Решение по делу № 2-617/2024 (2-3415/2023;) от 21.11.2023

Дело № 2-617/2024 (2-3415/2023)

54RS0009-01-2023-004289-67

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2024 г.                                                                          г. Новосибирск

Советский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Бабушкиной Е.А.,

при секретаре Бердыбаеве Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мичинской Оксаны Владимировны к ООО «Краномонтаж» ИНН о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Мичинская О.В. обратилась в суд с иском к ООО «Краномонтаж», котором просила признать недействительными результаты специальной оценки условий труда, проведенной ООО «Краномонтаж» 25 декабря 2018 года.

В обоснование иска указано, что истец обратилась в ОСФР по НСО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 03.03.2023 Мичинской О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не включен период работы истца в ООО «Краномонтаж» с 02.02.2010 по 16.12.2019 в качестве машиниста башенного крана, так как отсутствует постоянная занятость на работах, при выполнении которых кран используется, как погрузочно-разгрузочная машина в течение полного рабочего дня, начисление и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за период работы Мичинской О.В. с 01.01.2013 года не производилась.

При этом, как отмечается в иске, истец работала в спорный период полный рабочий день на башенном кране, выполняла погрузочно-разгрузочные работы.

Специальный стаж Мичинской О.В. составил 09 лет 02 мес. 17 дней.

Согласно карты специальной оценки условий труда от 25.12.2018, предоставленной ООО «Краномонтаж», указано, что итоговый класс 3.1, право на досрочное пенсионное обеспечение отсутствует.

Истец считает, что аттестация рабочего места проведена с нарушением действующего законодательства, допущены существенные нарушения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Согласно карты от 25.12.2018 экспертом организации, проводившей специальную оценку условий труда, указана А.Ю., № в реестре экспертов , однако в общедоступном реестре организаций и экспертов такая фамилия отсутствует.

В нарушение п.4 Инструкции по заполнению формы Отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, в перечне рабочих мест, на которых проводилась оценка СОУТ, не указана информация об имеющихся источниках вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в соответствии с которыми проводились испытания (измерения) на рабочих местах.

Кроме того, ответчиком неправомерно снижен класс (подкласс) условий труда, не указано право на досрочное пенсионное обеспечение. Измерения проведены не всех вредных и (или) опасных факторов (либо вообще не проведены), что не дает гарантии того, что на момент проведения специальной оценки условий труда по указанным факторам был вредный или опасный, что является необходимым требованием для установления права на досрочное назначение страховой пенсии.

Истец считает результаты специальной оценки условий труда недействительными.

При этом истец отмечает, что в спорный период она работала в качестве машиниста крана полный рабочий день, постоянно была занята на работах, при выполнении которых кран используется как погрузочно-разгрузочная машина в течение полного рабочего дня, то есть выполняла работу, которая дает право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, работодателем не была произведена оплата дополнительного тарифа, не проставлен код льготы в индивидуальных сведениях.

Мичинская О.В. была ознакомлена с картой специальной оценки условий труда от 25 декабря 2018 года – 09 января 2019 года, однако не обладая специальными познаниями в вопросах трудового, пенсионного законодательства и Федерального закона «О специальной оценке условий труда», не могла понимать правовые последствия, указанные в карте сведений. Таким образом, о нарушении ее права ей стало известно только в октябре 2023 года, после предоставления ей документов, полученных от ООО «Краномонтаж», представителем М.Н. и разъяснении последствий, сведений, внесенных в карту специальной оценки условий труда от 25 декабря 2018 года.

Участники процесса в судебное заседание не явились, извещались судебными повестками.

Руководствуясь положениями ст.ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие истца и ответчика в порядке заочного производства.

Проверив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. ст. 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (действовал в период спорных отношений), согласно которому аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Согласно карте от 25.12.2018 экспертом организации, проводившей специальную оценку условий труда, указана А.Ю., № в реестре экспертов . По доводам истца, в общедоступном реестре организаций и экспертов такая фамилия отсутствует.

Согласно положениям статьи 21 Федерального закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - реестр организаций), и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - реестр экспертов).

В реестр организаций вносятся следующие сведения: 1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии); 2) идентификационный номер налогоплательщика; 3) основной государственный регистрационный номер; 4) регистрационный номер записи в реестре организаций; 5) дата внесения сведений об организации в реестр организаций; 6) дата принятия решения о приостановлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения; 7) дата принятия решения о возобновлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения; 8) дата принятия решения о прекращении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения.

В реестр экспертов вносятся следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта; 2) уникальный номер записи об аттестации в реестре экспертов, дата ее внесения, дата окончания срока действия аттестации; 3) область или области деятельности, в рамках которых эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда; 4) дата аннулирования аттестации.

Вышеуказанные сведения подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Кроме того, в ст. 19 Федерального закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливаются определенные требования к организации, проводящей специальную оценку:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Организация, проводящая специальную оценку, должна быть внесена в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст. 21 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, эксперты организации, проводящей специальную оценку условий труда, должны отвечать требованиям, установленным статьей 20 Закона № 426-ФЗ, а именно:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

К трудовой деятельности в качестве эксперта допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта.

По доводам истца, проведенная оценка вышеуказанным требованиям не соответствует.

Также истцом в качестве несоответствий указано на неясность в проведенном исследовании, на каком рабочем месте машиниста башенного крана была проведена специальная оценка условий труда, так как ООО «Краномонтаж» занимается тем, что сдает в аренду башенные краны с крановщиками, следовательно, место работы и выполнение работ Мичинской О.В. было на строительных объектах ООО «Вира-Строй» - ЖК «Лето» 2016 г., ЖК «Матрешкин двор» с 2010 г. по 2016 г., 2018 г., ЖК «Аэропорт» 2019 г.

Истцом также отмечается, что при проведении специальной оценки условий труда (аттестация рабочих мест) ответчиком допущены нарушения действующего законодательства, а именно: специальная оценка условий труда на рабочих местах не соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ. Допущенные в ходе проведения специальной оценки условий труда нарушения не позволяют дать объективную оценку условий труда ввиду выявленных в процессе проведения экспертизы нарушений и несоответствий.

В нарушение п.4 Инструкции по заполнению формы Отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ, в перечне рабочих мест, на которых проводилась оценка СОУТ, не указана информация об имеющихся источниках вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в соответствии с которыми проводились испытания (измерения) на рабочих местах.

Кроме того, как указывает истец и не опровергнуто ответчиком, ответчиком неправомерно снижен класс (подкласс) условий труда, не указано право на досрочное пенсионное обеспечение. Измерения проведены не всех вредных и (или) опасных факторов (либо вообще не проведены), что не дает гарантии того, что на момент проведения специальной оценки условий труда по указанным факторам был вредный или опасный, что является необходимым требованием для установления права на досрочное назначение страховой пенсии.

Судебным разбирательством установлено, что истец обратилась в ОСФР по НСО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 03.03.2023 Мичинской О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не включен период работы истца в ООО «Краномонтаж» с 02.02.2010 по 16.12.2019 в качестве машиниста башенного крана, так как отсутствует постоянная занятость на работах, при выполнении которых кран используется как погрузочно-разгрузочная машина в течение полного рабочего дня, начисление и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за период работы Мичинской О.В. с 01.01.2013 года не производилась.

При этом, по доводам истца, она работала в спорный период полный рабочий день на башенном кране, выполняла погрузочно-разгрузочные работы.

Согласно карте специальной оценки условий труда от 25.12.2018 ООО «Краномонтаж», установлен итоговый класс 3.1, право на досрочное пенсионное обеспечение отсутствует.

По доводам истца, не опровергнутых ответчиком, при составлении карты специальной оценки условий труда от 25.12.2018 допущены нарушения, при наличии которых карта является незаконной.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Поскольку ответчиком не представлено каких-либо доказательств, оспаривающих факт проведения специальной оценки труда, не опровергнуты доводы истца о допущенных при ее составлении нарушений, не представлены документы, на основании которых проводилась такая оценка, суд полагает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235, 237, 242 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мичинской Оксаны Владимировны о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда - удовлетворить.

Признать недействительными результаты специальной оценки условий труда, проведенной ООО «Краномонтаж» 25.12.2018 (карта ).

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда подлежит отмене, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                Е.А. Бабушкина

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2024.

2-617/2024 (2-3415/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Мичинская Оксана Владимировна
Ответчики
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КРАНОМОНТАЖ"
Суд
Советский районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
sovetsky.nsk.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2023Передача материалов судье
22.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.01.2024Предварительное судебное заседание
09.02.2024Предварительное судебное заседание
19.03.2024Предварительное судебное заседание
27.03.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
03.07.2024Дело оформлено
03.07.2024Дело передано в архив
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее