Дело № 2а-1858/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием представителя ответчиков и заинтересованного лица Бугаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 23 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Титова Р.Е. к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 8 Управления ФСИН России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации,
установил:
Титов Р.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 8 Управления ФСИН России по Республике Коми (далее также – ИК) о взыскании денежной компенсации, в обоснование требований указав, что с 10.08.2018 по настоящее время он отбывает уголовное наказание в ИК, трудится в швейном цеху исправительного учреждения. Коммунальные удобства и материальное оснащение швейного цеха, по мнению истца, не соответствует стандартам и отклоняется от действующих норм.
Определением от 14.04.2022 и от 26.05.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России и заинтересованным лицом УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец в судебное заседание не прибыл по объективным причинам, отбывает уголовное наказание. Ходатайство об участии в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, не заявлено.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица с иском не согласился, просил в удовлетворении требований отказать.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определено провести судебное заседание при имеющейся явке.
Заслушав представителя ответчиков и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Титов Р.Е. отбывает наказание в виде лишения свободы в ИК с 10.08.2018 по настоящее время, что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела. Согласно приказу от 09.12.2021 № 229ос он трудоустроен в швейный цех в должности швеи третьего разряда. Из административного искового заявления следует, что Титов Р.Е. был и ранее трудоустроен в швейный цех с 22.10.2021 до 19.11.2021, это представителем ответчика не оспаривается.
В швейном цеху истец указал на отсутствие туалета в здании цеха, туалет оборудован на улице, отопления в туалете нет, нет горячей воды, нет сливных бачков, возможность смыва отсутствует, нет вентиляции, потолок протекает, помещение требует капитального ремонта, замены всех санитарных приборов. На крыше здания цеха отсутствует снегозадержатель. В здании цеха нет принудительной вентиляции. Также истец сослался на то, что перед трудоустройством, ему не проведен медицинский осмотр.
Согласно акту проверки № 57, проведенной сотрудниками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 14.08.2020, установлено, что швейный цех оборудован централизованным водоснабжением и канализацией. Отопление цеха осуществляется котельной учреждения, искусственное освещение представлено светильниками и люминесцентными лампами. Вентиляция помещений естественная через оконные проемы. В душевой комнате установлены две лейки. Имеется холодное и горячее водоснабжение. Хранение верхней одежды осуществляется в специальных шкафах.
Согласно акту проверки № 74 от 09.09.2021 цех оборудован централизованным водоснабжением и канализацией. Отопление цеха осуществляется котельной учреждения, вентиляция помещения как естественная, через оконные проемы, так и механическая, вытяжная. Имеется холодное и горячее водоснабжение. Туалет надворный. Общее санитарное состояние швейного цеха удовлетворительное.
Справкой, представленной ответчиком, также подтверждается, что во всех швейных цехах смонтирована принудительная вентиляция, которая функционирует с 2021 года.
Также согласно справке за пределами швейного участка, на территории производственной зоны находится туалет на 4 изолированные секции с перегородками, также в здании швейного участка имеются туалеты на 3 изолированные секции и раковина для помывки рук.
Представлением Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 01.03.2021 № 17-02/2021 установлено, что санитарные узлы в производственной зоне, где непосредственно расположены швейные цеха, находятся в нерабочем, аварийном и закрытом состоянии продолжительное время, что влечет нарушение прав осужденных на надлежащие санитарные условия.
В ходе судебного заседания представитель административного ответчика пояснил, что в декабре 2021 года туалет в здании цеха был организован, с апреля 2022 года начал функционировать, до этого осужденные, которые трудятся на производстве, пользовались туалетом, находившимся в отдельном здании на территории промышленной зоны.
Истец сослался на то, что надворный туалет расположен в отдельном помещении на территории производственной зоны, туалет не отапливаемый, унитазы не оборудованы сливными бачками, отсутствует возможность смыва, антисанитария, нет воды.
В этой связи следует отметить, что здание ИК в целом не подключено к системе центральной канализации, оборудовано выгребной ямой. Промышленная зона оборудована надворным туалетом, который расположен в отдельно стоящем помещении. Оборудован чашами Генуя.
Как отмечает в своей прецедентной практике Европейский Суд по правам человека, в решении от 16.09.2004 «О приемлемости жалобы N 30138/02 "Тагир Сулейманович Нурмагомедов (Tagir Suleimanovich Nurmagomedov) против Российской Федерации» касаясь санитарных условий, отсутствие централизованной подачи питьевой воды и системы канализации на самом деле заслуживает порицания, равно как и размещение туалета в отдельном неотапливаемом и неосвещенном строении, построенном над выгребной ямой. Тем не менее необходимо отметить, что указанные условия ничем не отличаются от условий жизни в сельской местности России, где жители берут воду из колодцев и пользуются отдельно стоящим туалетом с выгребной ямой. Европейский Суд полагает, что данная ситуация не является настолько неудовлетворительной, чтобы приравниваться к нарушению положений Статьи 3 Конвенции.
В настоящем случае, туалет располагается на улице и имеет локальную канализацию, само по себе оборудование санитарного узла чашами Генуя нарушением не является, перегородки между санитарными приборами имеются. Административный истец не был лишен возможности посещать туалет, поэтому соответствующий довод иска надлежит отклонить.
Возможность вымыть руки имеется непосредственно в помещении цеха, который обеспечен холодной и горячей водой.
Факт отсутствия снегозадержателей на крыше здания цеха не оспаривается административным ответчиком, однако доказательств того, что в связи с этим административному истцу причинен какой-либо вред, материалы дела не содержат.
Помимо прочего истец указал на то, что перед трудоустройством в швейный цех ему не был проведен медицинский осмотр.
В материалах имеется рапорт о выводе Титова Р.Е. на оплачиваемые работы, в котором имеется заключение медицинского работника о том, что административный истец трудоспособен, выдана рекомендация избегать переохлаждения и тяжелого физического труда.
Заключение комиссии врачей при трудоустройстве Титова Р.Е. не требуется, поскольку он не является инвалидом, документов подтверждающих это не имеется.
Положениями статьей 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Согласно ст. 8 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу частей 2, 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
В настоящем случае суд не усматривает отклонение от стандартного, неизбежного, уровня страданий, при отбывании наказания истцом, в период отбывания им наказания в ИК поэтому не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Титова Р.Е. к федеральному казённому учреждению исправительная колония
№ 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации, о взыскании денежной компенсации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 24 июня 2022 года.
11RS0005-01-2021-008657-52