Докладчик Димитриева Л.В. Апелляционное дело N 33-639/2020
Судья Мордвинов Е.Н. Гражданское дело N 2-3188/2019
УИД 21RS0024-01-2019-003720-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2020 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Комиссаровой Л.К.,
судей Димитриевой Л.В., Уряднова С.Н.,
при секретаре Герасимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Ладина Владимира Викторовича к закрытому акционерному обществу «Городской таксомоторный парк» о защите прав потребителя, поступившее по апелляционной жалобе Ладина Владимира Викторовича на решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2019 года,
установила:
Ладин В.В. обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Городской таксомоторный парк» (далее ЗАО «ГТП» либо Общество) о признании незаконным применения различных тарифов на проезд по межмуниципальному маршруту N262 «Чебоксары (Республиканская детская больница) - Новочебоксарск (Химтехникум)» в зависимости от способа оплаты: в безналичном порядке с применением национальных платежных инструментов либо наличными денежными средствами; возложении обязанности утвердить по указанному маршруту единый тариф независимо от способа оплаты, признании необоснованным применения различных тарифов, установленных для применения в каждом из муниципальных образований, по территории которых проходит маршрут: муниципальное образование (далее МО)«Город Чебоксары», МО «Чебоксарский район», МО «Город Новочебоксарск»; возложении обязанности утвердить по указанному маршруту единый размер тарифа по всей протяженности маршрута либо обосновать тариф иным способом на основе утвержденного ответчиком технико-экономического обоснования.
В обоснование иска указал, что с 01.03.2019 ответчиком установлены следующие тарифы на перевозку по маршруту N 262: при проезде по направлению город Чебоксары - город Новочебоксарск при оплате наличными денежными средствами - 26 руб., при оплате единой транспортной картой (далее картой ЕТК) - 25 руб., при проезде по городу при оплате наличными денежными средствами - 23 руб. и при оплате картой ЕТК - 19 руб.
Между тем статьей 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрен запрет на установление в отношении одного вида услуг различных цен в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Кроме того, указывал, что установленная перевозчиком плата является не фиксированной по всей длине маршрута, так как тарифы на перевозку между МО «Город Чебоксары» и «Город Новочебоксарск» существенно выше тарифов, установленных для перевозки в пределах муниципального образования, при этом формирование указанных тарифов представляется экономически необоснованным.
На основании изложенного, указывая на оставление направленной 26.07.2019 в адрес ответчика претензии без удовлетворения, полагал свои права как потребителя по договору возмездного оказания услуг по перевозке транспортом общего пользования нарушенными.
Истец Ладин В.В. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика ЗАО «ГТП» Федоров Н.М. возражал относительно иска.
Третье лицо Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики представителя в суд не направило.
Решением Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 04.12.2019 в удовлетворении иска к ЗАО «ГТП» Ладину В.В. отказано.
На указанное решение Ладиным В.В. подана апелляционная жалоба.
Апеллянт Ладин В.В. в судебном заседании жалобу поддержал.
Представитель ЗАО «ГТП» Федоров Н.М. возражал относительно жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в суд не направили.
Исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, размещении информации о времени и месте рассмотрения жалобы, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте суда апелляционной инстанции, а также в занимаемых судом апелляционной инстанции помещениях, судебная коллегия не усмотрела препятствий в рассмотрении дела по имеющейся явке.
Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО «ГТП» осуществляет регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту N 262 «Чебоксары (Республиканская детская больница) - Новочебоксарск (Химтехникум)» на основании свидетельства серии 21 ЧР N 000042 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок серии 21 ЧР N 001131, выданных Минтрансом Чувашии на период с 20.07.2016 по 19.07.2021.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 2 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 статьи 2 данного Федерального закона, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ предусмотрено право устанавливать законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из обязанности обеспечения исправной работы установленного в транспортном средстве оборудования для безналичной оплаты проезда.
В соответствии с пунктами 17, 18 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В Чувашской Республике отношения в области организации регулярных перевозок и перевозок легковым такси регулируются Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее - Закон Чувашской Республики N 48), частью 17 статьи 4 которого (в редакции от 30.11.2018 N 85) при осуществлении регулярных перевозок на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества возложена обязанность обеспечивать соответствие транспортных средств автомобильного транспорта или городского наземного электрического транспорта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обеспечивать реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.
Согласно статьям 6 и 7 указанного Закона Чувашской Республики N 48 разработка и установление таких требований, разработка и реализация политики в сфере развития регулярных перевозок отнесены к полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 28.04.2018 N 154 утверждён Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике, согласно которому маршрут N 262 «Чебоксары (Республиканская детская больница) - Новочебоксарск (Химтехникум)» отнесён к перевозкам по нерегулируемым тарифам.
Приказом Общества от 24.04.2017 N 12 «Об установлении стоимости проезда по маршруту N 262 «Чебоксары-Новочебоксарск» в связи с изменением стоимости проезда на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом с 01.03.2017 по указанному маршруту установлена следующая стоимость проезда: при оплате наличными денежными средствами - 25 руб.; при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда - 24 руб.; стоимость проезда по городу - 22 руб.
Приказом Общества от 10.05.2018 N 10 «Об установлении стоимости проезда по маршруту N 262 «Чебоксары-Новочебоксарск» в связи с изменением стоимости проезда на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом с 11.05.2018 по указанному маршруту установлена следующая стоимость проезда: при оплате наличными денежными средствами - 26 руб.; при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда - 25 руб.; стоимость проезда по городу - 22 руб.
Разрешая спор, суд исходил из того, что ЗАО «ГТП» предоставлена возможность самостоятельного выбора пассажирами способа оплаты проезда, и установление различных тарифов на проезд в зависимости от вида средства платежа и территории проезда не является нарушением прав истца как пассажира, который самостоятельно определяет способ оплаты проезда, в том числе в зависимости от территории проезда, и, указывая, что Закон N 220-ФЗ не предусматривает запрет перевозчику устанавливать различные тарифы на проезд в зависимости от вида средства платежа и территории проезда, а также не требует какого-либо технико-экономического обоснования установленного тарифа, отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд отметил, что установленные ответчиком тарифы не превышают тарифов, установленных постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 10.05.2018 N 160 «О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики».
Апеллянт полагает необоснованными выводы суда о том, что на спорные правоотношения не распространяются положения пункта 4 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
По доводам жалобы судебная коллегия исходит из следующего.
Кабинетом Министров Чувашской Республики 31.12.2013 принято постановление N 566 «О картах для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики» (далее также - Постановление N 566). Данный нормативный правовой акт официально размещен 31.12.2013 на портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.cap.ru, опубликован в республиканской газете «Вести Чувашии» от 18.01.2014 N 2, и вступил в силу 11.01.2014, за исключением абзаца 8 пункта 5, который вступил в силу 01.05.2014.
Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.03.2016 N 80 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2013 года N 566», от 15.12.2016 N 540 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2013 года N 566 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики», от 26.07.2017 N 292 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2013 года N 566» в Постановление N 566 вносились изменения и дополнения. При этом постановлением от 15.12.2016 N 540 признано утратившим силу постановление от 23.03.2016 N 80, а постановлением от 26.07.2017 N 292 наименование Постановления N 566 изложено в следующей редакции: «О картах для безналичной оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях на территории Чувашской Республики».
Названные постановления были официально опубликованы и вступили в силу в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1.1 Постановления N 566 (в редакции постановления от 26.07.2017 N 292) перевозчикам предписано при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» обеспечить реализацию права пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее также - УАТ) определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
В статье 1 УАТ определено, что отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, не урегулированные указанным федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно статье 14 указанного закона в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом в пункте 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что по вопросам пункта 2 данной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статья 15 Закона N 220-ФЗ предусматривает, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации. Регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Регулируемые тарифы на перевозки по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены начальные остановочные пункты по данным маршрутам регулярных перевозок, по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены конечные остановочные пункты данных маршрутов регулярных перевозок.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в Чувашской Республике эти полномочия на основании Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» отнесены к полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики.
Кабинетом Министров Чувашской Республики 31.12.2013 принято постановление N 566 «О картах для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики».
По итогам проведенного в 2014 году уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики конкурса по определению уполномоченного оператора, ответственного за изготовление (оформление), продажу карт для безналичной оплаты проезда и в последующем пополнении денежных средств на карты для безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики, договор на осуществление функции оператора заключен с единственным участником конкурса ООО «Единая транспортная карта», который принял на себя обязанности по обеспечению оборудованием для безналичной оплаты проезда.
Приведенные положения действующего федерального и регионального законодательства свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросу, отнесенному к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленной компетенции и уполномоченным органом.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, на регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах МО «Город Чебоксары», МО «Чебоксарский район», МО «Город Новочебоксарск» установлена дифференцированная плата в зависимости от способа оплаты и оплата картой.
При этом, как указано в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 4-АПГ17-38, отношения, основанные на административно публично-властном подчинении одной стороны другой, в части регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования под правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, не подпадает, между ними отсутствуют договорные правоотношения.
В рассматриваемом случае, согласно документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике маршрут N 262 «Чебоксары (Республиканская детская больница) - Новочебоксарск (Химтехникум)» отнесён к перевозкам по нерегулируемым тарифам, соответственно между перевозчиком и пассажиром имеются договорные отношения.
Между тем, исходя из императивного правила, установленного пунктом 4 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», определяющего, что при оплате услуг исполнителю запрещено устанавливать в отношении одного вида услуг различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов, несоблюдение которого фактически будет означать наступление для исполнителя административной ответственности по части 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой услуг, юридическое содержание такого запрета подразумевает недопустимость совершения действий, выражающихся в завышении соответствующей цены услуг, изначально объявленной исполнителем в качестве существенного условия договора, информация о которой должна доводиться до сведения потребителей с соблюдением требований, установленных статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
При этом в любом публичном договоре, связанном с оказанием услуг, каковым, в том числе, является договор перевозки, цена по общему правилу должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории, а иные условия не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Во взаимосвязи с соответствующими положениями пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым в число информации об услугах помимо цены также входят условия приобретения услуг, вышеизложенное означает, что разрабатываемые и реализуемые исполнителями маркетинговые стратегии, направленные, в частности, на повышение привлекательности безналичных расчетов за счет предоставления разного рода скидок (бонусов и тому подобное) с «основной» цены товаров при их оплате банковскими картами или иными электронными средствами платежа, в тех случаях, когда они адресованы неопределенному кругу потребителей, не являются свидетельством нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Указанная позиция высказана Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном определении от 07.12.2017 N 4-АПГ17-38, которая также отметила, что соответствующая разница в тарифах обусловлена расходами по изготовлению разовых печатных билетов и необходимостью содержания специализированных пунктов продажи билетов, и это требованиям пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречит.
В указанном судебном постановлении отмечено, что приобретение разового печатного билета в салоне транспортного средства и в специализированных пунктах продажи билетов перевозчиков по тарифу превышает стоимость одной поездки, оплаченной с использованием единой транспортной карты, иной транспортной карты с записанным на ней электронным приложением единой транспортной карты, банковской карты с записанным на ней электронным приложением единой транспортной карты, банковской карты с бесконтактной технологией оплаты, мобильного электронного билета, однако тарифы установлены для неопределенного круга лиц, и все без исключения потребители могут пользоваться любой ценовой ставкой.
При таком положении, судебная коллегия не усматривает нарушение прав истца применением ЗАО «ГТС» при перевозке пассажиров по межмуниципальному маршруту N262 «Чебоксары (Республиканская детская больница) - Новочебоксарск (Химтехникум)» нерегулируемого тарифа не выше регулируемого тарифа, утвержденного постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 10.05.2018 N 160 «О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики».
Довод жалобы о том, что указанное постановление не подлежит применению в данной правовой ситуации, поскольку применимо лишь при регулировании перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, а не муниципальных перевозок в границах города, не влияет на законность и обоснованность обжалуемого решения, истец в неравное положение с иными пассажирами не поставлен.
По указанным доводам обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Ладина Владимира Викторовича на решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: