Решение по делу № 2-180/2017 от 16.01.2017

2-180/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми

в составе судьи Щенникова Е. В.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт

07 апреля 2017 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО МР «Сыктывдинский» о возложении обязанности организовать предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО МР «Сыктывдинский» о возложении обязанности организовать предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, в срок до 01.01.2020. В обоснование требований указано, что ходе проведенной прокуратурой Сыктывдинского района проверки установлено, что общее количество несовершеннолетних детей, обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях Сыктывдинского района, составляет 1 482 человека. В результате автоматического комплектования дошкольных образовательных организаций детьми на 2016-2017 учебный год в детские сады с. Выльгорт направлено 134 несовершеннолетних в возрасте от 2 лет и старше. Предоставление мест в дошкольных образовательных организациях несовершеннолетним, рожденным в 2015 г. и подлежащим обучению в «ясельной группе», не представляется возможным, в связи с отсутствием для них мест. По состоянию на 26.12.2016 в автоматизированной системе учета очередности детей на предоставление места в дошкольных образовательных организациях Сыктывдинского района зарегистрировано 622 заявления, из которых 450 человек претендует на предоставление мест в с. Выльгорт. Администрацией МО MP «Сыктывдинский» законодательно установленная обязанность по организации обеспечения детей, имеющих право на получение дошкольного образования, возможностью получения образования соответствующего уровня надлежащим образом не выполняется, что приводит к нарушению гарантированного права несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования, в связи с чем прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском.

В ходе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования, согласно которым истец просит возложить на администрацию МО МР «Сыктывдинский» обязанность организовать предоставление бесплатного дошкольного образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования, на территории муниципальных образований сельских поселений «Выльгорт», «Зеленец», «Пажга» в срок до 01.01.2020.

В судебном заседании прокурор Иванова Д. И. на уточненных исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика администрации МО МР «Сыктывдинский» Морокова Л. В. в судебном заседании возражала удовлетворению требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно указала, что в районе достигнута 100% доступность обеспечения детей от трех лет дошкольным образованием, в имеющихся на территории Сыктывдинского района 17 учреждениях, 12 из которых дошкольные учреждения, 5 общеобразовательные школы, при которых созданы группы пребывания детей дошкольного возраста. Полагает, что исковое заявление подано прокурором преждевременно, поскольку на сегодняшний день чьи-либо права не нарушаются, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, установлено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Положениями статьи 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В указанной статье также воспроизведено конституционное положение о том, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В связи с этим пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.05.2006 № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на 26.12.2016 в автоматизированной системе учета очередности детей на предоставление места в дошкольных образовательных организациях Сыктывдинского района зарегистрировано 622 заявления, из которых 450 человек претендует на предоставление мест в с. Выльгорт.

По данным Управления образования администрации МО МР «Сыктывдинский» по состоянию на 01.01.2017 созданы и функционируют в с. Выльгорт 5 муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в с. Зеленец – 2 учреждения, в с. Пажга – 2 учреждения (1 - в с. Пажга, 1 - в с. Лэзым).

При этом общее количество мест в данных учреждениях с. Выльгорт составляет 707 человек, фактически посещает – 739; в с. Пажга – 197 человек (с. Пажга – 157, с. Лэзым – 40), фактически посещает – 215 (с. Пажга – 172, с. Лэзым – 43); с. Зеленец – 263 человек, фактически посещает – 270.

Из отзыва на исковое заявление от 02.03.2017 следует, что администрацией МО МР «Сыктывдинский» ведется фактическая организация предоставления бесплатного дошкольного образования, выражающаяся в мероприятиях по проектированию и введению уже построенных дошкольных учреждений. Так, достроен МАДОУ «Детский сад № 3», для строительства новых зданий дошкольных учреждений администрацией района выделено три земельных участка в с. Выльгорт: на ул. Славы, в м. Пичипашня, на ул. Рабочей. В отношении участка на ул. Рабочая управление образования заключен договор с ООО «Институт Кировостройпроект» на создание архитектурного проекта детского сада на 240 мест. Договор исполнен, в настоящее время объявлен аукцион на проектирование здания. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15.03.2017 победителем электронного аукциона признано ООО Проектная мастерская «Палаццо».

В тоже время согласно представленной ответчиком информации по состоянию на 01.03.2017 очередность в детские образовательные учреждения составляет: в с. Выльгорт - 480 детей, из которых 155 получили направления в образовательные учреждения с 01.09.2017); в с. Зеленец – 90 детей, из которых 40 получили направления в образовательные учреждения с 01.09.2017; в с. Пажга – 62 ребенка, из которых 24 из них получили направления в образовательные учреждения с 01.09.2017.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в очереди на получение места в детском саду стоит 413 детей, в том числе с. Выльгорт 325 детей, с. Зеленец – 50 детей, с. Пажга – 38 детей.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Так, ответчиком представлены доказательства того, что на территории сельского поселения «Выльгорт» предпринимаются меры по фактической организации предоставления бесплатного дошкольного образования, тем не менее, доказательств того, что администрацией принимаются достаточные меры по строительству дошкольных учреждений или по увеличению в них мест не представлено. При этом, данных о принятии каких-либо мер на территории с. Зеленец и с. Пажга суду не представлено.

Наличие очередности ответчиком не оспаривается.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, суд полагает, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав детей на предоставление бесплатного дошкольного образования на территории МР «Сыктывдинский», поскольку обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования на момент рассмотрения дела в полном объеме ответчиком не исполнена.

Оценивая довод ответчика, о неопределенности просительной части искового заявления, которая исключит возможность исполнения решения суда, суд приходит к выводу о невозможности указания в решении на конкретное количество мест в дошкольных образовательных учреждениях, подлежащих созданию, поскольку это в зависимости от числа детей (увеличения или уменьшения) может привести как к тому, что не все дети, достигшие указанного возраста, будут обеспечены возможностью получить дошкольное образование, так и к тому, что будут созданы места, которые не будут заполнены.

Довод ответчика о том, что прокурором в исковом заявлении не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования, а также обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, судом не принимается во внимание, поскольку обращение в суд с иском вызвано многочисленными обращениями граждан по вопросу нарушения прав несовершеннолетних на получение бесплатного дошкольного образования. В подтверждение указанных обстоятельств представлены соответствующие документы (обращение гражданина, ответы администрации МО МР «Сыктывдинский» на запросы прокуратуры по факту нарушения прав граждан на бесплатное дошкольное образование).

Кроме того, в предоставленном ответчиком письме управления образования администрации МО МР «Сыктывдинский» № 204 от 07.02.2017 также указано, что в связи с низкой доступностью дошкольного образования для детей раннего возраста поступают многочисленные обращения по предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях с. Выльгорт в адрес Президента РФ, Главы РК, Министерства образования, науки и молодежной политики РК, администрации Сыктывдинского района, тем самым опровергая довод об отсутствии нарушения либо угрозы нарушения прав граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Сыктывдинского района и признает разумным срок исполнения решения суда до 01.01.2020.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО МР «Сыктывдинский» удовлетворить.

Возложить на администрацию МО МР «Сыктывдинский» обязанность организовать предоставление бесплатного дошкольного образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования, на территории муниципальных образований сельское поселение «Выльгорт», сельское поселение «Зеленец», сельское поселение «Пажга» в срок до 01 января 2010 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Е. В. Щенникова

Мотивированное решение составлено 12.04.2017.

2-180/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Сыктывдинского района
Ответчики
администрация муниципального образования муниципального района (АМОМР) "Сыктывдинский"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
16.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2017Передача материалов судье
20.01.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2017Предварительное судебное заседание
01.03.2017Судебное заседание
21.03.2017Судебное заседание
30.03.2017Судебное заседание
07.04.2017Судебное заседание
12.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее