Решение по делу № 33а-4614/2021 от 05.07.2021

Тарумовский районный суд РД № дела первой инстанции 2а-179/2021

судья А.М. Магомедов УИД 05RS0035-01-2020-002626-15

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 августа 2021 года, по делу № 33а-4614/2021, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К.,

судей Гончарова И.А. и Магомедовой З.А.,

при секретаре Яхъяеве Т.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску, и.о. Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 (в порядке ст.39 КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о признании бездействия незаконным, и понуждении к совершению действий (<адрес>) по апелляционным жалобам представителя административного ответчика на решение Тарумовского районного суда Республики Дагестан от <дата>,

Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия

установила:

и.о. Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации МР «<адрес>» РД о признании незаконным бездействия администрации МР «<адрес>» РД, выразившееся в непринятии мер по охране от засорения и загрязнения земель, на территории муниципального района с координатами <адрес> площадью 2 га. и обязании администрацию МР «<адрес>» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления с координатами площадью 2 га, путем проведения работ по очистке указанной территории от отходов производства и потребления.

Требования мотивированы тем, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с отходами животноводства, а также законодательства РФ об экологической экспертизе в указанной сфере на административной территории муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан.

В ходе проверки, установлена несанкционированная мусорная свалка с координатами: 44.0066 46,5946 на территории МО «<адрес>» <адрес> РД. Площадь захламления отходами составляет 2 га. На несанкционированной мусорной свалке имеются твердо коммунальные отходы (бумага, стекло, пластмассовая тара, резина, строительные мусор, отходы животноводства и другое пришедшее в непригодность изделия).

Согласно заключению главного специалиста - эксперта отдела контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО5 от <дата> образованием несанкционированной свалки на указанном земельном участке нарушены требования законодательства в сфере охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления (ч.1 ст. 9, ст. 58 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 12, ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного Кодекса и ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с Порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.02.2017 № 37, ответственность за своевременное транспортирование бесхозяйных отходов возлагается на собственников (арендаторов) земельных участков, на которых размещены данные отходы (пункт 15.1); бесхозяйные отходы с территорий общего пользования подлежат сбору и транспортированию на объекты обезвреживания, утилизации, размещения, захоронения отходов операторами по обращению с ТКО. Расходы по вывозу бесхозяйных отходов с территории общего пользования несут органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (пункт 15.2); лицо, разместившее отходы с нарушением экологических требований, санитарных норм и правил настоящего Порядка (в случае если невозможно установить такое лицо, - собственник земельного участка, на котором размещены отходы), несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором на оказание услуг по обращению с отходами (пункт 16.2).

К компетенции MP «<адрес>» относится защита земель от захламления и загрязнения отходами и очистка захламленных коммунальными и иными отходами земель как природного объекта и природного ресурса.

С учетом предоставленных законом органам местного самоуправления полномочий у администрации муниципального района имеется реальная возможность для решения указанных вопросов местного значения.

Администрацией МР «<адрес>» реализация властно-публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов и охране земель муниципальной собственности, распоряжение которыми отнесено законом к ее компетенции, не обеспечена.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан, выразившееся в непринятии мер по охране от засорения и загрязнения земель, на территории муниципального района с координатами: площадью 2- га и обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления с координатами: площадью 2- га.

Решением Тарумовского районного суда РД от <дата> постановлено: «административное исковое заявление и.о. Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 (в порядке ст.39 КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о признании бездействия незаконным, и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать бездействия администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан, выразившиеся в непринятии мер по охране от засорения и загрязнения земель, на территории муниципального района с координатами: 44,0066 46,5946 площадью 2 га, незаконными.

Обязать администрацию МР «<адрес>» Республики Дагестан ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления с координатами: площадью 2 га, путем проведения работ по очистке указанной территории от отходов производства и потребления».

С решением суда первой инстанции не согласились: представитель административного ответчика – Администрации МР «<адрес>», в апелляционной жалобе которого ставится вопрос об отмене незаконного и необоснованного решения суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, вынесении нового решения об отказе в иске.

В суде апелляционной инстанции прокурор ФИО4 просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда –оставить без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика Администрации МР «<адрес>» и заинтересованного лица – Министерства природных ресурсов и экологии РД, извещенных о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции (ст.ст. 150, 307 КАС РФ).

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение прокурора ФИО4, пришла к выводу, что решение суда первой инстанции является законным, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для его отмены не имеется.

В соответствии со ст. 176 КАС РФ

1. Решение суда должно быть законным и обоснованным.

2. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу положений ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).

Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

В судебном заседании установлено, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с отходами животноводства, а также законодательства РФ об экологической экспертизе в указанной сфере на административной территории муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан, в ходе которой выявлена несанкционированная мусорная свалка с координатами: , на территории МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан. На несанкционированной мусорной свалке имеются твердые коммунальные отходы (бумага, стекло, пластмассовая тара, резина, строительные мусор, отходы животноводства и другое пришедшее в непригодность изделия).

Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан был направлен главный специалист-эксперт отдела контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО5

Согласно заключения главного специалиста-эксперта отдела контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от <дата> образованием несанкционированной свалки на указанном земельном участке нарушает требования законодательства в сфере охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировки, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления.

Довод о том, что главой администрации МР «<адрес>» РД ФИО6 направлено врио министру природных ресурсов и экологии РД заявление о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов введенного в эксплуатации до <дата> и не имеющего документации, предусмотренной законодательством РФ, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ не принимается во внимание так как несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории села Карабаглы, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию.

Доказательства того, что на момент рассмотрения спора в суде несанкционированная свалка отходов на указанном земельном участке была ликвидирована, административным ответчиком не представлены.

Непринятие администрацией МР «<адрес>» Республики Дагестан к ликвидации несанкционированной свалки на территории села Тарумовка нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение свалки на землях приводит к ее загрязнению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от <дата> -П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые были выдвинуты административным ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты.

Каких-либо других доводов, которые могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения, в жалобе не указано.

Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Тарумовского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Администрации МР «<адрес>» ФИО7 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.

Председательствующий А-Н.К. Джарулаев

Судьи И.А. Гончаров

З.А. Магомедова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2021 года.

33а-4614/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о. прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры К.Х. Алиев
Ответчики
МР Тарумовский район
Другие
Министерство природных ресурсови экологии Республики Дагестан
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
06.07.2021Передача дела судье
17.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2021Передано в экспедицию
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее