Дело № 3а-68/2022
УИД 32OS0000-01-2021-001037-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2022 года г. Брянск
Брянский областной суд в составе:
председательствующего Бурлиной Е.М.
при секретаре Мирошниковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мачехина Виктора Яковлевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Мачехин В.Я., действуя через представителя Бокатуро А.В., обратился в Брянский областной суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, ссылаясь на то, что является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания (магазина), общей площадью 730,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения магазинов с общей торговой площадью от 150 кв.м до 500 кв.м, для размещения объектов торговли, общей площадью 1183+/-1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого здания (склада), общей площадью 748,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого здания (оптовой базы продовольственных товаров), общей площадью 2957,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования склада, для иных видов жилой застройки, общей площадью 6480+/-28 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, для иных видов жилой застройки, общей площадью 663+/-9 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого здания (базы по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции), общей площадью 4384,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого здания (склада), общей площадью 1146,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого здания, общей площадью 455,4 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производств пищевой промышленности, общей площадью 131752+/127,04 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Размер налоговых платежей за вышеуказанные объекты зависит от их кадастровой стоимости.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» от 22 ноября 2019 года № 1498 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>.
Актом Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» №103_06.06.2020 от 17 июня 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 6 июня 2020 года определена в размере <данные изъяты>
Актом Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» №4-Г от 21 апреля 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 6 сентября 2019 года определена в размере <данные изъяты>
Полагая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, Мачехин В.Я. обратился в ФИО1. Согласно отчету об оценке № от 23 июня 2021 года, выполненному ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>. В соответствии с отчетом об оценке № от 9 июля 2021 года, выполненным ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> Согласно отчету об оценке № от 12 июля 2021 года, выполненному ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>. В соответствии с отчетом об оценке № от 24 июня 2021 года, выполненным ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. Согласно отчету об оценке № от 9 июля 2021 года, выполненному ФИО1, по состоянию на 6 сентября 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. В соответствии с отчетом об оценке № от 8 июля 2021 года, выполненным ФИО1, по состоянию на 6 июня 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. Согласно отчету об оценке № от 20 июля 2021 года, выполненному ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. В соответствии с отчетом об оценке № от 20 июля 2021 года, выполненным ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>.
На основании изложенного, просит суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- нежилого здания (магазина), общей площадью 730,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения магазинов с общей торговой площадью от 150 кв.м до 500 кв.м, для размещения объектов торговли, общей площадью 1183+/-1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>;
- нежилого здания (склада), общей площадью 748,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>.;
- нежилого здания (оптовой базы продовольственных товаров), общей площадью 2957,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования склада, для иных видов жилой застройки, общей площадью 6480+/-28 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>.;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, для иных видов жилой застройки, общей площадью 663+/-9 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>;
- нежилого здания (базы по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции), общей площадью 4384,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>;
- нежилого здания (склада), общей площадью 1146,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>;
- нежилого здания, общей площадью 455,4 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 сентября 2019 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>
- земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производств пищевой промышленности, общей площадью 131752+/127,04 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 июня 2020 года в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>.
Определением суда от 20 сентября 2021 года к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены: Мичуринская сельская администрация, Отрадненская сельская администрация.
Административный истец Мачехин В.Я. и его представитель, представители административного ответчика: Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, заинтересованных лиц: Брянской городской администрации, администрации Брянского района Брянской области, администрации Навлинского района Брянской области, Мичуринской сельской администрации, Отрадненской сельской администрации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела не заявили. От административного истца и его представителя, представителей Управления Росреестра по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В направленных в адрес суда возражениях на исковое заявление представитель Управления Росреестра по Брянской области Ланцева Ю.В. указывает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не оспаривает, по существу заявленных исковых требований не возражает.
В отзыве на исковое заявление представитель Управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е. возражает против удовлетворения административного иска, поскольку установление кадастровой стоимости объектов в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не оспаривает.
Представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е., в направленных в адрес суда возражениях на исковое заявление, также полагает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Указывает, что полученный оценщиком результат рыночной стоимости спорных объектов не соответствует действительности. Объект, идентичный по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в размере рыночной стоимости не оспаривает.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель администрации Брянского района Исаченко Е.Н. также полагает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Указывает, что снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет.
Как следует из материалов дела, Мачехину В.Я. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования склада, для иных видов жилой застройки, общей площадью 6480+/- 28 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
- здание, назначение: нежилое, наименование: оптовая база продовольственных товаров, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 0, общей площадью 2957,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание, назначение: нежилое, наименование: склад, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 748,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения магазинов с общей торговой площадью от 150 кв.м. до 500 кв.м., для размещения объектов торговли, общей площадью 1183+/- 1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
- здание, назначение: нежилое, наименование: магазин, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 730,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, строение 6а;
- здание, назначение: нежилое, наименование: склад, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 0, общей площадью 1146,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание, назначение: нежилое, наименование: база по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 4384,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производств пищевой промышленности, общей площадью 131752+/127,04 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
- здание, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 455,4 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, для иных видов жилой застройки, общей площадью 663+/-9 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса по состоянию на 1 января 2019 года, в том числе спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №.
Актом Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» №103_06.06.2020 от 17 июня 2020 года по состоянию на 6 июня 2020 года определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Актом Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» №4-Г от 21 апреля 2020 года по состоянию на 6 сентября 2019 года определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 6 июня 2021 года №№ КУВИ-002/2021-6683754, КУВИ-002/2021-6683947, КУВИ-002/2021-6684160, КУВИ-002/2021-6684903 кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, № составляет <данные изъяты>, <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты> коп. соответственно. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – ДД.ММ.ГГГГ. Дата начала применения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 6 июня 2021 года №№ КУВИ-002/2021-6685834, КУВИ-002/2021-6684636, КУВИ-002/2021-6685046 кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, № составляет <данные изъяты>, <данные изъяты>., <данные изъяты> соответственно. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 1 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 6 июня 2021 года №№ КУВИ-002/2021-6684235 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 24 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 1 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 мая 2021 года №№ КУВИ-002/2021-6363289 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 3 июля 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 6 июня 2020 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 6 июня 2020 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3 июня 2021 года №№ КУВИ-002/2021-6684989 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> Дата утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости – 21 апреля 2020 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 7 мая 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 6 сентября 2019 года. Сведения о дате начала применения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом являются плательщиками земельного налога, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости, и истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении принадлежащих ему на праве общей долевой собственности объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статьям 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец Мачехин В.Я., оспаривая кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представил отчеты об оценке № от 23 июня 2021 года, № от 9 июля 2021 года, № от 12 июля 2021 года, № от 24 июня 2021 года, № от 9 июля 2021 года, № от 8 июля 2021 года, № от 20 июля 2021 года, № от 20 июля 2021 года, выполненные ФИО1.
Согласно отчету об оценке № от 23 июня 2021 года, выполненному ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>. В соответствии с отчетом об оценке № от 9 июля 2021 года, выполненным ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. Согласно отчету об оценке № от 12 июля 2021 года, выполненному ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты> В соответствии с отчетом об оценке № от 24 июня 2021 года, выполненным ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> Согласно отчету об оценке № от 9 июля 2021 года, выполненному ФИО1, по состоянию на 6 сентября 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> В соответствии с отчетом об оценке № от 8 июля 2021 года, выполненным ФИО1, по состоянию на 6 июня 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> Согласно отчету об оценке № от 20 июля 2021 года, выполненному ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. В соответствии с отчетом об оценке № от 20 июля 2021 года, выполненным ФИО1, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 20 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, № и №, в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ФИО2 на разрешение поставлены вопросы о соответствии представленных административным истцом отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, № и №.
Согласно заключению эксперта ФИО2 от 20 декабря 2021 года №, отчеты об оценке № от 12 июля 2021 года, № от 24 июня 2021 года, № от 8 июля 2021 года, № от 20 июля 2021 года, № от 20 июля 2021 года, выполненные ФИО1, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно – правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается и суд принимает его в качестве доказательства по делу, учитывая, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного Кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж работы.
Таким образом, с учетом экспертного заключения суд находит, что содержание отчетов свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки с кадастровыми номерами №, №, №, № и № не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на его рыночную стоимость.
Проверяя представленные административным истцом отчеты № от 23 июня 2021 года, № от 9 июля 2021 года, № от 12 июля 2021 года, № от 9 июля 2021 года, выполненные ФИО1 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, № суд исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки №№ 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки, ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Как следует из материалов дела, содержание представленных отчетов об оценке № от 23 июня 2021 года, № от 9 июля 2021 года, № от 12 июля 2021 года, № от 9 июля 2021 года, выполненных ФИО1 свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки с кадастровыми номерами №, №, №, №, № не является произвольной, при оценке объектов оценки оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, оценщиком учтено месторасположение объектов недвижимости, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных месту расположения объектов оценки.
Согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).
Представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости № от 23 июня 2021 года, № от 9 июля 2021 года, № от 12 июля 2021 года, № от 9 июля 2021 года составлены оценщиком ФИО3, который является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, его деятельность по оценке застрахована.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Вместе с тем, доказательств, опровергающих указанные отчеты об оценке рыночной стоимости принадлежащих административному истцу спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, № административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
Таким образом, оценивая представленные отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости № от 23 июня 2021 года, № от 9 июля 2021 года, № от 12 июля 2021 года, № от 9 июля 2021 года, суд полагает, что они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, от 25 сентября 2014 года № 611, и находит их допустимыми доказательствами по делу, поскольку оценка рыночной стоимости объектов недвижимости произведена на основании исследования и анализа рынка недвижимости, расчет итоговой рыночной стоимости сделан на основе согласования результатов, полученных в отношении спорных объектов с использованием сравнительного и доходного подходов, обоснованность применения которых надлежащим образом изложена в описательной части отчетов.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2020 года, равной <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 6 сентября 2019 года, равной <данные изъяты>
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно статье 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, Мачехин В.Я. обратился в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 3 августа 2021 года (Т. 2 л.д.170).
Таким образом, датой подачи Мачехиным В.Я. заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве общей долевой собственности объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 3 августа 2021 года, т.е. дату его обращения в суд.
С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Довод представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что Управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными в силу следующего.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мачехина Виктора Яковлевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования склада, для иных видов жилой застройки, общей площадью 6480+/- 28 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>;
- здания, назначение: нежилое, наименование: оптовая база продовольственных товаров, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 0, общей площадью 2957,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: склад, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 748,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения магазинов с общей торговой площадью от 150 кв.м. до 500 кв.м., для размещения объектов торговли, общей площадью 1183+/- 1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>;
- здания, назначение: нежилое, наименование: магазин, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 730,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: склад, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 0, общей площадью 1146,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>;
- здания, назначение: нежилое, наименование: база по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 4384,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, для иных видов жилой застройки, общей площадью 663+/-9 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>.;
- земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения производств пищевой промышленности, общей площадью 131752+/127,04 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2020 года, равной <данные изъяты>.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 455,4 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 6 сентября 2019 года, равной <данные изъяты>.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 3 августа 2021 года – дату обращения Мачехина В.Я. с настоящим административным иском в суд.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 4 февраля 2022 года.
Председательствующий Е.М. Бурлина