РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 апреля 2015 года Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Брюхова В.И.,
при секретаре Донченко Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Терентьева В.А., Терентьевой Г.К., Терентьева А.Е. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, 3-му лицу Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, 3-му лицу Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, ссылаясь на то, что по ордеру № к от ДД.ММ.ГГГГ и по договору социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда от 1999 г. истцам была предоставлена двухкомнатная квартира, площадью 29 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. В процессе подготовки документов для приватизации квартиры выяснилось, что в квартире имеется перепланировка, выполненная предыдущим жильцом. Перепланировка соответствует требованиям пожарной безопасности, соответствует государственным санитарным нормам и правилам. Реализовать свое право на приватизацию квартиры могут только в судебном порядке, поскольку первоначально в результате проведенной перепланировки однокомнатная квартира была объединена с помещением общего пользования, в результате чего образована вторая комната и коридор. С измененными в процессе перепланировки техническими характеристиками квартира была учтена в жилищном фонде, после чего, предоставлена истцам по ордеру в порядке обмена и по договору социального найма, как двухкомнатная квартира. Такими образом, увеличение площади квартиры за счет мест общего пользования и образование двухкомнатной квартиры общей площадью 48,9 кв.м., жилой – 28,40 кв.м. было произведено до передачи истцам квартиры и с согласия исполнительного органа, являвшегося на момент проведения перепланировки балансодержателем имущества.
Истцы Терентьев В.А., Терентьев А.Е., Терентьева Г.К. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, уважительности причин своей неявки суду не сообщили.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Булатова Е.Н. заявленные исковые требования поддержала и просила сохранить жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес> перепланированном состоянии, а также признать за Терентьевым В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на жилое помещение – <адрес>, общей площадью 48,90 кв.м., жилой площадью 28,40 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации, пояснив при этом, что соистцы Терентьева Г.К., Терентьев А.Е. дали нотариальное согласие на приватизацию спорной квартиры без включения их в договор передачи квартиры в собственность граждан.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о. Самара Мошкова О.А. в удовлетворении заявленных исковых требований просила отказать, как необоснованных, поскольку перепланировка была произведена без согласия Департамента управления имуществом г.о. Самара.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление, направленным в адрес суда, в удовлетворении заявленных исковых требований просили отказать, в связи с тем что в исковом заявлении не приведено никаких доводов и письменных доказательств о нарушении Департаментом управления имуществом г.о. Самара их гражданских прав.
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по доверенности Романенко Е.Ю. в удовлетворении заявленных исковых требований о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии просила отказать, как необоснованных, поскольку проведенная перепланировка нарушает п.1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов не допускаются, так же в результате строительных мероприятий заняты общего пользования, что в нарушение ч.2 ст. 40 ЖК РФ привело к уменьшению размера общего имущества в многоквартирном доме).
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в мае 1999 г. между Терентьевой Г.В. и Комитетом ЖКХ Советского района г. Самары был заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда, согласно которому Терентьева Г.В., вселившиеся на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного Исполнительным Комитетом Куйбышевского городского совета народных депутатов, является нанимателем жилого помещения, состоящего из 2-х комнат, площадью 29 кв.м., в <адрес> в <адрес>. В списке лиц, въезжающих в данную квартиру также были указаны соистцы: Терентьев В.А. и Терентьев А.Е..
На имя истицы Терентьевой Г.К. открыт лицевой счет №, по которому она оплачивает коммунальные услуги.
В процессе подготовки для приватизации квартиры выяснилось, что в квартире имеется перепланировка, которая была выполнена предыдущим жильцом.
Согласно Постановлению Администрации г.о.Самара от 17.12.2010 г. № 1762 «О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности», Департамент наделен полномочиями по принятию решений о согласовании (отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.12.2010 г. № Д05-01-06/73 утверждено Положение о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории городского округа Самара.
В соответствии с ч.2 ст. 26 ЖК РФ и условиями названного Положения для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Судом установлено, что соистцом Терентьевой Г.К. было подано заявление в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара о согласовании самовольно произведенной перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решением Руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании самовольно произведенной перепланировки отказано в связи с несоответствием представленного проекта (проектной документации) шифр;4214.14-КР, выполненного ООО фирма «Консоль» п.1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов не допускаются, так же в результате строительных мероприятий заняты общего пользования, что в нарушение ч.2 ст. 40 ЖК РФ привело к уменьшению размера общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Истцами выбран способ защиты прав – признание права на сохранение жилого помещения в перепланированном состоянии в порядке ч.4 ст. 29 ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
При перепланировке квартиры выполнены следующие виды работ:
- демонтированы: несущая поперечная перегородка с дверным блоком между помещениями общего пользования; дверной блок в проеме наружной поперечной кирпичной стене в помещении общего пользования. Ширина проема и узлы опирания перемычек сохранены без изменений; заложен кирпичом на цементно - песчаном растворе подоконный участок в проеме в наружной поперечной кирпичной стене в помещении общего пользования до высоты оконного проема;
-установлены: оконное заполнение из профиля ПВХ с двухкамерными стеклопакетами в образованный ранее проем в наружной поперечной стене в помещении общего пользования; поперечная перегородка с дверным блоком из кирпича на цементно - песчаном растворе, толщиной 120мм в помещении общего пользования, образующая коридор (67) площадью 7,0м2 и жилую комнату (68) площадью 11,3м2, в результате чего образована изолированная №, с общей площадью помещений 48,9м2; стандартный дверной блок в проем в поперечной перегородке между санузлом (18) и коридором (19);
- в кухне (20) заменена 2-х конфорочная газовая плита на 4-х конфорочную. В санузле (18) переустановлены на новые места ванная, раковина и унитаз. Подключение сантехприборов произведено к внутренним существующим инженерным сетям жилого дома в соответствии с техническими нормами. Вентиляция кухни (20) и санузла (18) - через существующий вентканал, расположенный во внутренней продольной стене.
План квартиры до и после перепланировки согласован комитетом ЖКХ и ОН, согласно предоставленной инвентаризационной выкопировки БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ
С измененными в процессе перепланировки техническими характеристиками квартира была учтена в жилищном фонде, после чего, предоставлена истцам по ордеру в порядке обмена и по договору социального найма, как двухкомнатная квартира.
Однако в органы технической инвентаризации информация о согласовании перепланировки прежним владельцем не была предоставлена, о чем истицам стало известно в 2003 году в процессе оформления документов необходимых для приватизации квартиры.
Согласно выписки из технического паспорта на квартиру № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной МУП БТИ <адрес> после перепланировки <адрес> в <адрес> состоит из двух жилых комнат, имеет жилую площадь – 28, 40 кв.м., подсобную – 20,5 кв.м., общую 48,90 кв.м..
Письмом № ПР-574 от ДД.ММ.ГГГГ КЖКХ и ОН Советского района г. Самары сообщил о согласовании произведенной перепланировки квартиры, согласно вышеуказанных сведений технического учета № от ДД.ММ.ГГГГ г..
Такими образом, увеличение площади квартиры за счет мест общего пользования и образование двухкомнатной квартиры общей площадью 48,9 кв.м., жилой – 28,40 кв.м. было произведено до передачи истцам квартиры и с согласия исполнительного органа, являвшегося на момент проведения перепланировки балансодержателем имущества.
Квартира была передана истца по вышеуказанному договору социального найма уже с измененными техническими характеристиками, с учетом присоединенных площадей.Согласно техническому паспорту, изготовленному ФГУП «Ростехинвентаризация» Самарский филиал от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь <адрес> в <адрес> составляет 48,90 кв.м., жилая – 28,40 кв.м..
Квартира как объект недвижимости поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ за № как жилое помещение – квартира, общей площадью 28,90 кв.м..
Лицевой счет№93644334, на основании которого производилась оплата коммунальных услуг, открыт с учетом присоединенных площадей.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г. предусмотрено, что перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п.1.7.2 названных выше Правил).
Ответчиками не представлены доказательства того, что указанная перепланировка нарушает права и законные интересы граждан, что перепланировка создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно ч.4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно техническому заключению ООО «Консоль» №4026.15-ТЗ, указанная перепланировка не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, соответствует требованиям СНиП, а также не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозы их жизни и здоровью, квартира является пригодной для использования по своему назначению.
В соответствии с Экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, испытания, токсилогических, гигиенических и иных видов оценок от ДД.ММ.ГГГГ № 889, представленная проектно-техническая документация, связанная с переоборудованием и перепланировкой <адрес>, не противоречит требованиям действующего санитарного законодательства – ФЗ РФ № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», действующих норм, правил и стандартов РФ.
Согласно заключению ООО «Центр пожарного аудита» № 33/З-02-15 от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии требованиям пожарной безопасности объемно-планировочных и конструктивных ФИО1, объект жилищного строительства (квартира), расположенная по адресу: ФИО6 <адрес> соответствуют объемно-планировочным и конструктивным ФИО1 квартиры в жилом доме требованиям пожарной безопасности, действующим на территории Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу о том, что произведенная перепланировка жилого помещения отвечает строительным и санитарным нормам и правилам, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не создает угрозу жизни или здоровья граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.
Истцами были также заявлено требование о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации «…права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, включена в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ под номером 007343-3 на основании Постановления Главы Администрации Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Какого-либо указания на то, что спорное жилое помещение включается в состав специализированного жилого фонда данное постановление не содержит.
Согласно ст. 7 ЖК РФ в случаях если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, у ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В жилищном законодательстве, в том числе в ФЗ « О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений, закрепленных за государственным или муниципальным предприятиями, либо учреждениями, в ведение органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, необходимо применять аналогию закона и положения ст. 7 ФЗ «« О введении в действие Жилищного Кодекса РФ».
В спорной квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы: Терентьева Г.К. (квартиросъемщик) с ДД.ММ.ГГГГ г.; Терентьев А.Е. (муж) с ДД.ММ.ГГГГ г.; Терентьев В.А. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается справкой с места жительства № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной ГУП Самарской области «ЕИРРЦ».
Истцом Терентьевым А.Е., проживающим в вышеуказанной квартире было дано согласие на приватизацию спорной квартиры без включения его в договор передачи квартиры в собственность граждан, которое удостоверено нотариусом Вагнером Л.С. в реестре № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Истицей Терентьевой Г.К., проживающей в вышеуказанной квартире, ДД.ММ.ГГГГ было дано согласие на приватизацию спорной квартиры без включения его в договор передачи квартиры в собственность граждан, которое удостоверено нотариусом Вагнером Л.С. в реестре за № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Терентьев В.А. обладает правом на приватизацию спорной квартиры.
В соответствии со статьей 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Следовательно, с момента передачи дома спорное помещение утратило статус служебного, к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В данном случае ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» не подлежит применению.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Кроме того, руководствуясь ст. 92 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что для использования жилого помещения в качестве специализированного после вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ необходимо решение органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, об использовании жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения.
Документы, свидетельствующие об отнесении данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в соответствие с действующим законодательством ответчиком не представлены.
Поскольку ответчиком Департаментом управления имуществом г.о. Самара не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении жилого помещения, занимаемого истцом, было принято решение о его использовании в качестве специализированного жилого помещения после передачи в муниципальную собственность, суд приходит к выводу о занятии истцами жилого помещения на условиях договора социального найма.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.
Судом установлено, что истец Терентьев В.А. в приватизации жилых помещений не участвовали, что подтверждается справкой формы 2, выданной Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», уведомлением Управления Росреестра по Самарской области.
Таким образом, учитывая, что истцы на момент передачи здания в муниципальную собственность на законных основаниях занимали спорное жилое помещение, истцы впервые обратились с требованием о приватизации жилого помещения и ранее своего права на приватизацию жилья не использовали, истцы с момента передачи здания в муниципальную собственность приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имеет право приобрести его в собственность, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и признании за истцом Терентьевым В.А. права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Сохранить жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес> перепланированном состоянии.
Признать за Терентьевым В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на жилое помещение – <адрес> порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья