Решение по делу № 3а-354/2018 от 20.09.2018

Дело № 3а-354/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2018 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Силенок О.В.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,

представителя административного истца АО «Меакир» Малининой И.Ю., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Мишкиной О.О., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Меакир» о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п,

УСТАНОВИЛ:

Правительством Пермского края 25.11.2017 принято постановление № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-П). Нормативный правовой акт опубликован 04.12.2017 в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, а также размещен 30.11.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного постановления Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктом 1026 таблицы № 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» включено здание с кадастровым номером **, расположенное в г. Березники.

Акционерное общество «Меакир» (далее – АО «Меакир», Общество), являясь собственником здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: г. Березники ул. ****, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пункта (строки) № 1026 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год (таблица 1) Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что принадлежащий ему объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы АО «Меакир» в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях изложил позицию, указанную в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, обозрев видеозапись пропускного режима на территорию АО «Меакир», суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Законом Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Министерством данный перечень был сформирован, который утвержден Правительством Пермского края постановлением от 25.11.2017 № 944 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». Данным постановлением определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год. В пункт 1026 указанного Перечня включено здание с кадастровым номером: **, расположенное по адресу: Пермский край г. Березники.

Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п издано в установленном порядке уполномоченным органом и опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1, 2).

Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Из материалов дела следует, что АО «Меакир» является собственником 1,3-этажного здания административного корпуса с гаражом на 25 машин (лит. Б, Б1, Б2), назначение нежилое, общей площадью 2045, 8 кв.м, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: г. Березники ул. **** (л.д. 47).

Земельный участок с кадастровым номером **, в пределах которого расположены принадлежащие на праве собственности административному истцу нежилые здания, в том числе спорное здание административного корпуса с гаражом, полностью входит в Зону «Санитарно-защитной зоны промышленных предприятий», сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления от 29.06.2006 № 831 «Об утверждении Проекта общей санитарно-защитной зоны промышленного узла городского округа «Город Березники».

Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ условий отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.

Представитель Правительства Пермского края в ходе судебного разбирательства не оспаривает, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ** не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Объект капитального строительства включен в Перечень в связи с тем, что наименование административного здания указывает на то, что оно предназначено для использования в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, критерием для признания того, что здание предназначено или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения является размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия (собственника здания) и не являющейся определённым этапом такой деятельности.

Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что основным видом деятельности АО «Меакир» является производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины (л.д. 53).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках на здание с кадастровым номером **, нежилое здание расположено по адресу: ****, этажность: 1, площадь 2045,8 кв. м, наименование: кирпично-панельное здание административного корпуса с гаражом (л.д. 44-46).

Как следует из технического паспорта здания, составленного по состоянию на 04.02.2016, 1,3-этажное здание, расположенное по адресу: г. Березники ул. ****, лит. Б, Б1, Б2, имеет наименование: административный корпус с гаражом, назначение: нежилое. Из содержания технического паспорта (экспликации к плану строений) усматривается, что в здании расположены такие помещения как: лестничные клетки, кабинеты, коридоры, душевая, раздевалка, комната отдыха, подсобное помещение, склад, гараж, диспетчерская, архив, туалеты, умывальные, санузел (л.д. 32-33). Размещение в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено.

Суд полагает, что наименование нежилого здания «административный корпус» в документах кадастрового и технического учета само по себе не указывает на то, что здание является административно-деловым центром, предназначенным для размещения в нем офисов и подпадающим под понятие «административно-деловой центр», содержащееся в подпункте 3 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Указание в техническом паспорте о наличие в здании кабинетов также само по себе не означает, что такие помещения являются офисами, то есть имеют самостоятельное офисное назначение.

Из представленных в материалы дела решения Арбитражного суда Пермской области от 24.12.2003 по делу № А50-29119/03-Г-5, постановления Арбитражного суда Пермской области от 26.02.2004 по проверке законности и обоснованности принятого решения от 24.12.2003, постановления Главы г. Березники от 04.06.2007 № 947 «О предоставлении ОАО «Меакир» в собственность земельных участков (в том числе с кадастровым номером **), занимаемых производственными зданиями и сооружениями», договора купли-продажи земельного участка от 13.06.2007 № ** усматривается, что спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ** в составе производственного комплекса.

Указанные выше обстоятельства, по мнению суда, подтверждают доводы представителя административного истца о том, что помещения, расположенные в административном корпусе с гаражом, фактически используются АО «Меакир» для размещения производственно-управленческого персонала и своих работников, обеспечивающих выполнение производственного процесса. Помещения в здании носят вспомогательный характер, направлены на обеспечение деятельности Общества как единого производственного комплекса и не отвечают критериям, которые определены в статье 378.2 НК РФ.

Доказательств того, что помещения в спорном здании с кадастровым номером ** фактически используются для размещения в них офисов и площадь таких помещений составляет не менее 20% от общей площади здания, не представлено. Изложенное подтверждено и актом обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 29.10.2018, составленного на основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 11.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1251, из которого следует, что на 1 этаже (49 кв.м) и на 2,3 этажах (473, 4 кв.м) нежилые помещения используются для размещения административного персонала АО «Меакир», на 1 этаже (1523, 4 кв.м) помещения используются под автомобильный гараж (включает также раздевалки, душевые, бытовки, помещения для приема пищи).

При этом суд учитывает, что доступ на земельный участок, на котором находится административный корпус, осуществляется через пункт охраны, что подтверждено представленной в материалы дела на флеш-карте видеозаписью, копией инвентарной карточки на объект основных средств – ограждение периметра завода, копией договора на оказание охранных услуг от 27.07.2016 № **.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем Правительство Пермского края доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ и необходимым для включения этого здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, не представил.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как указал представитель административного ответчика и заинтересованного лица в ходе рассмотрения настоящего дела, мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечень не производились. Включение в Перечень произведено на основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении спорного здания.

С учетом изложенного, суд полагает, что оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край г. Березники ул. ****, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п, не имелось.

Требование административного истца о признании недействующим пункта 1026 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п, подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату, с которой суд считает необходимым признать недействующим оспариваемое в части постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п, суд принимает во внимание, что сам приказ определяет перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год, в оспариваемой части приказ затрагивает интересы самого административного истца. В таком случае суд считает возможным признать постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п недействующим в оспариваемой части со дня его принятия.

Руководствуясь 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Акционерного общества «Меакир» удовлетворить.

Признать не действующим пункт 1026 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п, со дня принятия.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 1 ноября 2018 года.

Судья

3а-354/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Меакир"
Прокурор ПК
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Малинина Ирина Юрьевна
Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.09.2018Регистрация административного искового заявления
21.09.2018Передача материалов судье
21.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2018Предварительное судебное заседание
30.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.11.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.12.2018Судебное заседание
12.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее