев