88-8175/2024
2-3831/2023
27RS0001-01-2023-002692-40
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 24 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мертиковой В.А.,
судей Левицкой Ж.В., Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванинской транспортной прокуратуры, Дальневосточной транспортной прокуратуры к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») о понуждении к совершению действий
по кассационному представлению Дальневосточной транспортной прокуратуры
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Левицкой Ж.В., выслушав прокурора Плетневу С.Н., представителя ОАО «РЖД», судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
И.о. Ванинского транспортного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») о возложении обязанности в течение одного года с момента вступления решения в законную силу оборудовать участок железнодорожного пути Удоми-Оунэ 1 главного пути 177 км пикеты 3-6, обслуживаемый Высокогорненской дистанцией пути - структурным подразделением Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток для защиты железнодорожного пути от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов.
В обоснование указано, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на участке железнодорожного пути выявлено наличие опасных скальнообвальных участков, что не отвечает требованиям безопасности, создает угрозу возникновения транспортных и экологических происшествий, может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, а также нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 ноября 2023 г. иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 апреля 2024 г. решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 ноября 2023 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационном представлении Дальневосточная транспортная прокуратура просит отменить апелляционное определение как незаконное.
В возражениях на кассационное представление представитель ОАО «РЖД» просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции прокурор на доводах кассационного представления настаивал.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» просил обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признав лиц, участвующих в деле, извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из требований главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, возражения на него, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Заявляя требования, прокурор ссылался на то, что в ходе проверки исполнения ОАО «РЖД» законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выявлено, что в пределах участка пути Удоми-Оунэ 1 главного пути 177 км пикеты 3-6 Дальневосточной железной дороги имеется опасный скально-обвальный участок, не оборудованный конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусмотренными СП 116.13330.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ответчиком не было принято должных мер для защиты железнодорожного пути на спорном участке от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов, что создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, их имуществу, окружающей среде, растительному и животному миру, а также возникновения аварий и чрезвычайных происшествий с участием железнодорожного транспорта.
С такими выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, определенных нормами статей 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, повторно проверив и оценив обстоятельства дела, представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения статьи 2, части 1 статьи 15, пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статей 2, 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Приказа Минстроя России от 12 декабря 2017 г. № 1648/пр, которым утвержден Свод правил 119.13330.2017 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм», Приказа Минрегиона России от 30 июня 212 г. № 274 утверждены СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. 250, установив отсутствие доказательств необходимости, технической возможности оборудования спорного участка железнодорожного пути именно конструкциями из кольчужных сеток и сетчатых покрытий, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, отменив решение суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что возможность возложения на ответчика обязанности по оборудованию участка железнодорожного пути сооружениями от опасных геологических процессов поставлена в зависимость от наличия проекта инженерной защиты, разработанного и утвержденного в соответствии с действующим законодательством, между тем, такой проект суду не представлен.
Оснований не согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта представляет собой состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных Правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьями 2, 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» единый хозяйствующий субъект - ОАО «РЖД» осуществляет, в том числе эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования исходя из принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.
Приказом Минстроя России от 12 декабря 2017 г. № 1648/пр утвержден Свод правил 119.13330.2017 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм» (далее - СП 119.13330.2017), который распространяется на проектирование, строительство новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых и последующих) главных путей, реконструкцию и капитальный ремонт существующих путей общего пользования (п. 1.1).
Пунктом 7.1 СП 119.13330.2017 предусмотрено, что железнодорожные пути и сооружения должны быть защищены, в том числе от опасных склоновых и скальнообвальных явлений, опасных инженерно-геологических процессов, других прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Приказом Минрегиона России от 30 июня 212 г. № 274 утверждены СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» (далее - СП 116.13330.2012), согласно которым инженерная защита территорий, зданий и сооружений это комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий (п.3.3).
В соответствии с положениями пунктов 4.1-4.4, 4.8 СП 116.13330.2012 необходимость инженерной защиты от опасных геологических процессов определяется на основании инженерных изысканий по заданию проектной организации в соответствии с требованиями СП 47.13330, СП 317.1325800, СП 420.1325800, СП 428.1325800, СП 446.1325800, СП 448.1325800, СП 449.1325800, СП 479.1325800, СП 482.1325800, СП 493.1325800, СП 502.1325800, государственных стандартов по инженерным изысканиям, исследованиям грунтов для строительства и проекта инженерной защиты.
В разделе 5 СП 116.13330.2012 перечислены виды сооружений и мероприятий инженерной защиты и основания их применения при проектировании инженерной защиты, к которым относятся: противооползневые и противообвальные сооружения и мероприятия; изменение рельефа склона, регулирование стока подземных и поверхностных вод; удерживающие сооружения; улавливающие сооружения; противообвальные галереи; агролесомелиорация, защитные покрытия и закрепление грунтов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. 250 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила № 250).
Согласно пункту 42 Правил № 250 порядок организации и выполнения работ, связанных с эксплуатацией всех элементов железнодорожного пути, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной технологической электросвязи, станционных зданий, сооружений (за исключением искусственных сооружений) и устройств инфраструктуры общего и необщего пользования, устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) на основании проектной, ремонтной или эксплуатационной документации.
Пунктом 4.19 Правил назначения и проведения капитального ремонта и реконструкции инженерных сооружений, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 3 ноября 2021 г. № 2375/р предусмотрено, что капитальный ремонт и реконструкция инженерных сооружений осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, по смыслу приведенных положений закона для защиты железнодорожных путей от прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий необходимо предусматривать инженерную защиту территорий, которая представляет собой комплекс сооружений и мероприятий.
Возможность возложения на ответчика обязанности по оборудованию участка железнодорожного пути сооружениями от опасных геологических процессов поставлена в зависимости от наличия проекта инженерной защиты, разработанного и утвержденного в соответствии с действующим законодательством.
Данных о необходимости, технической возможности оборудования спорного участка железнодорожного пути именно конструкциями из кольчужных сеток и сетчатых покрытий, материалы дела не содержат.
Доводы кассационного представления по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах, иной оценке собранных по делу доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Иная оценка установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом апелляционной инстанции допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационное представление Дальневосточной транспортной прокуратуры - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 25 сентября 2024 г.