№ 2-31/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2016 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Малыгиной Е.И.,
с участием: представителя истца Казакова А.., действующего по доверенности от 13.03.2014 г., Кудрявцевой Е.Ю., действующей по доверенности от 14.09.2015 г., Вахромеевой И.Н., действующей по доверенности от 09.12.2015 г., Никулиной Д.А., действующей по доверенности от 09.11.2015 г.,
представителя ответчика Витюговой Н.А., действующей по доверенности от 24.03.2015 г., Сонина Д.А., действующего по доверенности от 08.10.2015 г., Архиповой Л.Н., действующей по доверенности от 01.12.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске к ОАО "РУСАЛ Ачинск" о понуждении выполнения требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к ОАО "РУСАЛ Ачинск" с иском о понуждении выполнения требований санитарного законодательства, мотивируя тем, что поводом для обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц послужили обращения граждан г. Ачинска о загрязнении атмосферно воздуха выбросами ОАО "РУСАЛ Ачинск" и результатами административных расследований, проведенных в апреле и октябре 2015 года в отношение ответчика.
27.04.2015 г. в результате административного расследования обнаружено, что ответчик не выполняет требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поскольку в нарушение п. 2.4. РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы" программа производственного контроля ОАО "РУСАЛ Ачинск" составлена без учета требований данного документа, а именно: не установлен перечень веществ для измерения при подфакельных наблюдениях на основе сведений о составе и характере выбросов от источников загрязнения в городе и метеорологических условий рассеивания примесей; не определен список веществ, подлежащих контролю в первую очередь по методике, изложенной в руководстве; в обязательный перечень контролируемых веществ в городе с населением более 100 000 жителей, не включены растворимые сульфаты и бензапирен, а также металлы для предприятий цветной металлургии.
В нарушение п.2.4. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) меропприятий", п.4.1.1., 5.1. СанПиН "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ответчиком не осуществляется контроль за содержанием атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и в местах проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, специфических загрязняющих веществ, характерных для промышленных выбросов предприятия, выброс которых осуществляется в соответствии с Проектом предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников производства ОАО "РУСАЛ Ачинск", утвержденным при наличии санитарно-эпидемиологического заключения от 08.08.2011 г. В нарушение п. 2.7 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", не обеспечена полнота и достоверность производственного контроля, поскольку оценка уровня загрязнения атмосферы на соответствие нормативным критериям, выполняемая на основании Программы производственного контроля, проводилась без учета положений РД 52.04.186-89, ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов", использование которых регламентировано требованиями п. 10.7 СП для предприятий цветной металлургии, утвержденных Главным санитарным врачом ССР 24.02.1982 г. № 2528-82.
В нарушение п. 5.1. СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, в СЗЗ ОАО "РУСАЛ Ачинск" размещаются садово-огородные участки "Строитель", "Феникс", пос. 10-й километр, пос. Мазуль, мероприятия по выводу которых, согласно проектных решений, не реализованы.
В нарушение п.2.1., 2.5. СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, п.3.1.8., п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха", в СЗЗ ответчик допускает размещение объектов для проживания людей (п.10-й километр, п. Мазуль) и не обеспечивает выполнение работы по организации СЗЗ предприятия в соответствии с утвержденным проектом.
За нарушение санитарного законодательства ответчик привлечен к административной ответственности на основании постановления Ачинского горсуда суда от 27.05.2015 г.
21.10.2015 г. в результате административного расследования истцом установлено, что ответчик не выполняет санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, поскольку в СЗЗ ответчика по прежнему размещаются садово-огородные участки "Строитель", "Феникс", пос. 10-й километр, пос. Мазуль и прилегающие к ним садовые общества; ответчиком не обеспечены работы по организации СЗЗ в соответствии с Санитарными правилами и проектным решением, предусматривающим работы по выносу жилых домов поселка 10-й километр и прилегающих к нему садовых обществ; программа производственного контроля не предусматривает исследование по специфическим веществам - растворимым сульфатам (диКалий сульфату), бенз(а)пирену, диАлюминий триоксиду ( в пересчете на алюминий); согласно представленной отчетной формы № 2-ТП (воздух) за 2014 год, объемы фактических выбросов объектов ОАО "РУСАЛ Ачинск" превысили уровни согласованных предельно-допустимых величин, установленных согласно санитарно-эпидемиологического заключения от 08.08.2011 г. по пыли неорганической с содержанием диоксида кремния до 20% - 11018,3862 т\год.
При изучении протокола лабораторных испытаний атмосферного воздуха на территории жилой застройки по пр. Лапенкова (район рынка "Новый") в г. Ачинске от 02.10.2015 г. № 247, установлено, что максимально разовая концентрация взвешенных веществ в точке отбора проб превышает установленные разовые концентрации ПДК в 1,52 раза.
По факту нарушения санитарного законодательства в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2015 г. и направлен для рассмотрения в суд. До настоящего времени нарушения санитарного законодательства ответчиком не устранены.
На основании изложенного истец просит обязать ОАО "РУСАЛ Ачинск" в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда исполнить требования:
- п.5.1. СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, п.4.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 в санитарно-защитной зоне ОАО «РУСАЛ Ачинск» в части исключения размещения в СЗЗ жилых домов поселка «10-й километр» и прилегающих к нему садовых участков;
- в соответствии с требованиями п.2.4. СП 1.1.1058-01, п.4.1.1,5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01, п. 10.7 СП от 24.02.1982 г. № 2528-82 доработать программу производственного контроля с учетом п. 2.4. РД 52.04.186-89 и при проведении подфакельных наблюдений на границе СЗЗ и в жилой застройке, предусмотреть исследование по специфическим веществам: растворимым сульфатам (диКалий сульфату), бенз(а)пирену, диАлюминий триоксиду ( в пересчете на алюминий), выброс которых осуществляется в соответствии с Проектом предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников производства ОАО «РУСАЛ Ачинск»;
- в соответствии с требованиями п. 10.3 Санитарных правил от 24.02.1982 г. № 2528-82 обеспечить объемы фактических выбросов по пыли неорганической с содержанием диоксила кремния до 20% от объектов ОАО «РУСАЛ Ачинск» до уровней согласованных предельно-допустимых величин;
- обеспечить соблюдение гигиенического норматива по содержанию взвешенных веществ на территории жилой застройки по пр. Лапенкова (район рынка «Новый») (л.д.2 том 1).
Уточнив исковые требования истец просит обязать ОАО "РУСАЛ Ачинск" в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда исполнить требования:
- п.5.1. СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, п.4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 в санитарно-защитной зоне ОАО «РУСАЛ Ачинск» в части исключения нахождения селитебной территории – жилых домов поселка «10-й километр», а также территории с нормируемыми показателями качества среды обитания – садовых участков, прилегающих к поселку «10-й километр» на территории предлагаемой, расчетной санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ Ачинск» путем исполнения проектных решений по организации СЗЗ и экспертного заключения № 010709К от 10.07.2009 г. в части выплаты компенсаций владельцам жилых строений и садовых участков с последующим сносом селитебной застройки и садовых участков;
- в соответствии с требованиями п.2.4. СП 1.1.1058-01, п.4.1.1,5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01, п. 10.7 СП от 24.02.1982 г. № 2528-82 дополнить программу производственного контроля качества атмосферного воздуха ОАО «РУСАЛ Ачинск» с учетом требований п. 2.4. РД 52.04.186-89 путем включения подфакельных исследований на границе СЗЗ и в жилой застройке по специфическим веществам растворимым сульфатам (диКалий сульфату), бенз(а)пирену, диАлюминий триоксиду ( в пересчете на алюминий), таким образом, чтобы число измерений концентрации каждой примеси за год на каждом заданном расстоянии от источника было не менее 50;
- в соответствии с требованиями п. 10.3 Санитарных правил от 24.02.1982 г. № 2528-82 обеспечить нормативы уровней согласованных предельно-допустимых величин по пыли неорганической с содержанием диоксила кремния до 20% ( 11018, 3862 т\год) (л.д.121 том 1).
Уточнив исковые требования истец просит обязать ОАО "РУСАЛ Ачинск" в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда исполнить требования:
- п.5.1. СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, п.4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 в части исключения нахождения в санитарно-защитной зоне ОАО «РУСАЛ Ачинск» селитебной территории – жилых домов поселка «10-й километр» и прилегающих к нему садовых обществ путем выплаты компенсаций владельцам жилых строений и садовых участков в размере 75% от общей суммы компенсации с последующим сносом селитебной застройки и садовых участков (л.д.123 том 2).
В судебном заседании представители истца Казаков А.И., Кудрявцева Е.Ю., Вахромеева И.Н., Никулина Д.А. исковые требования поддержали в части исключения нахождения жилых домов поселка 10-й километр и прилегающих к нему садовых участков на территории санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ Ачинск» и в части дополнения программы производственного контроля качества атмосферного воздуха о подфакельных исследованиях на границе СЗЗ и в жилой застройке по специфическим веществам. В остальной части от исковых требований отказались, указав, что последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ им понятны (л.д. 151 том 2).
Представители ответчика Витюгова Н.А. Сонин Д.А., Архипова Л.Н. по иску возражали. Из представленного в дело отзыва ответчика следует, что требования истца об исполнении проектных решений по организации СЗЗ путем выплаты компенсации владельцам жилых домов с последующим сносом селитебной застройки и садовых участков заявлены необоснованно, поскольку вынос жилых домов пос. 10-й километр и садовых участков предусмотрен Проектом СЗЗ в период до 2018,2020 годов. Мероприятия по выплате компенсаций владельцам жилых строений и садовых участков с последующим сносом селитебной застройки и садовых участков Проектом СЗЗ не предусмотрены. Кроме этого, поскольку Проект СЗЗ был утвержден позже – 25.11.2009 г., сроки реализации мероприятий установлены иные, в связи с этим, требования о выплате компенсаций заявлены преждевременно. Кроме этого, истец не указал какие жилые дома и садовые участки подлежат исключению из СЗЗ, кто является собственником садовых участков и селитебной застройки. Полномочиями по распоряжению земельным участком под СЗЗ ответчик не наделен.
Возражая в части включения в программу производственного контроля подфакельных исследований на границе СЗЗ и в жилой застройке по специфическим веществам, ответчик указал, что им проводятся исследования взвешенных веществ, в которые входят заявленные истцом специфические вещества. Программа производственного контроля утверждена 25.07.2014 г. и может пересматриваться не реже 1 раза в 3 года (л.д.232 - 237 том1).
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности,
Вредным воздействием на человека является воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ закрепляет право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ возлагает обязанность на юридические лица выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека (ч.1).
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами (ч.2).
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч.3).
Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам (ч.4).
Согласно ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (ч.1).
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.2).
С 1 марта 2008 года введена новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно п. 1.5. которых, Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п. 2.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Согласно п. 2.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Согласно п.4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
С 08.06.2001 г. введены в действие Санитарные правила "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2001 г., которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Согласно п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
С 1 января 2002 года ввести в действие Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г.,
Согласно пп. «б» п. 2.4. СП 1.1.1058-01" производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Согласно п. 2.5. СП 1.1.1058-01" номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Согласно п. 3.3. программа производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать следующие перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний).
В соответствии с п.1.1. Санитарных правил для предприятий цветной металлургии (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 24.02.1982 N 2528-82), они являются обязательными при эксплуатации действующих предприятий цветной металлургии и распространяются на производства глинозема.
Согласно п. 10.7. Санитарных правил для предприятий цветной металлургии, предприятия должны обеспечивать лабораторный контроль за качественным составом и объемами промышленных выбросов в атмосферу от основных источников загрязнения и за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и жилой застройки.
"РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы" (утв. Госкомгидрометом СССР 01.06.1989, Главным государственным санитарным врачом СССР 16.05.1989) (ред. от 01.02.2006) регламентирует организацию и проведение наблюдений за загрязнением атмосферы в городах, на региональном и фоновом уровнях на территории СССР, методики химического анализа концентраций вредных веществ в атмосфере, методы сбора, обработки и статистического анализа результатов наблюдений.
Руководство обязательно для всех организаций, осуществляющих наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы, анализ проб воздуха, атмосферных осадков и снежного покрова для определения содержания в них вредных веществ; сбор, обработку и анализ информации, составление обобщенных сведений о качестве воздуха городов на региональном и фоновом уровне.
Согласно п. 2.1. РД 52.04.186-89 наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы осуществляют на постах. Устанавливаются посты наблюдений трех категорий: стационарные, маршрутные, передвижные (подфакельные).
Передвижной (подфакельный) пост предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного источника промышленных выбросов.
Подфакельные посты представляют собой точки, расположенные на фиксированных расстояниях от источника. Они перемещаются в соответствии с направлением факела обследуемого источника выбросов.
Согласно п. 2.4. "РД 52.04.186-89 перечень веществ для измерения на стационарных, маршрутных постах и при подфакельных наблюдениях устанавливается на основе сведений о составе и характере выбросов от источников загрязнения в городе и метеорологических условий рассеивания примесей. Определяются вещества, которые выбрасываются предприятиями города, и оценивается возможность превышения ПДК этих веществ. В результате составляется список веществ, подлежащих контролю в первую очередь.
На основании установленного перечня веществ, подлежащих контролю, в каждом городе определяются вещества для организации наблюдений на постах. На опорных стационарных постах организуются наблюдения за содержанием основных загрязняющих веществ: пыли, диоксида серы, оксида углерода, оксида и диоксида азота, и за специфическими веществами, которые характерны для промышленных выбросов многих предприятий данного города (населенного пункта).
Кроме веществ, приоритет которых установлен по изложенной методике, в обязательный перечень контролируемых веществ в городе включаются:
растворимые сульфаты - в городах с населением более 100 тыс. жителей;
металлы - в городах с предприятиями черной и цветной металлургии;
бенз(а)пирен - в городах с населением более 100 тыс. жителей и в населенных пунктах с крупными источниками выбросов;
Перечень вредных веществ, подлежащих контролю, пересматривается при изменении данных инвентаризации промышленных выбросов, появлении новых источников выбросов, реконструкции предприятий, но не реже 1 раза в 3 года.
Расширение перечня контролируемых веществ осуществляется после предварительных наблюдений, направленных на ориентировочную оценку состояния загрязнения. Такие наблюдения могут проводиться на стационарных, маршрутных постах или при эпизодических обследованиях.
Под факелом предприятия выполняются наблюдения за специфическими вредными веществами, характерными для выбросов этого предприятия. Программа подфакельных наблюдений составляется таким образом, чтобы число измерений концентрации данной примеси за год на каждом заданном расстоянии от источника было не менее 50.
Судом установлено, что согласно Положению Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю уполномочен предъявлять иски в суд в защиту прав неопределенного круга лиц в случае нарушения санитарного законодательства (л.д.190 том 1).
Из материалов дела следует, что 27.04.2015 г. Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении ОАО "РУСАЛ Ачинск" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (л.д.40-49 том 1).
Постановлением Ачинского горсуда от 27.05.2015 г. ОАО "РУСАЛ Ачинск" признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа 20 000 руб. (л.д.50-57 том 1).
Из постановления следует, что ОАО "РУСАЛ Ачинск" до настоящего времени не принято мер к оценке содержания в воздухе помимо основных веществ, веществ, которые являются специфическим продуктом деятельности предприятия, не принято мер к реализации проекта СЗЗ в такой части, а также в части мер по расселению жителей территорий, входящих в определенную проектом СЗЗ.
21.10.2015 г. в отношении ОАО "РУСАЛ Ачинск" вновь составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, из которого следует, что ОАО "РУСАЛ Ачинск" не обеспечены работы, предусмотренные проектом СЗЗ по выносу жилых домов поселка «10-й километр» и прилегающих к нему садовых обществ; при проведении подфакельных наблюдений на границе СЗЗ и в жилой застройке, не предусмотрено исследование по специфическим веществам – растворимым сульфатам (диКалий сульфату), бенз(а)пирену, диАлюминий триоксиду ( в пересчете на алюминий), выброс которых осуществляется в соответствии с Проектом ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу от источников производства ОАО "РУСАЛ Ачинск" (л.д.59-66 том 1).
Постановлением Ачинского горсуда от 07.12.2015 г. ОАО "РУСАЛ Ачинск" признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа 20 000 руб. (л.д.15-23 том 2).
Экспертным заключением ООО "ФСЭБ" плюс" от 10.07.2009 г. № 010709К по проекту санитарно-защитной зоны предприятий Южной промзоны г. Ачинска (л.д. 124 –149 том 1) установлено, что целью проекта является установление размера СЗЗ для предприятий ОАО "РУСАЛ Ачинск", ООО «Ачинский цемент», ООО «Глиноземсервис», ОАО "РУСАЛ Транспорт Ачинск", ООО «ДМПК «Ачинская», ГП КК «Ачинское ДРСУ», Ачинский филиал ОАО «Восток-Сибпромтранс», ЗАО «ЮИИ_Сибирь», входящих в состав Южной промзоны г. Ачинска, предложения по её организации, включая отселение жителей. Территория Южной Промзоны расположена на юго-западной окраине г. Ачинска, в юго-восточном направлении, на расстоянии 630 метров расположены садово-огородные участки общества «Феникс», «Строитель»; в юго-западном направлении на расстоянии 260 метров от территории расположены индивидуальные частные дома садового общества «Горняк», прилегающего к пос. «10-й километр».
В Таблице №1 Проекта СЗЗ, перечислен перечень веществ, поступающих в атмосферный воздух от источников предприятий Южной промзоны на существующее положение, в котором в качестве загрязняющих веществ указан: диАлюминий триоксид, бенз(а)пирен, диКалий сульфат, пыль неорганическая до 20% Si02 (углерод оксид, пыль цементного производства) (л.д.130 том 1). Суммарный выброс указанных веществ в атмосферу на перспективу приведен в Таблице №2 (л.д.139 том 1).
Вещество диАлюминий триоксид является специфическим, выбрасывается только предприятиями промузла ( ОАО «РУСАЛ Ачинск» (л.д.138 том 1).
Раздел 7 Проекта СЗЗ содержит экспертизу программы наблюдений за уровнем химического и физического воздействия объекта (л.д.147 том 1), согласно которому, перечень веществ определен на основе сведений о составе выбросов и расчетных концентрациях загрязняющих веществ, полученных при разработке проекта СЗЗ. Контрольные замеры предполагается проводить по загрязняющим веществам диАлюминий триоксид, бенз(а)пирен, пыль неорганическая.
На проект СЗЗ для предприятий Южной промзоны г. Ачинска, которым установлена единая расчетная (предварительная) СЗЗ, Управлением ФЗ по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 25.11.2009 г. № 24.49.31.000.Т.000919.11.09, удостоверяющее соответствие проекта СЗЗ, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д.150-151 том 1).
08.08.2011 г. Управлением ФЗ по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000812.08.11 удостоверяющее, что требования, установленные в проектной документации: нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленные на основании проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ОАО "РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат", выданного на основании экспертного заключения № 5221 от 30.06.2011 г., соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д.153-154 том 1).
Из приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению № 24.49.31.000.Т.000812.08.11 от 08.08.2011 г. следует, что нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены для диАлюминий триоксид (в пересчете на алюминий), бенз(а)пирен, пыль неорганическая диКалийсульфат (л.д.154 том 1).
Из экспертного заключения № 5221 от 30.11.2011 г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" на проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от производства ОАО "РУСАЛ Ачинск" (л.д.155-182) следует, что на экспертизу была представлена проектная документация, разработанная ОП ООО "РУСАЛ ИТЦ" по предлагаемым нормативам ПДВ для производственных объектов ОАО "РУСАЛ Ачинск" (л.д.158 том 1). Представленный для экспертизы проект нормативов ПДВ разработан на основе сведений тома "Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО "РУСАЛ Ачинск", которая была выполнена ОАО "РУСАЛ Всероссийский алюминиево-магниевый институт в 2011 г. (159 том 1). Вещества 1-го класса опасности для здоровья человека, при воздействии через органы дыхания, в выбросах предприятия представлены бенз/а/пиреном. Вещества 2-го класса опасности представлены диАлюминий (л.д.166 том 1). По пыли неорганической расчетные концентрации в жилой застройке пос. 10-1 километр и на территории садовых обществ Строитель, и Феникс превысили 1,0 долю от ПДК м.р. (л.д.169 том 1), что не соответствует санитарным правилам и гигиеническим нормативам (л.д.177том1).
Программа производственного контроля ОАО "РУСАЛ АГК", утвержденная Управляющим директором 25.06.2014 г., предусматривает мероприятия по контролю соблюдения санитарно-эпидемиологических нормативов и направлена на обеспечение безопасных для здоровья условия проживания населения г. Ачинска (л.д.4 том 2). Мероприятия по контролю загрязнения атмосферного воздуха населенных мест имеют цель определить степень загрязнения приземного слоя воздуха от выбросов производственных объектов ОАО "РУСАЛ Ачинск" на границах СЗЗ и на границе ближайшей жилой застройки. Лабораторные исследования по контролю за химическим загрязнением атмосферного воздуха от выбросов производственных объектов проводятся в объеме мероприятий, приведенных в таблице 1 (п.2.1., л.д.5 том 2).
Согласно таблице 1 предусмотрены лабораторные исследования (определяемые компоненты) Азота диоксид, сера диоксид, взвешенных веществ (л.д.6-9 том 2).
26.12.2011 г. Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю выдан Документ об утверждении проекта нормативов ПДВ № 01.-1/25-318, которым утверждены нормативы ПДВ (ВСВ) на пять лет с момента регистрации настоящего документа (л.д.12 том 2), согласно Приложению к которому, в числе выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников указан диАлюминий триоксид, бенз(а)пирен, диКалий сульфат (л.д.13-14 том 2).
Из годового отчета формы №2-ТП (воздух) ОАО "РУСАЛ Ачинск" за 2015 год следует, что за отчетный год выбросах в атмосферу специфических загрязняющих веществ присутствуют бенз(а)пирен, Алюминий триоксид (в пересчета на алюминий) (л.д. 37-50 том 2).
Из экспертного заключения № 23/4074 от 27.10.2009 г. Проекта СЗЗ для предприятий Южной Промзоны г. Ачинска, выданном 28.10.2009 г. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека следует, что при экспертизе проекта установлено, что в числе перечня веществ, поступающих в атмосферу на перспективу указан диАлюминий триоксид, бенз(а)пирен, пыль неорганическая до 20%, диКалий сульфат (л.д.62-73 том 2). В числе чрезвычайно опасных указан бенз(а)пирен, в числе высокоопасных указан ди Алюминий триоксид, умеренно опасных указан диКалий сульфат, пыль неорганическая до 20% (л.д.73-74 том 2).
Из таблицы 5 "Распределение выбросов по классам опасности загрязняющих веществ" следует, что расчетные величины ди Алюминий триоксида и бенз(а)пирена противоречат п.2.3. СанПин 2.1.6.1032 -01. В проекте представлен план-график лабораторных натуральных исследований состояния атмосферного воздуха на границе единой расчетной СЗЗ и жилой зоне, предусмотрен контроль за веществами ди Алюминий триоксид, бенз(а)пирен, пыль неорганическая (л.д.78 том 2).
На основании изложенного, поскольку в выбросах ОАО «РУСАЛ Ачинск» в атмосферный воздух присутствуют такие специфические вещества, как диАлюминий триоксид, бенз(а)пирен, диКалий сульфат, относящиеся к опасным веществам, и Проект ПДВ предусматривает нормативы выбросов данных веществ, а Проект СЗЗ контрольные замеры по указанным веществам, ОАО «РУСАЛ Ачинск» обязан проводить лабораторные исследования указанных веществ в целях контроля состояния загрязнения атмосферного воздуха. В связи с этим, суд считает необходимым обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда включить в программу производственного контроля качества атмосферного воздуха подфакельные исследования на границе санитарно-защитной зоны и в жилой застройке по специфическим веществам - растворимым сульфатам диКалий сульфат, бенз(а)пирен, диАлюминий триоксид ( в пересчете на алюминий) с периодичностью не менее 50 исследовании в течение одного года на каждом заданном расстоянии от источника выбросов, поскольку указанный срок является разумным и достаточным для совершения указанных действий.
Доводы ответчика о том, что программа производственного контроля, утвержденная 25.07.2014 г., может быть пересмотрена только через три года, являются несостоятельными, поскольку исследования по указанным специфическим веществам необоснованно не были включены в перечень определяемых веществ программы производственного контроля.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца в части исключения нахождения в санитарно-защитной зоне ОАО «РУСАЛ Ачинск» селитебной территории – жилых домов поселка «10-й километр» и прилегающих к нему садовых обществ путем выплаты компенсаций владельцам жилых строений и садовых участков в размере 75% от общей суммы компенсации с последующим сносом селитебной застройки и садовых участков по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (п.1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (п.3).
В соответствии с пп.1 п.2 ст. 56 ЗК РФ установленные особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (пункт 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 56 ЗК РФ земельные участки в границах охранных зон используются собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п.1)
В силу п. 2 указанной статьи, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239); отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиции (статья 242); конфискации (статья 243);отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно ч.1 ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 284 - 286 настоящего Кодекса.
Таким образом, закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для изъятия имущества у собственника.
Согласно п. 3.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
Согласно п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, территории садоводческих товариществ.
Раздел 5 Проекта СЗЗ содержит экспертизу мероприятий по защите населения от негативного воздействия (л.д.145 том 1), предусматривающий перспективный вынос селитебных территорий пос. «10-й километр» садового общества «Строитель», «Феникс» и последующее озеленение данных территорий.
Раздел 6 Проекта СЗЗ содержит экспертизу проектных решений по организации СЗЗ, согласно которому, на территории предполагаемой, расчетной единой СЗЗ Южной Промзоны находятся селитебные территории, а также территории с нормируемыми показателями качества среды обитания- садовыми обществами, что является нарушением требований п.5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В СЗЗ находится пос «10-й километр» с прилегающими к нему садовыми обществам «Горняк», «Заря», и частично садовые участки садового общества «Строитель», «Феникс». Вынос селитебных территорий предусматривает выплату компенсаций владельцам жилых строений и садовых участков с последующим сносом селитебной застройки. Размер компенсации составляет 52850000 руб. садовых участков с дачными домами 115480000 руб., садовых участков 184000 руб. вынос пос. «10-й километр» и прилегающих садовых обществ запланирован на период 2010-2015 годы, садового общества «Строитель», «Феникс» - 2013-2018 годы. Средства на организацию СЗЗ выделяются предприятиями: ОАО "РУСАЛ Ачинск" - 75%, ООО «Ачинский цемент» - 15%, ОАО "РУСАЛ Транспорт Ачинск" - 5%, ООО «ДМПК «Ачинская» - 5% (л.д.146-147 том 1).
Из экспертного заключения № 5221 от 30.11.2011 г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" на проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от производства ОАО "РУСАЛ Ачинск" (л.д.155-182) следует, что в границы СЗЗ вошли пос. 10-й километр, садово-огородные участки общества Строитель, Феникс, Аргинское, пос. Мазуль, что следует расценивать как нарушение требований санитарных правил, в связи с чем, должны быть приняты меры к выносу за пределы СЗЗ жилых объектов и садово-огородных участков либо обоснованному сокращению размеров СЗЗ (л.д.165 том 1).
Из чертежей к Проекту СЗЗ от 28.08.2009 г. следует, что в СЗЗ находится 43 жилых дома, 363 дачных дома, 67 садовых участков, расположенных в п. 10-й километр и прилегающего к нему садового общества «Горняк» (л.д.160,169 том 2).
Из раздела 10.2 Проекта СЗЗ следует, что размер компенсации определялся в ценах 2009 года согласно данным риэлтерских контор исходя из средней стоимости жилых домов и садовых участков (л.д.171 том 2).
Таким образом, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в проекте санитарно-защитной зоны должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Следовательно, мероприятия по отселению жителей за пределы СЗЗ, в т.ч. выплата компенсации владельцам жилых домов и садовых участков с последующим их сносом, может быть произведена в случае необходимости и при наличии желания владельцев на получение этой компенсации, поскольку принудительное изъятие у собственника имущества возможно только в случаях, указанных в законе.
Между тем, ОАО «РУСАЛ Ачинск» в силу закона не наделен правом изъятия у граждан домов и земельных участков, а также правом на их снос, в связи с чем, не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате компенсации за находящиеся в СЗЗ жилые и дачные дома, садовые участки.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход бюджет, в связи с чем, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ОАО «РУСАЛ Ачинск» в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда включить в программу производственного контроля качества атмосферного воздуха подфакельные исследования на границе санитарно-защитной зоны и в жилой застройке по специфическим веществам - растворимым сульфатам диКалий сульфат, бенз(а)пирен, диАлюминий триоксид ( в пересчете на алюминий) с периодичностью не менее 50 исследовании в течение одного года на каждом заданном расстоянии от источника выбросов, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО «РУСАЛ Ачинск» в доход бюджета муниципального образования г. Ачинска госпошлину 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский горсуд.
Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2016 года.
Судья Настенко Т.Н.