Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-5380/2021 от 30.06.2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                               № 16-5380/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 августа 2021 года                                            город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции                     Шкуров С.И., рассмотрев жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриева Алексея Николаевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 8 апреля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриева Алексея Николаевича,

    установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 8 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2021 года, директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриев А.Н. (далее – директор ФГБУ Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриев А.Н.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ФГБУ Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриев А.Н. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в период с 05 марта 2020 года по                  11 марта 2020 года проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказчиками, расположенными на поднадзорной территории, сведений в единой информационной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в деятельности ФГБУ «Управление «Чувашмелиовдхоз», в ходе которой при проведении мониторинга интернет-сайта: https/zakupki.gov.ru установлено нарушение ФГБУ «Управление «Чувашмелиовдхоз» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

По факту выявленных нарушений прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в адрес руководителя юридического лица 11 марта 2020 года года вынесено представление, согласно которому предписано: безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики; принять меры к устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства; о дате и времени рассмотрения представления заблаговременно проинформировать прокуратуру района для обеспечения участия представителя, о результатах рассмотрения представления уведомить прокуратуру Ленинского района               г. Чебоксары Чувашской Республики в месячный срок.

9 апреля 2020 года прокуратура Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики была уведомлена по электронной почте директором учреждения Дмитриевым А.Н. о дате рассмотрении 10 апреля 2020 года в           9 часов 30 минут вышеуказанного представления (л.д.31,32).

10 апреля 2020 года, рассмотрев внесенное представление об устранении нарушений законодательства от 11 марта 2020 года., директор учреждения Дмитриев А.Н. подготовил и направил ответ в адрес прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики.

Не согласившись с данным ответом, заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики 30 апреля 2020 года вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директор ФГБУ «Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриева А.Н. по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с последующим привлечения к административной ответственности.

Однако с такими выводами согласиться нельзя.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении конкретно указанных в представлении прокурора требований вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 21 Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Частью 1 статьи 6 Закона о прокуратуре предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных, в том числе, в статье 22 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу части 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор в случае установления факта нарушения закона, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, вносит представление об устранении нарушений закона. При этом прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов (части 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).

Согласно статье 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По смыслу приведенных правовых норм, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года № 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, фактически представление было рассмотрено в месячный срок руководителем юридического лица, прокуратура Ленинского района г. Чебаксары Чувашской Республики была уведомлена о дате и времени рассмотрения представления, что подтверждается отчетом с электронной почты(см. л.д.31) и не отрицается заместителем прокурора Ленинского района г. Чебаксары Чувашской Республики в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 апреля 2020 года в отношении должностного лица – директора ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» Дмитриева А.Н. (л.д.3-10). По результатам рассмотрения организацией в установленный срок был направлен в прокуратуру письменный ответ о результатах рассмотрения представления. Ответ подписан директором ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» Дмитриевым А.Н. и обстоятельно мотивирован (л.д.45-50).

К ответу от 10 апреля 2020 года приложены обосновывающие документы: копии информации об исполнении (расторжении) агентских договоров, договоров энегоснабжения, иные материалы.

Данный ответ получен прокурором 14 апреля 2020 года (л.д. 45).

Таким образом, ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз», получив представление прокурора, выполнило требования статей 7 и 24 Закона о прокуратуре.

То обстоятельство, что прокурор не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе фактов, не может служить основанием для привлечения должностного лица ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» к административной ответственности за неисполнение требований прокурора.

Из дела следует, что возник спор о применении и понимании норм права. Прокурор, усмотрев в действиях юридического лица нарушения, внес представление, а руководитель организации, не согласившись по существу с применением норм права, дал мотивированный ответ.

Наличие выявленных прокурором нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказчиками, сведений в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в данном случае является обстоятельством, которое подлежит доказыванию и установлению в ином порядке.

Факт умышленного невыполнения должностным лицом ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, не находит своего объективного подтверждения, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с этим оснований полагать о наличии в действиях директора ФГБУ Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриева А.Н. состава вмененного ему административного правонарушения, не имеется.

Кроме того, представление прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в числе прочих содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Между тем данное требование не соответствует вышеприведенным положениям Закона о прокуратуре.

Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора от 11 марта 2020 года императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, невыполнение указанного требования представления прокурора также необоснованно вменено должностному лицу при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 57-АД19-40.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от           8 апреля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ФГБУ Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриева А.Н., подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного лица подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях директора ФГБУ Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриева А.Н. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриева Алексея Николаевича удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 8 апреля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Чувашмелиовдхоз» Дмитриева Алексея Николаевича, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                                                С.И. Шкуров

16-5380/2021

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Ответчики
ДМИТРИЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст.17.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее