Мотивированное решение составлено 09.01.2017 дело № 2а-1732/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Артемовский 29 декабря 2016 года
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Соломиной Т.В., с участием представителя административного ответчика Лесовских М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа о признании бездействия, выразившегося в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации АГО до фактического исполнения требований по исполнительному листу, обязании Финансового управления Администрации Артемовского городского округа приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Артемовского городского округа до фактического исполнения требований по исполнительному листу АС № 006963943, выданного на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411 931 рублей 40 копеек,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа о признании бездействий, выразившихся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации АГО до фактического исполнения требований по исполнительному листу, обязать Финансовое управление Администрации АГО приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации АГО до фактического исполнения требований по исполнительному листу АС № 006963943, выданного на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411 931,40 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец ФИО1 указал, что согласно договору уступки прав требования от 30.09.2015 им было приобретено право требования дебиторской задолженности ООО «Энергосервис», в размере 411 931,40 руб. Право требования подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411 931,40 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 22.12.2012 по 16.06.2014. Определением от 25.11.2015 Арбитражного суда Свердловской области произведена замена стороны в исполнительном производстве по делу № А60-25297/2014, которое вступило в законную силу. Из переданных документов следует, что выданный по делу исполнительный лист серии АС №006963943 был вручен 21.04.2015.
До настоящего времени исполнение не произведено. ФИО1 был повторно направлен исполнительный лист с приложением реквизитов для оплаты и заявления о взыскании, документы были вручены административному ответчику 07.07.2016.
До настоящего времени исполнение не произведено. Согласно п. 6. ст. 242 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно п. 7 ст. 242-5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Решения суда подлежат обязательному исполнению на территории РФ. Для обеспечения данного требования закона установлена обязанность финансового органа приостановить движение по счетам должника, который не исполняет судебное решение. ФИО1 в порядке подчиненности бездействие ответчика не оспаривалось.
Просит суд признать бездействие Финансового управления АГО, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации АГО до фактического исполнения требований по исполнительному листу, обязать Финансовое управление Администрации АГО приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации АГО до фактического исполнения требований по исполнительному листу АС № 006963943, выданного на основании решения Арбитражного суда Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411 931,40 руб.
Представитель административного ответчика Лесовских М.В., действуя по доверенности, не признав заявленные требования, поддержала возражения, изложенные ею в отзыве, согласно которых, Финансовое управление Администрации АГО категорически не согласно с заявленными ФИО1 требованиями, не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
07.07.2016 в Финансовое управление Администрации АГО от взыскателя ФИО1 правопреемника ООО «Энергосервис» действительно поступил исполнительный лист серии АС № 006963943 от 12.11.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411 931, 40 руб., выданный на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2014, которым в пользу ООО «Энергосервис» взысканы проценты с 22.12.2012 по 16.06.2014 за неисполнение исполнительного листа по делу А60-44242/2010.
Как следует из текста судебного решения и из содержания указанного исполнительного документа взыскание денежных средств произведено не с конкретного юридического лица - Администрации АГО, а с публично-правового образования - Артемовского городского округа, за счет казны муниципального образования.
В силу ч. 2 ст. 126 ГК РФ, юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, т.е. ни Финансовое управление Администрации АГО, ни Администрация АГО не могут исполнять указанный исполнительный лист в том порядке, который указывается административным истцом в административном исковом заявлении - в порядке, предусмотренном 242-5 БК РФ «Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений».
Соответственно, у Финуправления при предъявлении взыскателем ФИО1 исполнительного листа серии АС № 006963943 от 12.11.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411 931, 40 руб., не возникла и не могла возникнуть обязанность приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финоргане - при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган (часть 7 статьи 242-5 БК РФ).
Исполнительный лист серии АС № 006963943 от 12.11.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411931, 40 руб. был принят на исполнение в порядке ст. 242-2 БК РФ, как исполнительный лист по взысканию за счет казны муниципального образования.
Однако у такой высокотрансферной территории, какой является Артемовский городской округ, недостаточно бюджетных ассигнований даже для решения вопросов местного значения, в связи с чем, увеличивается задолженность по исполнительным документам. На учете в Финуправлении находятся исполнительные листы, поступившие на исполнение в 2012-2016 годах.
При недостаточности денежных средств для удовлетворения всех предъявленных исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Артемовского городского округа, исполнение исполнительных листов по искам к казне Артемовского городского округа осуществляется в порядке календарной очередности поступления документов в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 855 ГК РФ.
Финансовое управление Администрации АГО уведомило соответствующего главного распорядителя бюджетных средств - Администрацию Артемовского городского округа и взыскателя ФИО1 о принятии исполнительного листа в порядке, предусмотренном статьей 242.2 БК РФ, и об очередности его исполнения.
Очередность исполнения, определяемая ст. 855 ГК РФ (календарная очередность поступления исполнительного листа в финорган), на момент поступления и/листа серии АС № 006963943 от 12.11.2014 по делу № А60-25297/2014 - 51 (пятьдесят первая), то есть до погашения 50 исполнительных листов на общую сумму 37,9 миллионов рублей возможности исполнить исполнительный лист у Артемовского городского округа не имелось.
Поскольку исполнение исполнительных листов, где должником указан Артемовский городской округ в лице Администрации Артемовского городского округа (в случаях, когда взыскание производится за счет казны), осуществляется в порядке, установленном ст. 242-2 БК РФ, требования административного истца об обязании административного ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Артемовского городского округа (органа местного самоуправления в силу ст. 161 БК РФ имеющего статус муниципального казенного учреждения) являются незаконными.
Просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца и привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Администрации Артемовского городского округа на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, которые о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрения дела без участия.
Представителем Администрации АГО направлен в суд отзыв (л.д.), из которого следует, что согласно уведомлению о поступлении исполнительного документа от 13.07.2016 № 06/819 исполнительный лист серии АС № 006963943 от 12.11.2014 по делу А60-25297/2014 о взыскании 411 931, 40 рублей за неисполнение судебного акта № А60-44242/2010 поступил на исполнение в Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа 07.07.2016.
Администрация не является должником по указанному исполнительному документу. Должником является Артемовский городской округ: в решении суда прямо указано о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не за счет какого-либо муниципального органа, в том числе Администрации.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что определением от 25.11.2015 Арбитражного суда Свердловской области произведена замена стороны взыскателя ООО «Энергосервис» на правопреемника ФИО1 в исполнительном производстве по делу № А60-25297/2014, которое вступило в законную силу (л.д. 5-6).
ФИО1 обратился в Финуправление с заявлением о принятии исполнительного листа серии АС № 006963943 от 12.11.2014 по делу № А60-25297/2014, с приложением реквизитов для оплаты (л.д. 4), документы были вручены административному ответчику 07.07.2016, что подтверждается почтовым уведомлением, описью вложения (л.д. 3).
Согласно уведомлению, направленному ФИО1 о поступлении исполнительного документа от 13.07.2016 № 06/819 исполнительный лист серии АС № 006963943 от 12.11.2014 по делу А60-25297/2014 о взыскании 411 931, 40 рублей за неисполнение судебного акта № А60-44242/2010 поступил на исполнение в Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа 07.07.2016.
Согласно уведомлению № 06/828 от 18.07.2016 ФИО1 уведомлен о поступлении исполнительного документа, что подтверждается почтовыми квитанциями и уведомлением о вручении письма.
Выписка из таблицы очередности и/листов по состоянию на 12.07.2016 свидетельствует, что в порядке очередности, по календарной дате поступления, указанный исполнительный лист указан в очереди №51 (л.д. ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
В соответствии со ст. 242.5 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом (на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пунктов 6-4 статьи 242.2 Кодекса, для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5).
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6).
Как следует из содержания исполнительного листа от 11.08.2014, Арбитражный суд Свердловской области решил взыскать с Артемовского городского округа в лице АДМИНИСТРАЦИИ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6602001531, ОГРН 1026600580270) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Энергосервис» 411 931 руб. 40 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными за период с 22.12.2012 по 16.06.2014 за счет казны городского округа (л.д.34).
Таким образом, должником по указанному исполнительному листу является Артемовский городской округ в лице Администрации Артемовского городского округа, исполнение решения осуществляется за счет его казны.
В силу ч. 2 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, т.е. ни Финансовое управление Администрации АГО, ни Администрация АГО не могут исполнять указанный исполнительный лист в том порядке, который указывается административным истцом в административном исковом заявлении - в порядке, предусмотренном 242-5 Кодекса «Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений».
Соответственно, у Финуправления при предъявлении взыскателем ФИО1 исполнительного листа серии АС № 006963943 от 12.11.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411 931, 40 руб., не возникла и не могла возникнуть обязанность приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финоргане - при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган (часть 7 статьи 242-5 БК РФ).
Исполнительный лист серии АС № 006963943 от 12.11.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411 931, 40 руб. был принят на исполнение в порядке ст. 242-2 БК РФ, как исполнительный лист по взысканию за счет казны муниципального образования.
Как следует из выписки по учету исполнительных, находящихся на исполнении в Финуправлении в порядке главы 24-1 БК РФ, по стоянию на 12.07.2016, исполнительных листов, рассматриваемый исполнительный лист указан в очереди под №51 (л.д.38-39). Всего на 12.07.2016 исполнению подлежало исполнительных листов за счет казны Артемовского городского округа на сумму 40 933 580,97 руб. По состоянию на 29.12.2016, исполнению подлежало за счет казны округа 57 исполнительных листов, на сумму 31 513 476,44 руб. Очередность исследуемого исполнительного листа - №47 (л.д.69-70).
Как следует из Приложения №5 к решению Думы Артемовского городского округа от 24.12.2015, №757 «Об утверждении бюджета Артемовского городского округа на 2016 год», на исполнение судебных актов по искам к казне Артемовского городского округа, было предусмотрено 1 000 000 рублей (л.д. 52-56).
Решениями Думы Артемовского городского округа от 16.06.2016 за №830, от 06.12.2016 за №53 «О внесении изменений в решение Думы Артемовсокго городского округа от 24.12.2015 №757 «Об утверждении бюджета Артемовского городского округа на 2016 год», на исполнение судебных актов по искам к казне Артемовского городского округа дополнительного финансирования не было предусмотрено (л.д.57-64).
Таким образом, из анализа приведенных нормативно - финансовых актов органа местного самоуправления следует, что у административного ответчика не было финансовой возможности в течение трех месяцев, с момента поступления исполнительного листа, его исполнить.
В связи с чем, доводы административного ответчика о том, что при недостаточности денежных средств для удовлетворения всех предъявленных исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Артемовского городского округа, исполнение исполнительного документа взыскателя могло быть осуществлено только в порядке календарной очередности поступления документов, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 855 ГК РФ, суд находит обоснованными.
Кроме того, поскольку исполнение исполнительных листов, где должником указан Артемовский городской округ в лице Администрации Артемовского городского округа (в случаях, когда взыскание производится за счет казны), осуществляется в порядке, установленном ст. 242-2 БК РФ, требования административного истца об обязании административного ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Артемовского городского округа (органа местного самоуправления в силу ст. 161 БК РФ имеющего статус муниципального казенного учреждения), являются незаконными.
Исходя из вышеизложенного, суд не усматривает бездействия Финуправления в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Артемовского городского округа до фактического исполнения требований по исполнительному листу.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа о признании бездействия, выразившегося в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации АГО до фактического исполнения требований по исполнительному листу, обязании Финансового управления Администрации Артемовского городского округа приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Артемовского городского округа до фактического исполнения требований по исполнительному листу АС № 006963943, выданного на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2014 по делу № А60-25297/2014 о взыскании 411 931 рублей 40 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд, в течение одного месяца, начиная со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.
Судья: Т.В. Соломина