№ 2-6194/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2015 года г. Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
Судьи Кайгородовой О.Ю.,
при секретаре: Блодич Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску А.. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском о возмещении морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием за совершение преступления предусмотренного ч.3 ст. 30 п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ. В обоснование указал, что при вынесении приговора Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ А.. оправдан по ч.3 ст. 30 п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ.
Полагает, что он имеет право на возмещение морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием, который оценивает в сумме 500 000 руб. Просил взыскать указанную сумму с ответчика.
В судебном заседании представитель прокуратуры Алтайского края, помощник прокурора Акарачкина С.В. не оспаривала право истца на компенсацию мррального вреда, вместе с тем не согласилась с размером, заявленным истцом, полагает его завышенным.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в лице УФК по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представлен отзыв, согласно которого просит исковые требования оставить без удовлетворения, так как доводы истца носят предположительный характер, не основаны на письменных и иных доказательствах. Доказательств несения истцом нравственных страданий не представлено, неуказан характер и степень глубины причиненного морального вреда в результате уголовного преследования.
Истец в судебное заседание не явился, находится в местах лишения свободы, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представителя не направил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения прокурора, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части по следующим основаниям.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
От имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ в лице соответствующего территориального органа.
Установлено, что А.. органами следствия обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3. Ст. 30, п «а» ч. 2 ст. 228.1; п. «а» ч.2 ст. 228.1; ч.3 ст. 30, п.п. «а,б» ч. 2 ст. 228.1, ч.3 ст. 30, п «а» ч. 2 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 п.п. «а,б», ч.2 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.
Приговором Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ А.. был признан виновным по ч.3 ст.30, п.п. «а,б» ч.2 ст. 228.1, ч.2 ст. 228 УК РФ, по совокупности приговоров, в соответствии со ст. 70 УК РФ назначено наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания исправительной колонии особого режима.
По ч.3 ст. 30 п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ А.. оправдан за недоказанностью в совершении данного состава преступления. Мера пресечения ч.3 ст. 30 п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ оставлена прежняя - содержание под стражей до вступления приговора в законную силу.
Судебной коллегией по уголовным делам Алтайского краевого суда приговор Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ изменен условно-досрочное освобождение по приговору Ленинского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ А.. считать отмененным в соответствии с п. «в» ч.7 ст. 79 УК РФ. Наказание по совокупности приговоров в соответствии со ст. 70 УК РФ в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы А.. считать назначенным путем частичного присоединения к назначенному наказанию не отбытой части наказания по приговору Ленинского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части приговор оставлен без изменения.
В соответствии со ст. 133, 134 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, в силу п. 1 ч.2 ст. 133 УПК РФ имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
Согласно приговора Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ А.. оправдан по эпизоду от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного по ч.3 ст. 30 п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ, за непричастностью к совершению данного преступления.
Таким образом, в связи с вынесением оправдательного приговора по ч.3 ст. 30 п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ в отношении А.. у последнего возникло право на реабилитацию в указанной части и истец имеет право на компенсацию морального вреда, поскольку само по себе незаконное уголовное преследование, вопреки позиции ответчика, третьих лиц не может не причинить переживаний, повлекших причинение морального вреда.
Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 своего Постановления "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) указал, что размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Определяя размер подлежащего компенсации морального вреда, суд учитывает фактические обстоятельства дела, характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, степени этих страданий, а также личность истца, который был признан виновным и осужден за тяжкое преступление, что позволяет сделать вывод, что содержался под стражей истец в период следствия по уголовному делу до вынесения приговора не только по обвинению в совершении преступления, по которому был оправдан, но и в связи с совершением преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30, п.п. «а,б» ч.2 ст. 228.1, ч.2 ст. 228 УК РФ по которым был вынесен обвинительный приговор, и назначено наказание в виде лишения свободы. Руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что причиненный истцу моральный вред, нравственные переживания в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности подлежит компенсации в денежном выражении в размере 5 000 рублей.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд полагает возможным назначить компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей и взыскать указанную сумму с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░